Какие правила посещения в больнице знакомых или родственников. Исламский этикет отношения к больному Что принести больному

Навестить больного, даже если у человека болят лишь глаза, согласно Исламу является сунной. Даже если больной не является вашим знакомым.

Относительно посещения больного в хадисе, переданном Абу Давудом и аль-Хакимом со слов Али бин Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Если человек ночью отправится навестить больного, то вместе с ним выходят и семьдесят тысяч ангелов, которые до самого утра просят Всевышнего о прощении его грехов. Также отправляются семьдесят тысяч ангелов вместе с тем, кто вышел посетить больного утром, и они до наступления вечера просят об отпущении ему грехов».

Имам Абу Ханифа говорит, что целью упоминания в указанном хадисе количества ангелов является многочисленность просьб о прощении его грехов, а человек, который даже после того, как узнал о такой высокочтимости посещения больного, отказывается от него, является тем, кто лишился большого блага.

Случаи, когда навещать больного нежелательно.

Навещать больного-последователя запретных нововведений в религии является нежелательным.

Также нежелательно долго пребывать рядом с больным и часто ходить к нему, тем самым беспокоя его. Однако для родственника больного, друга, человека, который может утешить его, и для того, чьего ежедневного присутствия желает больной и чьё отсутствие станет тягостным для него, желательно всё же посещать больного и долго сидеть с ним.

Некоторые говорят, что якобы нехорошо посещать больного в среду, но это исходит от неверующих. Однако если, имея уважительную причину, в среду не получается навестить больного, то это совсем другое дело.

Действия, желательные при посещении больного.

Для навещающего больного сунной является сделать ему наставление, чтобы он проявлял терпение, и также желательно успокоить, утешить его, говоря, что по воле Аллаха он вылечится, рассказывать ему о большом вознаграждении, предназначенном ему за терпеливое перенесение этой болезни.

Относительно благого воздаяния больному один учёный говорил, что один час или день болезни для человека ценнее, чем даже сорокалетнее ночное бдение, в течение которого он занимался богослужением. Однако смысл этого не в том, чтобы просить у Всевышнего болезни для себя, напротив, у Создателя нужно просить лишь здоровья, сохранности и благополучия.

Также сунной является молить Всевышнего о ниспослании исцеления для больного, на выздоровление которого есть хотя бы небольшая надежда. И самой высокочтимой из подобных молитв является семикратное чтение следующей молитвы:

«Я прошу у Великого Аллаха, Господа великого Арша, о ниспослании тебе исцеления».

Однако, как пишет аш-Шабрамулси, если последующая жизнь больного принесёт мусульманам много вреда, то не является сунной читать мольбу о его выздоровлении, даже нет ничего возбраняемого, если просить даже о его смерти.

Если больной не желает лечиться, принимать еду и питьё, то нежелательно его заставлять делать это, ибо подобные насильственные действия вызовут ещё больше неудобств и тягости для него. В хадисе Пророка (алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорится: «Не заставляйте больных насильно пить и есть, их кормит и поит Сам Аллах».

Больной человек взбирается на повозку - предвещает большое несчастье.

Больной человек встает - предвещает смерть.

Больного человека укладывают на повозку - предвещает смерть.

Больной человек то плачет, то смеется - предвещает выздоровление.

Больной человек, едущий в лодке - предвещает смерть.

Больной человек, распевающий песни - предвещает большое несчастье.

Больным себя чувствовать - предвещает радостное событие.

Из больного организма выползают насекомые - получишь должность колесничего, работу, связанную с транспортом.

Больным видеть себя - радостное событие.

Другой человек поддерживает лежачего больного - повышение по службе.

Из больного организма выползают насекомые - получите должность колесничего или работу, связанную с транспортом.

На повозку взбирается больной человек - большое несчастье.

По больному телу ползут насекомые - болезнь проходит.

Сгребаешь навоз в большую кучу - предвещает богатство, материальное благосостояние.

