Режим дня и возрастные особенности младших школьников. Что не желательно делать родителям. Режим для школьника начальных классов

Режим дня младшего школьника.

Первый год учебы в школе - самый трудный. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть. Чтобы усидеть 45 минут урока, нужна особая тренированность, а ее пока не хватает. Ограничение в движении первоклассники переносят особенно тяжело. На протяжении всего урока требуется от учеников внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты. К этим трудностям, объединяющимся в особенности физиологического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы. Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности. Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы - это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности. Начиная с 7-летнего возраста, основным видом деятельности становятся учебные занятия. Работы видных ученых показали, что учебные занятия в школе для учащихся 7-10 лет необходимо ограничить 4 уроками. Каждые 40 минут учебной работы чередуются с перерывом-отдыхом. Между учебными занятиями и приготовлением уроков предусматривается 2-3-часовой перерыв, значительную часть которого дети должны проводить на свежем воздухе. Вот как должен строиться день ребенка-первоклассника. Поскольку занятия начинаются у нас в 8.30, ребенок должен вставать не позднее 7 ч. До завтрака нужно застелить постель (а это ребенок должен делать сам, а не родители), сделать гимнастику, умыться, причесаться, а детям этого возраста свойственна медлительность. На гимнастику нужно обратить особое внимание. Она помогает преодолеть сонливость, почувствовать себя бодрее. Наблюдения показывают, что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий. С 7.30 до 7.50 - завтрак. 20 минут достаточно, чтобы школьник успел не только поесть, но и вымыть после еды свою посуду. На дорогу в школу оставьте столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Когда ребенок спешит, боясь опоздать к началу занятий, то, заняв свое место за партой, он расслабляется и не может быстро включиться в работу. Если школа близко, желательно, чтобы до начала занятий ребенок побывал на свежем воздухе. С того времени, когда у первоклассника кончаются уроки, ребенок, если не посещает группу продленного дня, снова попадает под родительскую опеку. Детям ослабленным, легко и быстро утомляемым, рекомендуется час послеобеденного сна; детям, здоровым и крепким - прогулка и игры на свежем воздухе. Вообще ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно домой, должна быть не менее 3,5 ч. Если ребенок спит, он идет на прогулку после сна. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями. Пусть это будут игры с мячом, со скакалкой, а зимой - катание на санках и коньках. Время внеклассных, внешкольных свободных занятий должно соотноситься с количеством уроков и длительностью приготовления домашних заданий. В связи с этим на свободные занятия режимом дня предусматривается у детей 7-летнего возраста от часа времени до двух. Самое лучшее время для приготовления домашних заданий с 16 часов. Раньше начинать нецелесообразно: физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность, повышается она снова к 16 часам. С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то же время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строгого постоянного контроля. Старайтесь воспитывать у ребенка умение работать не только хорошо, но и быстро: первоклассник должен тратить на приготовление уроков не больше часа. Чтобы он меньше уставал, предложите ему чередовать выполнение письменных и устных заданий. Оставшееся время лучше всего использовать для второй прогулки, а также для занятий музыкой и чтением. У учащихся младшего школьного возраста до 2-х с половиной часов (в течение всего дня) выделяется на самообслуживание (утренний и вечерний туалет, утренняя гимнастика, поддержание чистоты одежды и обуви) и на четырех-пятикратные приемы пищи. Последний прием пищи должен предусматриваться за час-полтора до сна. Ужин должен быть не позднее 19.00. Продолжительность его 30 минут, а после него и до сна - так называемое свободное время. Пусть этот час ребенок проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими детьми, но только не в шумные и подвижные игры. Совершенно исключается в вечернее время телевизор. И вообще дети младшего возраста должны смотреть передачи только те, которые соответствуют их возрасту. Они обычно идут под рубрикой «Экран - детям», и время их обычно не бывает после 18.30. Спать нужно ложиться не позднее 21.00. Следите за тем, чтобы перед сном ребенок почистил зубы, умылся, вымыл ноги. И не забудьте обязательно проветрить комнату. Глубокий ночной сон, продолжительность которого определена для детей 7-летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Дети младшего школьного возраста нуждаются в более длительном дневном сне. В каникулы и выходные дни, основные элементы режима дня должны оставаться такими же, как и в учебные дни - максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе. Режим дня:

7.00 - подъем.

7.00-7.30 - самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.

7.30-7.50 - завтрак.

7.50-8.15 - дорога в школу

8.30-12.30 -занятия в школе.

13.00-14.30 - обед, отдых, помощь дома по хозяйству.

14.30-16.00 - игры на воздухе.

16.00-17.00 - приготовление уроков.

17.00-19.00 - свободные занятия (по выбору детей).

19.00 - ужин.

19.00-20.30 - свободное время.

20.30-21.00 - подготовка к сну (личная гигиена)

Режим дня первоклассника

Как правильно и рационально организовать режим дня для первоклассника?

Все мы знаем, что такое режим и что этот самый режим очень важен для здоровья нашего ребенка и просто необходим не только для скорейшей адаптации малыша к школе, но и для успешного обучения. Теоретически:

Ну, а на практике, что тут скрывать, зачастую родителей бывает трудно убедить, что многие трудности обучения и ухудшение здоровья связаны именно с нарушением этого злосчастного режима.

А ведь режим не просто так придуман врачами и педагогами, он основан на закономерностях, по которым живет организм. Наш организм насквозь пронизан ритмами. Ритмично все - работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, электрическая активность мозга.

Ритмичность, регулярность, распорядок всегда и все находили полезным и положительно влияющим на самочувствие и настроение.

А для здоровья и правильного развития маленького человека продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Важно помнить, что нет и не будет универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. И все-таки:

1.Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий, т.е. в 7.00 -7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко находится Ваш дом от школы. Однако, утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы проснуться и собраться.

Итак, включаем бодрую музыку и начинаем утреннюю зарядку. Верно, не зря ее называют зарядкой, она на весь день заряжает ребенка хорошим настроением, помогает быстро устранить вялость, сонливость, повышает работоспособность.

2.Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении. Длительность зарядки для детей 6-7-летнего возраста - 10-15 минут.

Часто родители жалуются, что ребенка "никак не заставить" делать утреннюю гимнастику или, что на это "не хватает времени".

Разумеется, если Вы сами валяетесь в постели, а несчастному ребенку командуете: "Быстрее! Энергичнее! Давай, веселей!", он чувствует себя мучеником, начинает хныкать и отказываться. Но можно помочь! Заставьте себя надеть спортивный костюм и вместе с ребенком начинайте зарядку.

Да, я понимаю, наверное, Вы приведете мне много доводов и оговорок, почему у нас не получается делать зарядку по утрам и приучать к ней ребенка. У нас действительно мало времени, и хочется поспать лишние 10 минуток, и не хочется будить несчастное дитя раньше времени: Я понимаю, это непросто: И все-таки попробуйте:

3. Не все дети любят рано завтракать. Не надо настаивать, важно сохранить у ребенка хорошее настроение. И готовьте ему завтрак из продуктов, которые он ест с удовольствием. Лучше всего, если до школы он сможет ходить пешком, лишняя прогулка на свежем воздухе пойдет на пользу.

Итак, ребенок пришел из школы.

Одна из наиболее частых родительских ошибок - усаживание ребенка за уроки сразу после обеда. Дорогие родители, ни в коем случае не повторяйте этой ошибки!

Специальными исследованиями установлено, что 40% первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного, выраженного утомления, а у 68-75% детей непривычные школьные нагрузки и недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях, поэтому учебу следует чередовать с полноценным отдыхом.

Утомление - закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. Ребенок приходит из школы на спаде работоспособности! И накопление, кумуляция утомления чревато неприятностями.

4.Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для них врачи настаивают на обязательной организации дневного сна.

5.Другой способ восстановления сил - прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми. Гигиенисты считают, что нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа. Увы - столько времени на воздухе проводят лишь 21 % всех детей младшего школьного возраста...

Работоспособность человека, и ребенка в том числе, - одна из функций, которая ритмически меняется на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10-13 часов (не зря большинство школьников учится в первую смену), а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам.

6.Таким образом, наиболее целесообразное время для выполнения домашнего задания с 16 часов, т.е. на подъеме работоспособности.

По нормативным указаниям в первой половине учебного года первоклассникам домашние задания запрещаются. Однако, как всем нам известно, задание все же задают. Продолжительность занятий не должна быть более часа, причем через каждые 15-20 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3-5 минут. Не заставляйте ребенка многократно переписывать задание из черновика в чистовик и, конечно, не заставляйте ребенка делать все за один "присест". Работа в один присест, по принципу "пока не закончишь, не встанешь", малоэффективна и создает дополнительное напряжение.

С поступлением в школу многие родители стараются определить ребенка еще и в музыкальную школу, плюс бассейн, танцы и парочка иностранных языков. И получается, как в известном стихотворении А. Барто:

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок - мне петь охота,

За кружок по рисованию

Конечно, все эти интересные занятия очень важны для развития Вашего малыша. Но подумайте, насколько они посильны для ребенка? Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы, такие полезные, как спортивные.

Поэтому, дорогие родители, подумайте, возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда Ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Если же Вы решили, что дополнительные занятия необходимы Вашему ребенку, то для семилетнего ребенка их продолжительность должна быть не больше часа.

И, пожалуйста, не забывайте про прогулки на свежем воздухе. Они способствуют росту, развитию ребенка и прекрасно снимают "школьное" утомление.

7. И, наконец, наш самый больной вопрос, дорогие друзья, - это телевизор и компьютер.

Я не открою Вам Америки, если скажу, что многочасовой просмотр телевизора и продолжительные игры на компьютере - это большая эмоциональная и зрительная нагрузка для ребенка.

Вы, наверное, скажете, что это нереально, однако, врачи рекомендуют детям младшего школьного возраста смотреть телевизор не чаще 2-3 раз в неделю и не более 1 часа. К сожалению, всем нам известно, что чадо просиживает у экрана гораздо больше времени. А, если еще учесть выходные:.

И все-таки, прошу Вас, дорогие родители, пожалуйста, ограничивайте продолжительность просмотра телевизора и игр на компьютере. Поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал из просмотренной телепередачи или попросите пересказать увиденный фильм. И не забывайте, врачи установили, что расстояние между экраном и зрителями (при нормальном зрении) должно быть не меньше 2 м и не больше 5 м.

8.Вечером необходимо выкроить время, чтобы пообщаться с ребенком (дома или на прогулке). Проверьте, как приготовлены уроки (приготовлению уроков мы посвятим отдельный выпуск). А чтобы утром не тратить лишнее время на сборы и избавить ребенка от двойки по физкультуре из-за забытой спортивной формы, приучите своего ребенка собирать все необходимое для школы с вечера.

9. Не забывайте, что полноценный сон - это единственный вариант самого главного отдыха, который позволит ребенку восстановить свои силы после трудного дня. Не сомневайтесь, не выспавшийся малыш "проспит" все, что ему нужно услышать и понять в школе. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна . Ребенок младших классов должен ложиться спать не позднее 21.00 . Лучше, если перед сном, вместо просмотра кровавого боевика или еще чего-нибудь в этом духе, Вы выйдете прогуляться с ребенком минут на 15-20. Малыш уснет быстрее, и спать будет спокойнее. Кстати, в выходные время отхода ко сну должно быть таким же, как и обычно.

Если Вы еще не составили режим дня для своего ученика, то составьте и обсудите его вместе с ребёнком. И постепенно реализуйте этот режим дня в жизнь.

Пусть в поле зрения у ребенка будут часы, чтобы он мог сам регулировать свой ритм работы. Когда распорядок дня закрепится в сознании и подсознании малыша, необходимость в напоминаниях и контроле отпадет.

С уважением к Вам школьный психолог.

При подготовке выпуска использованы материалы Степановой М. И. Режим дня первоклассника // Вестник образования России.10,2003,С.62-70

Режим дня первоклассника

Примерный режим дня младшего школьника

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели туалет

7.00-7.30

Завтрак

7.30-7.50

Дорога в школу

7.50-8.20

Занятия в школе

8.30-13.05

Горячий завтрак в школе

10.10-10.25

Дорога из школы или прогулка после занятий

13.00-13.30

Обед

13.30-14.00

Послеобеденный сон или отдых

14.00-15.00

Прогулка или игры на воздухе, помощь семье

15.00-16.00

Полдник

16.00-16.15

Выполнение домашних заданий

Взрослые далеко не всегда уделяют должное внимание режиму дня школьников. И напрасно, ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и развития организма ребенка. В этот период развивается нервная деятельность, формируются основные черты характера, приобретаются необходимые в жизни знания и навыки, укрепляется здоровье.

Когда ребенок спит, учится, ест и отдыхает всегда в одно и то же время, то у него вырабатывается привычка к такому чередованию деятельности. Это чередование, повторяясь изо дня в день, создает систему условных рефлексов в коре головного мозга, внутренний стереотип. Благодаря внутреннему стереотипу, организм к определенному часу настраивается на ту или иную деятельность. При соблюдении режима дня, умственная деятельность школьника тоже будет более продуктивной.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом его физиологических, возрастных и индивидуальных возможностей.

Режим дня школьника. РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Важно соблюдать режим питания школьника. Если ребенка кормят, когда придется, то обычно он сам и не просит есть. А дети привыкшие обедать в одно и то же время, уже за 10-15 минут говорят, что хотят есть, т.к. у них выработался рефлекс на это время. И это вполне закономерно – в головном мозге возбуждается пищевой центр, пищеварительные железы выделяют соки, появляется аппетит, организм готов принимать пищу и усвоит он её наилучшим образом.

Многие, наверное, задаются вопросом: нужен ли вообще школьнику младших классов режим дня, что это такое и как правильно его сформировать. Безусловно, ребенку – первокласснику необходим режим дня. После посещения детского сада он еще не привык к новой, более взрослой жизни. В школе нет тихого часа, нет игр и прогулок. Поэтому, правильно составленный режим дня для вашего ребенка значительно улучшит качество его успеваемости в школе.

Режим дня, в идеале, представляет собой расписание, в котором четко оговорены действия ребенка в течение всего этого дня.

Режим дня школьника младших классов

Правильно сформированный режим дня для школьника младших классов , включает в себя занятость того или иного временного промежутка. Благодаря четкому распределению времени и графику выполнения определенного рода занятий, контролировать деятельность школьника вам будет намного проще.

Если, в зависимости от рода занятости родителей, малыш мог посещать или не посещать детский сад в какие либо дни, то посещение школы ежедневно (не считая пропусков по болезни и т.п.) – процесс обязательный. Учитывая этот факт, ребенку необходимо вовремя ложиться спать, что значительно упростит его подъем утром.

Также в школе не предусмотрены завтраки, как в детском саду, поэтому, накормить ребенка с утра будет весьма кстати.

Помимо всех перечисленных выше причин, по которым стоит задуматься о составлении распорядка дня, помните, режим поможет вашему ребенку в дальнейшем.

Чтобы правильно составить распорядок дня вашему ученику младших классов, обратите внимание на его повседневный образ жизни. Все менять радикально не рекомендуется, это может навредить его психике. Нужна лишь правильная корректировка.

Как составить режим дня для первоклассника

Ваш ребенок идет в первый класс. Начиная с начала августа, чтобы перемены не происходили резко, начинайте приучать ребенка раньше ложиться спать и раньше вставать по утрам. Займите предполагаемое время занятий (например, с 9.00. утра до 12.00. дня) какими-либо занятиями дома: чтение, рисование, лепка, математика и т.д. Таким образом, потом школьнику будет легче адаптироваться. Ближе к вечеру, ближе к 18-19 часам, уделите время импровизированным выполнениям домашнего задания (это опять же могут быть занятия любого рода).

Сформировав правильно режим дня , вы избежите многих проблем в будущем: капризов, нежелания учиться и выполнять домашние задания и т.д.

Итак, как выглядит примерный распорядок дня школьника младших классов, учитывая, что занятия будут начинаться в 8.30-9 утра.

  • 7.30 – подъем, утренние процедуры (умывание, чистка зубов, причесывание).
  • 8.00. – завтрак.
  • 8.30-9.00. – занятия в школе.
  • 12.00.- 13.00. – обед (можно брать с собой, покупать в буфете или обедать дома, если занятия кончились).
  • 15.00.-17.00. – прогулка на улице, игры дама и т.д.
  • 17.30. – ужин.
  • 18.00.-19.00. – выполнение домашнего задания.
  • 20.00-21.00. – просмотр телевизора, игры и т.п.
  • 21.00. – можно еще один легкий ужин.
  • 21.30. – вечерние процедуры.
  • 22.00. – отбой.

Все несколько иначе, если ваш ребенок посещает какие-либо кружки (музыкальные, художественные и т.д.). В таком случае послеобеденное время у него занято кружком и прогулку и игры можно перенести на вечернее время, после ужина и выполнения домашнего задания.

Правильное питание первоклассника

Питанию детей-первоклашек стоит уделить особое внимание. Умственная деятельность отнимает не меньше сил, чем физическая. Поэтому питание ученика младших классов должно быть полноценным и сбалансированным. Включите в рацион своего первоклашки побольше свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы, различных соков. Дополнительно можно включить употребление специального комплекса витаминов. На завтрак постарайтесь давать малышу какао, этот напиток дарит бодрость и энергию ребенку. Также будет полезна с утра булочка с медом.

Питание должно быть своевременным, желательно в одно и тоже время каждый день. Старайтесь, чтобы ваш ребенок не злоупотреблял перекусами в сухомятку, фаст-фудами и прочими вещами, способными нарушить пищеварение и правильный обмен веществ.

Если ваш малыш здоров и полон сил, он готов к хорошей учебе и победам в любом начинании.

Успеховвам

Правильно спланированный режим дня организует ребенка, помогает быть собранным и аккуратным. У школьников младших и старших классов должен быть свой режим дня, который бы соответствовал особенностям физиологии того или иного возраста.

В начальной школе особое внимание уделяется таким процессам, как обучение усидчивости, вниманию, запоминанию. У маленького школьника эти процессы еще не зрелые, но в стадии активного развития. У школьника старших классов следует акцентировать внимание на усидчивости, поскольку писать, читать и запоминать информацию он способен, но из-за вступления в пубертатный возраст, усидчивость заменяется ленью.

Для всех возрастных групп очень важно не только развивать свой интеллект, но и заботиться о физическом здоровье.

Как же построить свой день так, чтобы все успевать, не уставать и оставаться здоровым ?

Подъем в 6.30 - 7.00.

День школьника должен начинаться с активного пробуждения: обливания холодной водой лица, рук и ног. Такой экспресс-метод пробуждения не только заставит все силы организма мобилизоваться, но и имеет закаливающий момент.

Завтрак в 7.10 – 7.30

Приготовьте на завтрак школьнику вкусное горячее блюдо. Завтрак должен быть насыщенным и калорийным. Не стоит переживать за фигуру ребенка – все эти калории «съедятся» мозгом в течение первых часов учебы. Известно, что после насыщенного плотного завтрака голод наступает позднее, ближе к 12 часам дня, а вся умственная деятельность школьника направлена на учебу, а не на осмысление чувства голода.

Дорога до школы 7.40 – 8.00

Выпроваживайте ребенка из дома в школу на 10-15 минут раньше, пусть он это дополнительное время проведет на улице, дыша свежим воздухом. Кровь насыщается кислородом, обеспечивая ребенка «свежей» головой и бодростью.

Школьные занятия 8.00 – 12.00

Дайте ребенку еду на перекус между переменками. Очень полезны для мыслительной деятельности орехи, сладкие булочки, сладкий чай. Перекус должен быть не столько сытным, сколько сладким – мозг в период учебы очень нуждается в глюкозе. Огромное количество энергии тратится организмом на мыслительные и мнестические процессы. Казалось бы, мозг очень маленький по сравнению со всем телом, но в напряженные моменты учебы на его обслуживание энергии расходуется больше, чем мышцам при беге.

Во время занятий в классе интеллект ребенка повышается, а вот здоровье ухудшается:

Долгая статичная поза во время сидения вызывает появление сколиоза и сколиотической осанки

Ослабляются мышцы

Нарушается кровоснабжение мышц и головного мозга

Периоды кратковременного, но частого стресса вредят нервной системе

В конце учебного дня ребенок сонливый и уставший.

Могут возникать проблемы с пищеварением из-за нерегулярного и неправильного питания

Ухудшается зрение

Если ребенком не заниматься и не организовывать его режим, то школа может стать, как ни ужасно это звучит, калечащим явлением.

Для учеников младших классов :

Дорога домой, прогулка после школы, спортивная секция 12.00 – 14.00.

После школы малышу необходимо какое-то время «выпустить пар» на свежем воздухе. Если еще в классе он засыпал, то на улице у него появляется двигательная активность, мышцы насыщаются кислородом, снимается усталость, розовеют щеки.

Дневной сон 14.00 – 16.00

Если ребенок привык с детского сада спать днем, то надо этого розовощекого весельчака днем по старой привычке уложить спать, накормив перед этим горячим обедом. Примерно до 15.00-16.00 у ребенка будет дневной сон.

Выполнение домашнего задания 16.00 – 19.00

После дневного сна самое время сделать с ним уроки. Следует помнить, что ученики младших классов очень быстро утомляются, не говоря об их плохой усидчивости и рассеянности. Непрерывно писать им дается недолго – не более 10 минут. При непрерывном чтении они утомляются еще быстрее. Поэтому делайте маленькие перерывы на двигательную активность во время чтения или письма. После выполнения одного урока сделайте большой перерыв и затем приступайте к следующему предмету. Не нужно учить уроки до ночи, вполне достаточно пары часов. Дело в том, что после 19.00 работоспособность младшеклассника резко снижается и все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове. А для того, чтобы сделать все уроки за пару часов примените игровую технику в выполнении задания: если малыш плохо понимает математику, разберите этот пример на его любимых игрушках, а вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, а текст ему дастся легко.

Прогулки и спортивные секции, время для общения с семьей и друзьями 19.00 – 21.00

После 19.00 самое время для активных прогулок или спортивных секций. В школьные годы лучше всего отдать ребенка в подвижные, игровые виды спорта или бассейн. Конечно, хорошо, если вы будете воспитывать в ребенке всесторонне развитую личность, говорящую на пяти языках, разбирающуюся в картинах Ван Гога и Пикассо, вышивающую крестиком, гладью и лентами. Но, увы, здоровья при таком образе жизни не прибавится. Идеально, если получится совмещать все кружки по интересам (зачастую по интересам родителей, а не ребенка) – и спортивные, и рукодельно-интеллектуальные, но, все же, выбирать нужно в пользу спорта и физического развития.

Сон 21.00 – 7.00

Ночной сон у ученика младших классов должен начинаться не позднее 22.00. Родителям перед сном надо максимально постараться уравновесить психическое состояние ребенка: снизить его активность, успокоить. Для этого притушите свет в квартире, устраните все шумные источники (телевизор, радио), напоите ребенка теплым молоком с медом, проветрите спальню. В таком случае погружение в сон будет физиологичным, без перевозбуждения.

Для учеников старших классов .

Взрослым ученикам днем спать не нужно. Но разгружать нервную и опорно-двигательную систему надо. Для этого рекомендуются те же прогулки после школы и спортивные секции. Старшекласснику в секции можно ходить как сразу после школы, так и после 19.00.

Учить уроки лучше всего с 15.00 до 20.00. После 20.00 работоспособность школьника снижается, память ухудшается. Дальше учить уроки не имеет смысла – нервная система перегружена, глаза устали, может болеть голова, появляются симптомы переутомления.

У учеников старших классов много внеклассной работы – от кружков внутри самой школы до подготовки в ВУЗ. Порой все время тратится на эти подготовки, совсем не остается время для физического развития. Это не правильно. Отсутствие тренировок для мышц влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, снижение тонуса и появление астенизации. Родителям важно организовать в случаях будничной занятости школьника спортивные занятия в выходные. Понятно, что бренчание на гитаре или общение в интернете зачастую интереснее физического развития. Поэтому важная миссия родителей состоит в том, чтобы каким-то образом повлиять на свое чадо и заняться его физическим развитием.

Подъем 7.30 – 8.00

Завтрак, водные процедуры 8.00 – 9.00

Ученикам второй смены рекомендуется вставать не позднее 8.00. Начать день нужно с бодрящего обливания холодной водой лица, рук и ног или общего контрастного душа. Затем непременно вкусно и плотно позавтракать, отдавая предпочтение калорийной, но здоровой пище.

Выполнение домашнего задания 9.00 – 11.00

После завтрака проветрить комнату и сделать какую-то часть уроков.

Обед, сборы в школу 11.00 – 12.00

Перед школой нужно плотно пообедать. Обед в отличие от завтрака, должен состоять из мясных блюд и, желательно, супа. Плотный мясной обед позволит отодвинуть чувство голода на длительный срок.

Занятия в школе 13.00 – 17.00

После уроков самое время отправиться в спортивную секцию. Старшеклассникам при большой загруженности дополнительными занятиями оптимально проводить время в секциях не менее двух раз в будние дни и обязательно в выходные.

Прогулки, секции, кружки 17.00 – 19.00

Выполнение домашнего задания 19.00 – 21.00

После 19.00, когда школьник возвращается домой, можно выучить часть уроков. Спасть ложиться не позднее 22.00-23.00.

Жизнь школьника не может регламентироваться уроками и строгой дисциплиной. У ребенка масса других важных дел – друзья, компьютер, скейт, магазины, катание на «велике» и многое другое.

Важно! В начале недели происходит врабатывание ребенка в процесс обучения. Он длится до середины недели, когда наблюдается пик работоспособности. К концу недели работоспособность резко снижается, особенно тяжелыми днями являются четверг и пятница. Если рассматривать работоспособность в течение дня, то пика она достигает к 12.00-13.00 и к 16.00-19.00.

Исходя из недельных пиков работоспособности, планировать расписание секций надо на вторник и среду, а также выходные дни. В будние дни ребенку, посещающему школу во вторую смену, в секцию надо идти сразу после школы, а в выходные – после 10.00 или вечером с 16.00-19.00

Отдельной сложной темой остается компьютер и телевизор в режиме дня школьника. В наше время все дети, начиная с пеленок, умеют обращаться с техникой. К моменту окончания школы многие дети становятся игроманами. Эта грозная тенденция беспокоит как родителей, так и педиатров с психологами. Отучить ребенка от компьютера крайне сложно, ведь от привязанности, сформированной в детстве, очень сложно отказаться. Поэтому только своим личным примером родители могут показать ребенку, что в жизни есть много вещей, куда интереснее компьютера. Педиатры советуют проводить за монитором не более 2-х часов в неделю.

Внимание ! Во время выполнения домашних заданий не отвлекайте ребенка на мелкие поручения: выключить чайник, открыть дверь, подать какую-то вещь. Такие мелочи отвлекают внимание и дезорганизуют. Для последующей работы ребенку требуется масса усилий, чтобы «собраться» и вновь влиться в обучение.

Следите за тем, чтобы с вечера все было приготовлено к школе – одежда выглажена, обувь чистая, книжки в рюкзаке. Постоянная неорганизованность невротизирует и тормозит ребенка – он становится неаккуратным и забывчивым.

Для ребенка важна последовательность – помогайте ему ежедневно укладываться спать и вставать в одно и то же время, всегда готовьте свежий завтрак, проверяйте уроки, главное - чтобы это было не набегами, а систематически. Успех в учебе у ребенка во многом зависит от родителей!

Первый школьный звонок для ребенка, как праздник, как сигнал к началу новой «взрослой» жизни. В такой момент ему ничего не страшно, у него вырастают крылья, и кажется, что он все сможет сам.

Став школьником, ребенок должен высыпаться. От этого будет зависеть не только его активность на уроках, но и его настроение на целый день.

Режим для школьника начальных классов

В школе ребенок должен быть:

  • усидчивым;
  • организованным;
  • отдохнувшим;
  • активным;
  • внимательным.

Только родители могут сделать его таким. Для этого нужно, прежде всего, соблюдать распорядок дня. Родители к этому должны приучать ребенка с первых дней жизни, тогда ему нетрудно будет соблюдать режим, но уже школьника.

Нужно позаботиться о дополнительном физическом развитии школьника. Его энергия должна находить достойное применение. Секции могут быть самыми разными, например: футбол, бокс, волейбол , карате, легкая атлетика. Ребенок должен чувствовать усталость, но в меру. Тогда его сон будет крепким, а отдых – полноценным.

Продолжительность сна

Для школьника младших классов дневной сон не запрещается. Ребенок, который только недавно был воспитанником детского сада, с удовольствием, после уроков, будет ложиться спать. Не нужно за это малыша ругать – ведь это потребность организма. Дневной сон будет полезным и тем детям, которые пойдя в первый класс, начали болеть. Буквально один час в обед – и все силы восстановятся, энергии прибавиться. Ее хватит не только на то, чтобы сделать домашнее задание.

Но не все дети одинаковые. Многие уже в садике днем не спят, им, для полноценного отдыха, достаточно ночного сна.

Для первоклассника, соблюдая режим дня, достаточно 10-11 часов сна в сутки . За это время его организм успеет отдохнуть и восстановиться. Вечером его нужно укладывать спать не позднее 22 часов. Перед сном должна быть только спокойная, благоприятная обстановка. Нужно просто говорить о школе и друзьях, об учителях и хороших оценках. Не стоит напоминать о каких – бы то ни было проблемах прошедшего дня – лучше перед сном об этом не вспоминать. Ребенок не будет переживать, нервная система его будет в спокойном состоянии – он быстро уснет.

Собирать учебники и тетради для занятий на следующий день желательно с вечера. Но если вы долго учили уроки, то собраться в школу можно и утром . Для этого нужно только встать раньше. За любые успехи и достижения школьника нужно хвалить. Похвала на любого человека действует позитивно – «крылья вырастают» и хочется сделать еще больше, чтобы опять похвалили.

Подготовка к школе

Почему-то дети в любом возрасте хотят быть старше. Дети в садике хотят быстрее пойти в школу. Но им для этого не хватает элементарных знаний. Будучи воспитателем в садике или учителем, детям нужно в игровой форме объяснить основные правила поведения учеников в школе. Рассказ нужно начинать с урока, в процессе которого нельзя ходить по классу и разговаривать. Сидеть нужно только на своем месте, внимательно слушать. После того как прозвенит звонок на перемену, можно поговорить с одноклассниками и выйти в коридор или на улицу.

Современному ребенку подготовиться к школе несложно, нужно просто не лениться. Есть всевозможные пособия по обучению письму, прописи, которые показывают и подсказывают, как нужно писать ту или другую букву. Чем больше дошкольник будет писать разных элементов букв и букв, тем проще ему будет в школе.

Кроме письма, с ребенком нужно регулярно решать логические задания , изучать элементарные геометрические и физические понятия.

Собираясь за покупками школьных принадлежностей, расскажите будущему школьнику, что ему может пригодиться на уроках. Желательно его участие в выборе элементарных предметов:

Современный ребенок, который достиг школьного возраста, должен уметь читать писать, считать. Он должен понимать и уметь объяснить своими словами суть природных явлений: дождя, снега, радуги, ветра, града. Любое событие он должен анализировать, устанавливать причинно-следственную связь . Пока это могут быть простые примеры: выпал снег – можно кататься на санках; снег защищает почву от промерзания. Подобные примеры заставят ребенка мыслить глубже.

