Проблем не существует, существуют только люди. Во время поста не "ешьте" людей Ешьте все только людей не ешьте

Чревоугодие - отношение к миру и людям как к средству

Выражение «есть людей» означает восприятие не только людей, а всего мира вокруг себя как места, которое существует для удовлетворения твоих желаний.

Когда святые отцы, в том числе преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, рассуждали о главных человеческих страстях и о смертных грехах, то наиопаснейшей, наиглавнейшей страстью называли чревоугодие. Почему?

Всем понятно, что человеку естественно любить вкусную пищу, не любить невкусную; понятно стремление приготовить изысканную еду, а не есть всякую бурду. И одним из наказаний для человека, в том числе в тюремном заключении, является баланда, которую ему выдают вместо нормальной человеческой пищи.

То есть хорошо питаться, есть вкусно для человека нормально. В этом нет чревоугодия, в этом нет ничего дурного. Чревоугодие - это когда ты ешь чрезмерно, когда еда становится чем-то главным в жизни и затмевает все остальные радости.

Но сразу возникает вопрос: неужели это так страшно? Неужели это можно серьезно считать самой опасной страстью человека, если существуют ненависть, блуд, гордыня, ложь, лицемерие и так далее, и тому подобное?

Под словом «чревоугодие» в христианстве понимается не только и не столько отношение к вкусной и здоровой пище, сколько отношение к миру и пространству жизни, которое человека окружает. Если ты воспринимаешь мир вокруг себя как средство, которое ты поглощаешь, которым питаешься, и этот процесс пожирания мира, пожирания всего вокруг себя является для тебя основной жизненной функцией, — это страшный, ужасный порок.

Когда строжайшее взыскивают за каждый проступок с другого и постоянно оправдывают самого себя; когда ставят высочайшую планку для другого и снижают для себя - это и есть поедание людей

Собственно говоря, проблема потребительского общества в большей части заключается в том, что человек существует как машина потребления пространства. Тогда всякий человек и всякая живая душа, находящаяся в окружении такого человека, рассматривается им как средство.

А великий Кант четко сказал: «Человек никогда не может быть средством, он может быть только целью». Когда для тебя человек становится средством, то тогда ты его и употребляешь в свое удовольствие. А потом выплевываешь от него косточки какие-нибудь. Иногда что-то в зубах застревает.

Отзвуки такого людоедского отношения к миру и ближнему можно услышать и в выражениях вроде «она мне всю жизнь заела».

Некоторые признаки людоедства

Когда строжайшее взыскивают за каждый проступок с другого человека и постоянно оправдывают самого себя; когда ставят высочайшую планку для другого и снижают для себя - это и есть поедание людей.

Это касается и отношений в семье (супругов друг к другу, родителей и детей), и отношения к работе, отношения к друзьям, и отношения человека к Церкви, и отношения к любому пространству. «Вот ты такой, ты сякой. Ты такая, ты сякая». Человек не видит себя, но зорко видит другого, выискивает недостатки в другом, потому что так приятнее чувствовать себя невинным и безответным.

Человек не должен ставить какую-то высокую планку для других, даже если он ставит высокую планку себе. Надо всегда поступать по любви, потому что человек все-таки призван любить ближнего, как самого себя, а не требовать с ближнего. Планку надо занижать для другого, завышая ее для себя.

Здесь вспоминается случай из патерика. Один монах, который, видимо, ставил такие высокие планки для себя и для других, обращается к старцу: «Отче, что мне делать, если я увижу брата моего, спящего за бдением. Не дать ли мне ему пинка?». Авва ему отвечает: «Если бы я увидел другого брата, спящего за бдением, я положил бы его голову себе на колени и покоил бы его».

Таких историй в патерике очень много. Это одна из самых прекрасных книг, которую хорошо читать во время любого поста. Она смягчает сердце, задает верный тон душе.

Что делать, если занимаешься самоедством?

Нередко можно услышать мнение, что самоукоры, самопопреки - это очень смиренно, и вообще единственно подобающее христианину отношение к самому себе. Но к здоровой духовной жизни это не имеет никакого отношения.

Бесконечное самоедство, самопопрекание, отношение к себе как к «убогому», который не признает за собой никакой ответственности, а живет только чувством вины, — без всякого сомнения вещь духовно опасная. Самоедство - болезнь души.

Самоедство не имеет отношения к смирению в его истинном смысле. Есть, как говорят, смиренномудрие, а есть смиреннословие. Самоедство и смиреннословие наблюдается тогда, когда человек пытается за маской смирения (не всегда осознанной) прятать свое нежелание жить в свободе, свое нежелание жить ответственно, как-то вот действовать, меняться.

Кстати, есть отличный маркер для проверки себя: если вы самоедствуете, попрекаете сами себя и вдруг вам кто-то со стороны говорит то же самое и вы этот упрек, совершенно согласившись сердцем, примите, - это будет и правда смирение. Но если вы только самому себе разрешаете себя упрекать, а если кто-то попробует сказать вам то же самое, вы взрываетесь - вы обычный самоед-смиреннослов.

Обычное самоедство - это огромное недоверие Богу, потому что человек никак не может понять, поверить, что Бог любит его таким, какой он есть. А человек пытается быть тем, кем он не является. Он пытается из себя что-то выкаблучивать, пытается придумать для себя какую-то особую маску, в которой он мог бы быть принят. Человеку страшно быть самим собой. И все это самопоедание происходит потому, что человеку никак не удается стать лучше, и он так самооправдывается.

А когда эта маска слетает, когда человек оказывается в глазах других не тем, кем хочет представиться, тогда он испытывает чувство сильной досады. Чувство досады совсем не похоже на чувство покаяния. Чувство досады — это чувство уязвленной гордыни. И именно поэтому человек начинает себя поедать. И так - по кругу, вместо того, чтобы остановиться, признать свою немощь и начать движение от себя недостойного к такому себе, каким тебя задумал Господь.

Как не даться людоеду на зубок

Человеку нельзя позволять «есть» себя и другим людям. Человек не должен быть объектом для манипуляций. И вообще человек не должен соглашаться с тем, что он объект, с тем, что его используют, с тем, что его унижают, с тем, что его постоянно терроризируют. В этом нет никакого смирения. Надо уметь это пресекать, уходить от этих отношений. Уходить умело, с достоинством, не озлобляясь.

Надо уметь сопротивляться. Это то, что мы, по большому счету, не умеем. Мы сразу впадаем в ненависть, противостояние, злобу, вражду, войну, а вот сопротивляться по-хорошему, по-доброму, с достоинством мы пока не научились. Это очень важная христианская наука.

Что сдержит людоедский порыв?

С вашего позволения, я приведу еще одну цитату из патерика: «Брат пришел к авве Пимену и при некоторых тут бывших хвалил одного брата за то, что он ненавидит зло. «А что значит ненавидеть зло?» — спросил у него авва Пимен. Брат смутился и не нашел, что ответить. Потом встал, поклонился старцу и говорит: «Скажи мне, что есть ненависть к злу?» Старец отвечал: «Ненависть к злу — это если кто возненавидел свои грехи, а ближнего своего почитает праведным».

Людоедству надо сопротивляться. Не впадать в ненависть, противостояние, злобу, вражду, войну, а сопротивляться по-хорошему, по-доброму, с достоинством

Остановиться на пути поедания мира человеку всегда может помочь Евангелие. Когда человек открывает для себя слова Христа, когда начинает по-настоящему искать в Евангелии голос Божий, обращенный к нему лично, когда человек вдруг, совершенно неожиданно для себя, на какой-то евангельской притче или истории, или на каком-то слове Христовом вдруг ощутит, что сердце его сжалось оттого, что эти слова - про него. А все Евангелие - про каждого из нас, просто это надо научиться слышать.

А когда человек отстраненно читает Евангелие, как некое домашнее правило, упражнение в Священном писании, то он не воспринимает Слово Божие как личное обращение. Он может разобрать Евангелие на цитаты, или какие-то понятия перетолковать в удобном для себя контексте.

Перетолковывали слова закона книжники и фарисеи для себя, пытались найти лазейку. Именно законник перед Христом озвучил самое важное, самое главное, что потом стало центром евангельской главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всеми мыслями твоими, всеми помышлениями твоими» и ближнего своего как самого себя». Но тут же спросил: «А кто мой ближний?».

протоиерея Александра Ильяшенко.

В «Постной триоди» говорится: «Постясь телесно, постимся и духовно». Это самая главная цель поста. Подчас святые выражали свои мысли очень ярко и парадоксально, например: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

Для Господа, конечно, гораздо важнее наше мирное устроение духа, наше теплое отношение друг к другу, наше великодушие, наше снисхождение к недостаткам ближних или даже к обидам, если они нам наносят. Это Господу угодно. Если ты не съел чего-то – это дисциплинарная мера, которая способствует внутренней мобилизации и дает силы поститься духовно. Ведь Церковь не говорит, что не надо поститься телесно, нет, постясь телесно, постимся и духовно. Но цель поста – это духовный пост. А телесный пост – великое средство, благодатное средство, дарованное нам Церковью от Господа для того, чтобы мы этой высокой цели достигали.

Нужно строго следить за собой, чтобы ни на кого не обижался, никого не осуждал, ни на кого не раздражался. Если чувствуешь, что греховная волна захлестывает твою душу, сразу молись, кайся, обращайся к Господу и молись так, чтобы эта волна отступила. Пусть она и вновь нахлынет (лукавый в покое никого никогда не оставляет), от нас какие-то греховные мысли, может быть, и не зависят. Если мы не позволяем себе куда-то пялиться, куда не надо, то, как правило, не зависят. Спроси любого человека: нужна тебе какая-нибудь гадость? Конечно же, нет, она лукавому нужна. В мыслях мы не вольны, а вот в отношении к ним – вольны. Если в голову лезет дрянь, то тут не надо впадать ни в панику, ни в истерику и тем более не надо их смаковать, и ни в коем случае с ними нельзя беседовать. Нужно сразу каяться: Господи, помоги, Господи, спаси и помилуй мя грешного, моя душа нечистая и тянется к греху, просто меня, Господи, очисти мою душу грешную, избавь меня от этих темных, грязных, греховных мыслей. И молись так, чтобы свет Божьей благодати вновь воссиял в твоей душе. И эти мысли на какое-то время тебя оставят. Опять лукавый будет нападать.

На войне как на войне, ничего не поделаешь. От того, что ты врагу скажешь: мне не приятно, что ты на меня нападаешь – он не перестанет на тебя нападать.

Еще хочу напомнить замечательную вещь, тоже афористически выраженную. Старец Паисий Святогорец говорил, что подчас, когда люди начинают молиться, каяться, эта невидимая брань усиливается. Это нормально. Имейте в виду, что для врага (старец Паисий его презрительно называл «тангалашка» — очень удачное слово) ваша молитва, ваше покаяние – это как острые пули и копья. Но не думайте, что если вы мечете во врага острыми копьями и пулями, он в ответ будет вам метать мармелад и шоколад. Это нормально. Если эта брань усиливается, это значит, что ты лукавого достаешь. Это очень хорошо. Только опять-таки нельзя раскисать, нельзя впадать в панику, нужно усиливаться, нужно укрепляться, нужно молиться, нужно облачиться в благодатную броню Божью, чтобы она не позволяла лукавому приблизиться к вашей душе. Мы эту бронь, эту защиту можем сохранять, только если постоянно молимся, обращаемся к Господу, не давая себе расслабиться. Или, если на душе все хорошо, не забывать благодарить: Слава Тебе, Господи, какое счастье, Ты меня милуешь и даешь такую радость.

Как Апостол Павел говорил, всегда радуйтесь. Христианство – это религия радости, и Господь сказал своим ученикам: радуйтесь.

Но одной радости недостаточно, потому что очень легко, чтобы эта радость превратилась в некий дежурный американский смайл.

Непрестанно молитесь. Вот тогда эта радость становится настоящей и глубокой. Но и этого недостаточно.

И за все благодарите Господа. Вот тогда, если у тебя на душе такое устроение, ты радуешься, молишься, полагаешься не на себя, а на помощь Божью и благодаришь Господа за то, что Он слышит твои молитвы и милует тебя. Вот тогда у тебя правильное, гармоничное устроение души. Тогда действительно слава Богу. И дай Бог, чтобы результатом поста, в который мы со дня на день заступаем, стало такое благодатное, радостное молитвенное состояние души, соединенное с искренней благодарностью к Подателю всех благ Господу нашему Иисусу Христу.

Протоиерей Алексей Уминский. Фото: диакон Андрей Радкевич

Чревоугодие – отношение к миру и людям как к средству

Выражение «есть людей» означает восприятие не только людей, а всего мира вокруг себя как места, которое существует для удовлетворения твоих желаний.

Когда святые отцы, в том числе преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, рассуждали о главных человеческих страстях и о смертных грехах, то первой страстью называли чревоугодие. Почему?

Всем понятно, что человеку естественно любить вкусную пищу, не любить невкусную; понятно стремление приготовить изысканную еду, а не есть всякую бурду. И одним из наказаний для человека, в том числе в тюремном заключении, является баланда, которую ему выдают вместо нормальной человеческой пищи.

То есть хорошо питаться, есть вкусно для человека нормально. В этом нет чревоугодия, в этом нет ничего дурного. Чревоугодие – это когда ты ешь чрезмерно, когда еда становится чем-то главным в жизни и затмевает все остальные радости.

Но сразу возникает вопрос: неужели это так страшно? Неужели это можно серьезно считать самой опасной страстью человека, если существуют ненависть, блуд, гордыня, ложь, лицемерие и так далее, и тому подобное?

Под словом «чревоугодие» в христианстве понимается не только и не столько отношение к вкусной и здоровой пище, сколько отношение к миру и пространству жизни, которое человека окружает.

Если ты воспринимаешь мир вокруг себя как средство, которое ты поглощаешь, которым питаешься, и этот процесс пожирания мира, пожирания всего вокруг себя является для тебя основной жизненной функцией, — это страшный, ужасный порок.

Собственно говоря, проблема потребительского общества в большей части заключается в том, что человек существует как машина потребления пространства. Тогда всякий человек и всякая живая душа, находящаяся в окружении такого человека, рассматривается им как средство.

А великий Кант четко сказал: «Человек никогда не может быть средством, он может быть только целью». Когда для тебя человек становится средством, то тогда ты его и употребляешь в свое удовольствие. А потом выплевываешь от него косточки какие-нибудь. Иногда что-то в зубах застревает.

Отзвуки такого людоедского отношения к миру и ближнему можно услышать и в выражениях вроде «она мне всю жизнь заела».

Некоторые признаки людоедства

Когда строжайшее взыскивают за каждый проступок с другого человека и постоянно оправдывают самого себя; когда ставят высочайшую планку для другого и снижают для себя – это и есть поедание людей.

Это касается и отношений в семье (супругов друг к другу, родителей и детей), и отношения к работе, отношения к друзьям, и отношения человека к Церкви, и отношения к любому пространству. «Вот ты такой, ты сякой. Ты такая, ты сякая». Человек не видит себя, но зорко видит другого, выискивает недостатки в другом, потому что так приятнее чувствовать себя невинным и безответным.

Человек не должен ставить какую-то высокую планку для других, даже если он ставит высокую планку себе. Надо всегда поступать по любви, потому что человек все-таки призван любить ближнего, как самого себя, а не требовать с ближнего. Планку надо занижать для другого, завышая ее для себя.

Здесь вспоминается случай из патерика. Один монах, который, видимо, ставил такие высокие планки для себя и для других, обращается к старцу: «Отче, что мне делать, если я увижу брата моего, спящего за бдением. Не дать ли мне ему пинка?». Авва ему отвечает: «Если бы я увидел другого брата, спящего за бдением, я положил бы его голову себе на колени и покоил бы его».

Таких историй в патерике очень много. Это одна из самых прекрасных книг, которую хорошо читать во время любого поста. Она смягчает сердце, задает верный тон душе.

Что делать, если занимаешься самоедством?

Нередко можно услышать мнение, что самоукоры, самопопреки – это очень смиренно, и вообще единственно подобающее христианину отношение к самому себе. Но к здоровой духовной жизни это не имеет никакого отношения.

Бесконечное самоедство, самопопрекание, отношение к себе как к «убогому», который не признает за собой никакой ответственности, а живет только чувством вины, — без всякого сомнения вещь духовно опасная.

Самоедство – болезнь души.

Самоедство не имеет отношения к смирению в его истинном смысле. Есть, как говорят, смиренномудрие, а есть смиреннословие. Самоедство и смиреннословие наблюдается тогда, когда человек пытается за маской смирения (не всегда осознанной) прятать свое нежелание жить в свободе, свое нежелание жить ответственно, как-то вот действовать, меняться.

Есть отличный маркер для проверки себя: если вы попрекаете сами себя и вдруг вам кто-то со стороны говорит то же самое и вы этот упрек, согласившись сердцем, примите, – это будет смирение.

Но если вы только самому себе разрешаете себя упрекать, а если кто-то попробует сказать вам то же самое, вы взрываетесь – вы обычный самоед-смиреннослов.

Обычное самоедство – это огромное недоверие Богу, потому что человек никак не может понять, поверить, что Бог любит его таким, какой он есть. А человек пытается быть тем, кем он не является. Он пытается из себя что-то выкаблучивать, пытается придумать для себя какую-то особую маску, в которой он мог бы быть принят.

Человеку страшно быть самим собой. И все это самопоедание происходит потому, что человеку никак не удается стать лучше, и он так самооправдывается.

А когда эта маска слетает, когда человек оказывается в глазах других не тем, кем хочет представиться, тогда он испытывает чувство сильной досады. Чувство досады совсем не похоже на чувство покаяния. Чувство досады — это чувство уязвленной гордыни. И именно поэтому человек начинает себя поедать. И так – по кругу, вместо того, чтобы остановиться, признать свою немощь и начать движение от себя недостойного к такому себе, каким тебя задумал Господь.

Как не даться людоеду на зубок

Человеку нельзя позволять «есть» себя и другим людям. Человек не должен быть объектом для манипуляций. И вообще человек не должен соглашаться с тем, что он объект, с тем, что его используют, с тем, что его унижают, с тем, что его постоянно терроризируют. В этом нет никакого смирения.

Надо уметь это пресекать, уходить от этих отношений. Уходить умело, с достоинством, не озлобляясь. Это то, что мы, по большому счету, не умеем.

Мы сразу впадаем в ненависть, противостояние, злобу, вражду, войну, а вот сопротивляться по-доброму, с достоинством, мы пока не научились.

Остановиться на пути поедания мира человеку всегда может помочь Евангелие. Когда человек открывает для себя слова Христа, когда начинает по-настоящему искать в Евангелии голос Божий, обращенный к нему лично, когда человек вдруг, совершенно неожиданно для себя, на какой-то евангельской притче или истории, или на каком-то слове Христовом вдруг ощутит, что сердце его сжалось оттого, что эти слова – про него. А все Евангелие – про каждого из нас, просто это надо научиться слышать.

А когда человек отстраненно читает Евангелие как некое домашнее правило, упражнение в Священном писании, то он не воспринимает Слово Божие как личное обращение. Он может разобрать Евангелие на цитаты, или какие-то понятия перетолковать в удобном для себя контексте.

Перетолковывали слова закона книжники и фарисеи для себя, пытались найти лазейку. Именно законник перед Христом озвучил самое важное, самое главное, что потом стало центром евангельской главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всеми мыслями твоими, всеми помышлениями твоими» и ближнего своего как самого себя». Но тут же спросил: «А кто мой ближний?».

Организм использует продовольствие в качестве топлива для всех важных органов и клеток. Что будет если не есть, то тело не получает топливо по потребности которое трансформируется в органы и части тела. Без энергии все органы организма начнут страдать от недостатка энергии.

Что происходит, когда человек не ест подолгу?

Внутренние органы человека будут если не есть подолгу постепенно терять свои основные функции.

Сердце и кровообращение

Сердце – это мышца, которая уменьшит и ослабит свою силу, когда человек не ест. Это возможно создаст проблемы циркуляции крови и нерегулярные и очень медленное сердцебиение. Кровяное давление может упасть во время голодания и человек будет чувствовать головокружение когда он встает или физически работает.

Желудок

Желудок становится меньше, когда человек не ест, так что, когда он начинают есть снова, желудок может чувствовать себя неловко (боль в животе и/или образование газов). Кроме того желудок потеряет контроль о необходимости пищи, как будто человеку уже не нужна энергия.

Кишечник:

Кишечник будет двигать пищу, если пищи мало, то медленно, что часто приводит к запорам (проблемам с дефекацией) и/или желудка, боли или спазмы после неравномерного приема пищи.

Мозг

Мозг контролирует остальные функции организма и не будет работать должным образом без пищи. Например, человек может иметь проблемы мышления и будет также испытывать тревогу или депрессию.

Еще важно, что будет если не есть долго, то это приведет к гипогликемии или низкому уровню сахара в крови. Так как мозг требует уровень сахара в крови, чтобы функционировать оптимально, когда он начинает падать, один из первых пострадавших познавательных процессов является самоконтроль. Способность проявлять самоконтроль позволяет контролировать внимание, регулировать эмоции, справляться со стрессом, сопротивляться и воздерживаться от агрессивного поведения.

Клетки тела

Баланс электролитов в крови может быть изменен с недоеданием или голоданием. Без пищи количество калия и фосфора может быть на опасно низком уровне, который может вызвать проблемы с мышцами, изменениями в функционировании мозга и вызвать опасные для жизни сердца и ритма проблемы.

Кости

Когда человек не ест, его кости часто становятся слабыми из-за низкого содержания кальция и низкого уровня гормонов, что увеличивает риск получения сломанных костей и развитие слабых костей с возрастом.

Температура тела

Тело естественно снижает свою температуру во время голода для экономии энергии и защиты жизненно важных органов. Когда это произойдет, то начнется снижение циркуляции (притока крови) к пальцам рук и ног, которые будут выглядеть синеватыми и почувствуется холод конечностей.

Кожа

Кожа становится сухой, когда тело не хорошо увлажнено, и когда она не получает достаточное количество витаминов и минералов из пищи. Кожа будет естественным образом защищать организм в периоды голода путем облысения мягких тонких волос под названием лануго, которые покрывает кожу, чтобы держать тело в тепле.

Волосы

Когда волосы не получают достаточного питания от витаминов и минералов, которые естественно встречаются в здоровой пище, они становятся сухими, тонкими и могут даже выпадать.

Ногти

Ногти требуют питательных веществ в виде витаминов и минералов из рациона. Когда человек не ест, они отрицают свое тело и ногти становятся сухими, хрупкими и легко ломаются.

Зубы

Зубы нуждаются в витамине Д и кальции из пищи. Без обоих этих минералов человек может в итоге иметь стоматологические проблемы, такие, как выпадение зубов и заболевания зубов и десен. Чистка зубов также может разрушить зубную эмаль.

При ответе на вопрос: что будет если не есть, то ответ надо .

Так что перед тем, как начинать поститься, спросите себя, зачем вам это нужно и что для вас значит пост. Если для вас - это всего лишь диета, то и называйте свое "воздержание плоти" этим словом, не обесценивая суть поста. А если вы от голода еще и впадаете в гнев, считающийся одним из смертных грехов, начинаете злиться и ненавидеть ближнего своего, то, конечно, с такого "поста" вам нужно срочно "вставать". Таким "постникам" один подвижник советовал: "Ешьте все, только людей не ешьте".

Для многих неофитов (новообращенных) выдерживать посты - трудное дело. Но молитва помогает всем. Вспомните хотя бы недавние комментарии на форумах тех людей, которые простояли долгие часы на улице, желая приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы. Все они говорили, что это "стояние" далось им легко - Богородица помогла. Так же и в пост: если у человека сильно желание очиститься от скверны, то он вынесет все ограничения.

Несмотря на в большинстве своем христианское население России многие недостаточно четко представляют себе разницу между постной и сокромной пищей. Такое незнание отчасти обосновывается тем, что вера большинства наших сограждан поверхностна. На вопрос "Какую религию вы исповедуете?", подавляющая часть людей в России ответит "православие", но, к сожалению, эта вера зачастую сводится к редкому - по большим праздникам - посещению церкви. Да и эти нечастые приходы можно описать фразой "заскочить, чтобы поставить свечку". Поэтому не только неверующие люди, но и невоцерковленные христиане часто не знают, какую пищу следует считать постной, а какую скоромной.

Некоторые путают пищу скоромную с постной, считая эти слова синонимами. Это происходит из-за фонетического сходства слова скоромный с прилагательным "скромный". На самом деле, между ними нет никакой связи. Скоромная пища - это та, которая имеет животное происхождение: молоко, сыр, яйца, рыба, мясо. Постная пища - та, которую положено есть во время христианских постов, а также в постные дни - среду и пятницу каждой недели, имеет растительное происхождение. К ней относятся овощи, фрукты, крупы, хлеб, орехи, мед.

Несколько особых дней поста для верующих делается послабление - разрешается вкушать рыбу. В Рождественский пост, который и стоит сейчас на дворе и будет стоять вплоть до праздника Великого Рождества Христова, уставом запрещается рыба по понедельникам, средам и пятницам. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг.

В последнюю седмицу перед Рождеством пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года. Разумеется, попросить у батюшки благословения на послабление в день прзаднования Нового года - это абсолютная невидаль. Православные и постящиеся соблюдают в этот день умеренность в еде, питии и веселье, хотя, конечно, совсем не обязательно пренебрегать этим праздником как таковым. И церковнослужители, несмотря на мирской характер праздника, поздравляют прихожан и всех православных христиан с наступлением Нового года. В этот день дозволяется пить вино, дозволяется послабление на вкушение рыбы. Вино можно пить также в субботние и воскресные дни, считающиеся Церковью праздничными, а также другие дни церковных праздников, выпадающих на период постов, всех, а не только Рождественского.

В период Великого Поста "рыбными днями" считаются Вербное Воскресенье и Благовещение. Но в виде исключения в понедельник, вторник, четверг второй, третей, пятой и шестой седмиц Великого Поста мирянамтакже можно вкушать рыбу. И здесь уже вопрос строгости вашего соблюдения поста, которую вы для себя установили, и вопрос состояния вашего здоровья. К слову сказать, болящим людям, беременным и кормящим женщинам можно взять у духовника перед постом благословение на послабления, хотя бы на молочное в некоторые дни.

И еще один важный момент, который "облегчает жизнь" многим постящимся. Так называемые морские гады церковью не причисляются к животным, поэтому морепродукты не считаются пищей животного происхождения. Следовательно, в период поста можно с легким сердцем есть кальмары, крабовое мясо, креветки - и даже королевские, не боясь оскоромиться.

Для жарки и салатов во время поста можно использовать растительное масло(по церковному - елей). Но и это не во все дни. Например, в первую, четвертую, седьмую седмицы Великого поста с понедельника по пятницу включительно по церковному уставу предписано сухоедение, то есть разрешено вкушать пищу без елея - не сдобренную растительным маслом.

Впрочем, современные кулинарные технологии позволяют производить даже постный майонез, так что постный перечень блюд у верующих расширился. Надо сказать, что кулинарное искусство наших дней дошло до такого совершенства, что позволяет испечь даже постные торты. Хотя для истинного православного эти словосочетания звучат все же несколько кощунственно: дело ведь не в том, чтобы внимательно читать состав и ингредиенты потребляемого в пищу, дело в том, что пост запрещает всякое ублажение плоти в этот период. А к чему отнести поедание торта в пост как не к чревоугодию, будь то постный торт или самый настоящий скоромный? Так что лучше всяких запрещенных сладостей наесться перед началом поста.

Мои православные друзья всегда заговлялись в последние дни тортом и мороженым. А однажды моя знакомая, очень набожная девушка, рассказала мне о величайшем, с моей токи зрения, подвиге неотступления от поста за весь его период. Перед Великим Постом она, как ей казалось, наелась вдоволь всей любимой скоромной пищи - йогуртов, сыра. А вечером друзья предложили ей кусок торта, но так как она была неголодна, то отказалась. О чем потом сильно пожалела. Этот кусок снился ей на протяжении всего Великого Поста. Но ей хватило выдержки не оскоромиться и дождаться Пасхи.

Впрочем, для любителей меда пережить пост без сладкого, как правило, не составляет труда. А уж о гораздо большей пользе такого лакомства по сравнению с кондитерскими изделиями даже говорить не приходится. Впрочем, альтернативу всяким сладостям, изготовленным с использованием молока и яиц, можно найти всегда. Чем не деликатес печеные яблоки? И вкусно, и полезно, и постно.

Лакомство продуктами из сои - такое же лукавство при соблюдении поста, как и поедание постных тортов. Бренная наша плоть просит мясного и те, кто стремится заглушить эту тоску в соевых продуктах, просто потакает ей вместо предписанного во время поста усмирения всяких телесных желаний.

Мнение же, что постная еда обязательно невкусная, совершенно ошибочно. Достаточно вспомнить "Лето Господне" Ивана Шмелева, где добрая часть произведения отводится под описание различной снеди.

Читать это произведение в студенческие полуголодные года было сущим издевательством, может поэтому мне и врезались в память описания постных деликатесов: "Антоновка, морошка, крыжовник, румяная брусничка с белью, слива в кадках"; огурцы "с палками укропа, с листом смородинным, с дубовым, с хренком", "вороха морковки - на пироги с лучком, и лук, и репа, и свекла, кроваво-сахарная, как арбуз"; "квас всякий - хлебный, кислощейный, солодовый, бражный, с имбирем"; "хлеб лимонный, маковый, с шафраном, ситный весовой с изюмцем, пеклеванный…" И это еще всего лишь описания того, что было выставлено на продажу на постном рынке, а уж что попадало на столы после кухни.

Конечно, так в пост питались только дворяне - крестьяне не могли себе этого позволить. Но и в наши времена достаток и людей разный. Несмотря на это, даже при скромных (не скоромных!) доходах можно приготовить вкусные постные блюда. А обилие книг, в которых собраны постные рецепты, будет вам в помощь.

Любовь Головина