Толкование снов из Китайского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Больной

Больной, болезнь - Быть во сне больным - не беспокойтесь, с вашим здоровьем будет все обстоит благополучно. Посещать больных - просьбу вашу выполнят; присматривать за больной - будете иметь радость и счастье. "больной - сырая погода "как снится болячка какая-то, то будет хорошее, доброе здоровье.

Толкование снов из

2. Близким родственникам и друзьям следует навестить больного в тот же день, как его состояние ухудшилось, а все остальные приходят через три дня. Если же состояние больного резко ухудшилось, заповедь навестить его (сразу) распространяется на всех.

3. Заповедь выполняется каждый раз, когда вы навещаете больного, даже если вы делаете это несколько раз в день. Однако при этом следует быть внимательным и следить за тем, чтобы не потревожить больного и не причинить ему неудобство.

4. Если речь идет о заразной болезни, заповедь лежит только на тех, в ком больной нуждается. Но и здесь все зависит от степени опасности заразиться. Если есть прямая угроза для жизни, нет обязанности посещать больного.

5. Не следует навещать своего недруга, чтобы тот не подумал, что человек рад его участи.

6. Когда приходят навестить больного, очень важно сидеть рядом с ним и общаться. Если же больной, по какой-то причине лежит на земле (на полу), не следует во время посещения сидеть возле него на стуле или другом высоком предмете. Мудрецы объясняют, что поскольку в изголовье больного находится Шехина (Божественное Присутствие), нужно вести себя особым образом и не «возвышаться» над ней.

7. Если сам человек не может прийти к больному, то, в крайнем случае, нужно послать к нему кого-то другого или хотя бы написать и позвонить ему.

Когда заболел знаменитый Раби из Александера (автор книги «Исмах Исраэль»), раби Авраам из Сохачова (автор книги «Авней Незер») послал к нему своего сына, чтобы тот навестил его. Он также попросил сына сказать, что выполняет поручение отца. После этого визита Раби из Александера сказал: «Написано, что сам Всевышний навещает больных, а, значит, заповедь нужно выполнять самому, а не через третье лицо. Но, наверняка, раби Авраам немолод и уже очень слаб, поэтому не смог прийти ко мне сам».

В городе Бриск проживал один еврей, который уделял особое внимание заповеди посещения больных. Проблема была только в том, что он оставался у больного слишком долго. Однажды об этом добром еврее услышал рав из Бриска, рав Хаим Соловейчик. Он вызвал его к себе и сказал: «Мудрецы учили нас, что навещая больного, мы «забираем» 1/60 его болезни. А теперь давай посчитаем, сколько свободного времени должно быть у больного, чтобы его успели навестить шестьдесят человек в день. Ему ведь, как и обычному здоровому человеку, нужно спать и есть, умываться и отдыхать… Получается, что на каждую встречу у него остается очень мало времени».

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучил народ таким вещам, о которых ранее люди не знали. В частности, Пророк (мир ему и благословение) пояснил нам, что за посещение больного награда очень велика.

Он объяснил, что мы, выполняя обычные человеческие дела, сразу вступаем в большое дело – во взаимоотношения с Аллахом. Посланник (мир ему и благословение) сказал нам, и этому хадису необходимо придать огромное значение, размышлять о нём. Пророк (мир ему и благословение) передаёт, что Аллах говорит: «О сын Адама, Я заболел, а ты не посетил Меня». Человек скажет: «О Господи, как я посещу Тебя, ведь Ты – Господь миров». На это Аллах скажет: «Разве ты не знал, что такой-то Мой раб был болен? Ты ведь не посетил его. А если бы ты его посетил, то нашёл бы Меня у него...» (имам Муслим, № 2596).

На словах «то нашёл бы Меня у него» стоит остановиться: радость вселяется в сердце больного, Аллах близок к больному, а тот, кто посещает больного, знает, что сейчас подобен тому, кто посетил Аллаха.

В другом хадисе сказано: «Кто посетит больного утром, 70 ангелов будут благословлять его до наступления вечера. А кто посетит больного вечером, 70 тысяч ангелов будут благословлять его до рассвета » (имам ат-Тирмизи).