Утро для школьника начальных классов

Будить ребенка в школу обязаны родители. Только им известно, сделаны ли уроки полностью, собран ли портфель. Эти факты влияют на время подъема.

Желательно учебники, тетради и одежду готовить с вечера. Нельзя утром допускать спешки и суеты, нужно соблюдать распорядок. Это будет очередным стрессом для ребенка с утра, испорченным настроением на весь день. Не факт, что ребенок, находясь в полусонном состоянии , будет понимать причину происходящего, как бы в следующий раз ее не повторить.

Если видите, что у ребенка с утра что-то не получается – помогите ему, не допускайте, чтобы он начал нервничать. После школы, когда будут сделаны все уроки, обсудите утреннюю ситуацию спокойно. Второй раз такого не повторится.

Если вы поклонник здорового образа жизни и ежедневные зарядки у вас в привычке, то вашему школьнику это пойдет на пользу. Конечно же, он не раз видел, как вы делаете утром зарядку или бегаете. Наверное, сам пытался заниматься – и это очень хорошо. Утренняя зарядка должна быть активной, в сопровождении легкой и задорной музыки. Она подарит бодрость и хорошее настроение на весь день малышу и вам.

И только перед самым выходом из дома ребенка нужно покормить завтраком . Не пытайтесь сделать это сразу же после того как он проснулся – у вас ничего не получится. Вы только испортите нервы себе и ему. Полусонный ребенок начнет капризничать, сидя над тарелкой. Каким бы вкусным ни был завтрак, он его будет размазывать по тарелке. Не кормите школьника насильно, соберите ему лучше бутерброд.

Если ребенок за время летних каникул привык по утрам долго спать, то к раннему подъему в школу его нужно приучать. Так, ему будет легче приучаться к режиму, когда он начнет посещать школу.

Дополнительное время по дороге в школу

Информация будет полезна тем, кто водит в начальные классы ребенка. Имеется в виду, время, которое вы проводите с ребенком в дороге. Чтобы спокойно дойти до школы, а не бежать, нужно из дома выйти пораньше. Определитесь с маршрутом, по которому ваш школьник скоро сам сможет ходить в школу и домой. Желательно чтобы на пути не было перекрестков с интенсивным движением, из-за которых бы вы не переживали за него, пока он будет добираться из школы или в школу.

Пока вы сопровождаете малыша, рассказывайте ему правила дорожного движения , обозначения знаков, которые встречаются на пути. Если кто-то нарушает правила безопасности – на их примере рассказывайте, что так делать нельзя. Расскажите о возможных последствиях.

Научите ребенка правильно переходить улицу, ведь лучше вас этого никто не сделает.

Когда нужно делать домашнее задание?

Специалисты рекомендуют детям начальных классов давать возможность после школы отдохнуть. Ребенок, который восстановил силы, сможет легко и быстро сделать все задания. Желательно, чтобы это была прогулка днем на свежем воздухе. Также во время выполнения домашнего задания нужно делать небольшие перемены, не нарушая режим, чтобы ребенок мог передохнуть.

Родители должны помочь первокласснику разобраться в задании, чтобы быстрее его сделать. Но, ни в коем случае не выполнять домашнее задание вместо школьника. Создайте в доме тишину, не отвлекайте его разными поручениями. Периодически наведывайтесь и проверяйте выполнение заданий. Если вы видите, что работа остановилась, значит, нужна ваша помощь . Возможно, что ребенок засиделся за уроками и ему нужно просто на время отвлечься. Не забывайте о режиме.

Режим для школьника 1 класса похож на режим для школьника 2 класса. Второй класс получает больше домашних заданий, поэтому и для их подготовки дома нужно больше времени.

Режим дня школьника 4 класса становится больше похожим на режим дня взрослого человека, только с меньшими нагрузками. Желательно иметь свое портфолио.

Обучение во вторую смену

В больших школах ученики занимаются в две смены. Все потому, что детей много, а кабинетов не хватает.

Дети, которые посещают школу с обеда, спят утром долго, до начала уроков не успевают сделать все домашние задания. Их успеваемость значительно хуже , чем у тех школьников, которые посещают школу в первую смену.

Вечером, после занятий в школе, ученик приходит домой и хочет расслабиться, отдохнуть и отвлечься от уроков. Вечер проходит за развлечениями, а утром времени, чтобы выучить все уроки, не хватает. Какой тут режим.