Это огромное количество ангелов просят прощения моих грехов, благословляют меня, молят о милости ко мне, когда я посещаю больного брата по вере.

Пророк (мир ему и благословение) посещал разных людей: больную женщину, детей, мусульман и не мусульман, храбрых сподвижников, а также обычных бедуинов. Какой бы человек из общества ни болел, Пророк (мир ему и благословение) посещал его, несмотря на то, в городе находился больной или в близлежащих сёлах.

Когда заболела Умму Саиб, Пророк (мир ему и благословение) посетил её. Войдя к ней, он застал её ругающей температуру, жар, как это делают некоторые люди. Тогда он ей сказал: «О Умму Саиб, не ругай свою болезнь, потому что она очищает тебя, как огонь очищает железо ».

Пророк (мир ему и благословение) посещал больных, благословлял, обучал – именно таким должно быть посещение больного. Пророк (мир ему и благословение) обучил этому делу сподвижников и наставил их поступать именно так, более того, Пророк (мир ему и благословение) наделил больного особым статусом, очень высоким. Посланник (мир ему и благословение) повелел нашему господину Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «О Умар, когда посетишь больного, попроси его взмолиться за тебя – поистине его мольба подобна мольбе ангела ».

Есть этика посещения больного. Её аспектам обучил нас Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Важный аспект этики посещения больного – это выбирать подходящее время для визита. Не посещайте больного, когда он в тревоге, если очень устал, поздно ночью, когда люди спят, потому что это очень утруждает того, кого вы посещаете.

Также этикой посещение больного является приносить ему радость. Радовать можно разными способами. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда вы входите к больному и подбадриваете его, то это ничего не меняет (из предопределения), но поднимает его дух » (имам ат-Тирмизи).

Мы говорим больному «иншааллах, долго будешь жить», «да продлит Аллах твою жизнь в здравии», – это поднимает дух больного. Сегодня исследователи говорят, что основная причина выздоровления больного – это внушение ему оптимизма.

Пророк (мир ему и благословение), когда посещал больного, делал за него дуа, а иногда клал руку на больное место и читал некоторые дуа. Пророк (мир ему и благословение) некоторым прочитал такое дуа:

اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ، أَذْهِبِ الْبَأْسَ، وَاشْفِ أَنْتَ الشَّافِي، لاَ شِفَاءَ إِلاَّ شِفَاؤُكَ، شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقَمًا

«О Аллах, Господь людей, удали зло и излечи, ведь Ты – Целитель, и нет лечения, кроме Твоего лечения, лечения, не оставляющего болезни ».

Пророк (мир ему и благословение) рассказал, что если кто-либо посетит больного, срок жизни которого ещё не истёк, то есть он не на смертном ложе, и прочитает за него это дуа семь раз:

أسأل الله العظيم رب العرش العظيم أن يشفيك

«Прошу Аллаха Великого, Господа великого трона, чтобы Он исцелил Тебя », – то Аллах излечит его от этой болезни.

Все эти аспекты посещения больного показывают нам, что Пророк (мир ему и благословение), который всегда бывал очень занят, был учителем, наставником, у которого была большая семья, который помогал нуждающимся, был предводителем войск, не оставлял без внимания этот важный момент в жизни – посещение больного. Поэтому время от времени Пророк (мир ему и благословение) спрашивал: «Сегодня кто-либо из вас посетил больного?» – и всегда Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) отвечал: «Я посетил, о Посланник Аллаха », – и Пророк (мир ему и благословение) улыбался. Пророк (мир ему и благословение) спрашивал об этом у каждого человека. Вспомни и ты, что Пророк (мир ему и благословение) спрашивает тебя: «Посетил ли ты сегодня больного? »

Если ты будешь представлять такой вопрос от Пророка (мир ему и благословение) – это укрепит твоё следование Посланнику (мир ему и благословение) и связь с ним. Мы знаем смысл слов Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас” » (сура «Алу Имран», аят 31). Да наделит нас Аллах следованием за Его Пророком (мир ему и благословение) и любовью к нему!

Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа