Сильно укачивает. Кинетоз – укачивание в транспорте: причины, симптомы, лечение. Таблетки и браслет от укачивания. Укачивает в транспорте - соблюдайте простые правила

Туристический бизнес в данный момент находится в динамичном развитии. Любой турист может найти для себя «идеальный тур», просто обратившись к туроператору или в турагентство. Но к кому обращаться и в чем разница?

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Участники туристического рынка пытаются всеми мыслимыми и немыслимыми способами заманить потенциального туриста. При выборе туристической путевки люди просто теряются, не всегда понимают, что такое туроператор/турагентство, есть ли разница, к кому обратиться, в чем отличие, есть ли преимущества у одного перед другим.

Понятия «туроператор» и «турагентство»

Туроператор (туристический оператор) — это компания, которая непосредственно занимается организацией, формированием, продвижением и продажей туристического пакета/продукта. Именно он определяет конечную стоимость тура.

Туристический продукт (пакет) — это пакет, то есть комплекс услуг, который предоставляет туристический оператор: размещение в гостинице выбранной категории, перелет/проезд, трансфер, медицинская страховка, услуги гида. В зависимости от выбранного тура и пожеланий туриста, турпакет меняется: можно добавлять услуги или наоборот убирать.

Турагентство (туристическое агентство) — посредник, который продает уже сформированные туроператором туристические пакеты.

Чтобы лучше понять различия между туроператором и турагентством, расскажу более подробнее о их деятельности.

Итак, туристический оператор — это огромный штат людей, целая машина, производящая конечный продукт — турпакет. У туроператора достаточно много задач:

  • выкупить блоки мест у авиаперевозчика на регулярных и/или чартерных рейсах;
  • заключить договоры на размещения в гостиницах;
  • договориться с зарубежными перевозчиками или организовать свои трансферы;
  • придумать новые туристические маршруты, интересные экскурсии.

Туроператору нельзя стоять на месте: если он не будет развиваться, организовывать новые услуги, составлять систему скидок, то он просто не сможет существовать на туристическом рынке. Туроператор несет ответственность не только перед туристом, но и перед туристическим агентством.

Согласно закону «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», на туроператорскую деятельность имеют право юридические лица при определенных условиях.

Во-первых, это наличие финансового обеспечения. Это значит, что все без исключения туроператоры обязаны быть застрахованными.

«Страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта,» — что это значит и что дает туристу? Страхование деятельности туроператора — это некая гарантия того, что в случае банкротства туристу за то, что он не воспользовался туром, вернут часть средств. Часть — это ключевое слово! Потому что на какую бы сумму ни был застрахован туроператор, всем денег не хватит.

Вспомним печальный для туристической индустрии 2014 год. Был на рынке туроператор «Нева», и по страховой сумме находился он в пятерке лидеров. После банкротства пострадавшие туристы получили выплаты, которые составили лишь около 30% от стоимости тура.

Согласно 3 части статьи 41 Закона о туристической деятельности, непосредственные обязанности каждого сотрудника должны соответствовать его специализации. Сведения о туроператорской деятельности можно изучить в Едином федеральном реестре туроператоров . Если туроператор ведет деятельность по выездному туризму, то он должен быть членом в объединении туроператоров по выездному туризму и иметь фонд персональной ответственности.


Как формируется туристический пакет?

Почему у одного туроператора цены на определенный отель ниже, чем у другого?

Размещение. Туроператор перед началом сезона в той или иной стране договаривается с отельерами, сразу выкупает необходимое количество комнат (покупает номера в отеле) либо просто заключает контракт с отелем и оплачивает номера по факту заселения или после сезона. У некоторых операторов есть собственные гостиницы, например, Pegas Touristik является собственником отелей Dessole. Это значит, что оператор сам устанавливает цены в отеле, что существенно снижает стоимость турпродукта в целом.

Авиаперевозка. То же самое с авиабилетами у разных авиакомпаний: на различные направления выкупаются блоки мест в самолете. Чем больше блок (количество мест), тем дешевле будет стоить билет в турпакете. Также некоторые туроператоры владеют собственными авиакомпаниями, например, туроператору TUI принадлежит авиакомпания IFly, что, естественно, позволяет снизить стоимость турпакета на некоторые направления.

Услуги гида. У всех без исключения туроператоров есть гиды. Гиды бывают разные: трансферные гиды занимаются тем, что встречают и провожают туристов из/в аэропорт. С отельными гидами турист встречается в отеле и дает всю информацию по отдыху, экскурсиям. Любой интересующий вопрос можно задать отельным гидам. Гиды-экскурсоводы — те, кто непосредственно проводят экскурсию, рассказывают о стране, месте. У некоторых туроператоров есть гиды, которые создают свою авторскую программу. Такие экскурсии на порядок дороже, но они и намного интереснее обыденных экскурсий.

Трансфер, медицинская страховка, комиссия туристическому агентству, затраты на рекламу и другие немаловажные факторы также влияют на ценообразование готового туристического продукта.

Интересный факт. Томас Кук был первым в мире, кто занялся туроператорской деятельностью, иначе говоря, массовым туризмом. Туроператор Thomas Cook & Son по сей день успешно работает на туристическом рынке. Все потому, что для Томаса в приоритете было качество предоставляемых услуг.


Турагентство занимается реализацией туристического продукта. То есть продает уже готовый турпакет и получает комиссионное вознаграждение от туроператора. От качества работы турагента во многом зависит, насколько довольным от отдыха окажется турист. В целом ответственность турфирмы ограничивается предоставлением подробной информации о туре, правах и обязанностях туриста и туроператора, предоставлением полного пакета документов (если это необходимо) и своевременной оплатой тура. Но представитель турагентства должен быть очень внимательным при подборе тура, просмотреть все возможные варианты, проверить наличие билетов, мест в отеле, сравнить цены на один и тот же тур у разных операторов.

Работа турагента очень важна, так как от внимательности и собранности зависит правильное оформление документов: от заполнения заявки на тур, ввод персональных данных туриста до заполнения документов на визу. Работникам туристического агентства просто необходимо ориентироваться на рынке туристических услуг как рыба в воде. Нужно знать, какой оператор с какими направлениями работает, у кого тур на определенное направление дешевле, где найти самый дешевый билет, у кого самые интересные экскурсии. Всего знать невозможно, но нужно стараться по максимуму быть в курсе всех событий, происходящих в туристическом бизнесе. Для этого турагенты проходят различные семинары, вебинары, отправляются в рекламные туры.

Основные отличия туристического оператора от туристического агентства

  1. Туроператор — организатор тура, турагентство — основные продавцы.
  2. На туристическом рынке работают несколько туристических операторов и множество туристических агентств.
  3. Туроператор — компания, которая работает без перерыва и выходных 24/7, каждый день, без выходных и праздников.
  4. Турагентство более доступно для туриста, чем туристический оператор.
  5. Цена на туристический продукт у турагентства и туроператора практически всегда одинаковая из-за того, что турагентство продает туры на условиях туроператора.
  6. Претензии по качеству предоставляемых услуг и тура можно предъявить и турагенту, и туроператору.

  Транспортное укачивание (болезнь движения) – совокупность симптомов, возникающих у человека при перемещении на транспорте. Укачивание может возникать при поездках на автомобиле, самолете или поезде. Но чаще всего и сильнее всего укачивание выражено при плавании на корабле. Расстройства, напоминающие укачивание, могут возникать при качании на качелях, на различных аттракционах, каруселях, при подъеме и спуске в лифте.

  Распространенность транспортного укачивания чрезвычайно высока. Исследования показали, что у детей младше 10-летнего возраста укачивание встречается более чем в 60 % случаев. В возрасте от 10 до 20 лет укачивание отмечают 45 % опрошенных. В среднем от систематического транспортного укачивания страдают 5-10 % людей. Пожилые люди значительно реже жалуются на укачивание. Особую проблему представляет укачивание при космических полетах. По разным данным, болезнь движения испытывают от 30 до 70 % космонавтов и астронавтов. Укачивание в космическом полете называется синдромом космической адаптации; этиологическим фактором служит невесомость. Этот синдром нарушает работоспособность космонавта, но в течение нескольких дней человек адаптируется.

  От укачивания страдают не только люди. Доказано, что болезнь движения в не меньшей степени свойственна многим животным: собакам, кошкам, коровам, лошадям и даже рыбам. В то же время кролики и морские свинки очень устойчивы к укачиванию или вовсе не чувствительны к нему.

Этиология и патогенез укачивания

  Считается, что укачивание может быть обусловлено двумя причинами:

  • чрезмерным раздражением вестибулярного аппарата при значительных, непривычных ускорениях
  • несоответствием между вестибулярными, зрительными и соматосенсорными стимулами

  На сегодняшний день наибольшее предпочтение отдают последней теории, т. е. так называемой теории сенсорного несоответствия или сенсорного конфликта. При этом очевидно, что укачивание наблюдается только при сохранности лабиринта, вестибулокохлеарного нерва и вестибуло-мозжечковых трактов. Значение зрительного анализатора с точки зрения развития укачивания не столь велико. Известно, например, что слепые также подвержены укачиванию, как и зрячие, хотя и страдают от этого расстройства несколько реже.

  Выделяют две категории рассогласования информации о движении . В первом случае возникает несоответствие между информацией, поступающей через зрительный анализатор и получаемой от вестибулярных аппаратов.
  Так, у человека, находящегося в закрытой каюте корабля или на заднем сиденье движущегося автомобиля, вестибулярная афферентация создает ощущение ускорения, в то время как зрительная свидетельствует об относительной неподвижности окружающих предметов. Интенсивность тошноты и головокружения прямо пропорциональна степени сенсорного рассогласования.
  Во втором случае несоответствие возникает между сигналами от полукружных каналов и отолитовых органов, которые передают в центральную нервную систему противоречивую информацию.

  В обычных условиях центральная нервная система может точно определять, какие сигналы должны поступать в нее от вестибулярных и других сенсорных органов. Эта способность вырабатывается как в процессе эволюции, так и в ходе индивидуального развития человека. В соответствии с теорией сенсорного конфликта в центральной нервной системе сравнивается поступающая информация с информацией ожидаемой.
  Когда сигналы, стимулируемые движением человека, соответствуют хранящейся в памяти нервной модели раздражителя, сенсорного рассогласования не происходит и человек не испытывает каких-либо неприятных ощущений. Если же входные сигналы не согласуются с хранимой в памяти информацией, то запускается ряд нейровегетативных реакций, которые и характеризуют синдром укачивания.

  Хотя болезнь движения и может развиться у любого человека, индивидуальная чувствительность к укачиванию сильно варьирует. Дети младше двух лет почти не используют зрительную систему для пространственной ориентации, поэтому меньше подвержены укачиванию. Интересно, что больные с синдромом Туретта реже страдают болезнью движения, что, возможно, обусловлено изменением содержания различных медиаторов в головном мозге.

Клинические проявления укачивания

  Симптомы укачивания, как правило, развиваются постепенно. Продромальными признаками служит зевота, гипервентиляция, слюнотечение, бледность, обильный холодный пот, сонливость, а также аэрофагия, головокружение, головная боль, общее недомогание, усталость. Затем появляется и нарастает тошнота, начинается рвота, нарушается координация движений. Больной чувствует сильную слабость, не может сосредоточиться.

  Продолжительная болезнь движения с сильной рвотой может привести к артериальной гипотонии, обезвоживанию, истощению и депрессии.

  Иногда болезнь движения протекает с преобладанием определенных симптомов. Так, условно выделяют четыре основных формы болезни движения: нервную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.

  При нервной форме основными симптомами бывают головокружение, тяжесть в голове, головная боль, слабость, сонливость. Иногда некоторые из этих симптомов появляются уже накануне поездки.

  Желудочно-кишечная форма проявляется искажением вкусовых ощущений (например, во рту может появиться мыльный привкус), снижением аппетита, тошнотой и рвотой. Рвота приносит кратковременное облегчение. Характерна непереносимость запахов табачного дыма, выхлопных газов.

  При сердечно-сосудистой форме наблюдается тахикардия, повышается артериальное давление, возникает аритмия. По мере нарастания симптомов укачивания пульс урежается, дыхание становится поверхностным, артериальное давление падает.

  Смешанная форма болезни движения – самая частая. Она характеризуется сочетанием различных симптомов дисфункции сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и нервной систем.

  Течение болезни движения зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и индивидуальной чувствительности человека к укачиванию. У некоторых людей до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания. У других может отмечаться длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты.

  Клиническая картина укачивания обычно развивается медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их «лавинообразное» нарастание, завершающееся тошнотой и рвотой. Волнообразное ослабление или, наоборот, нарастание симптомов болезни движения может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько дней. Усугубляет болезнь движения плохо проветриваемое помещение (дым, в т. ч. табачный, угарный газ), высокая температура окружающего воздуха и некоторые эмоциональные факторы, такие как страх, тревога.

  В зависимости от провоцирующего фактора выделяют:

  • морскую
  • воздушную
  • космическую болезнь
  • укачивание в автомобиле
  • поезде, на качелях.

  Морское путешествие чаще всего вызывает укачивание, что объясняется более длительным и более выраженным воздействием провоцирующих болезнь движения факторов. Первое упоминание морской болезни встречается в работах Гиппократа . Возникает она при сочетании различных видов качки: бортовой (боковой), поперечной, килевой, продольной или вертикальной. Даже спокойное море у многих людей вызывает укачивание.

  Воздушная болезнь по частоте стоит на втором месте после морской болезни. Чем ниже летит самолет и чем меньше его размеры, тем выше вероятность развития воздушной болезни. Так, укачивание наблюдается у 12-13 % пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1-3 % пассажиров при полетах на самолетах с газотурбинными двигателями.
  Воздушная болезнь развивается, когда самолет перемещается вверх и вниз, при «рыскании», при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха («воздушные ямы»). Современные большие самолеты гражданской авиации обычно летают на больших высотах в спокойных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи болезни движения на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров, летающих на небольших самолетах.

  Космическая болезнь представляет большую проблему в астронавтике, поскольку может лишить космонавта работоспособности на достаточно длительный срок. Этиологическим фактором космической болезни служит невесомость (нулевая гравитация). В обычных условиях, на земле, энергичные движения головой не вызывают укачивания, тогда как в условиях невесомости такие движения могут привести к укачиванию. Полагают, что космическая болезнь может развиваться из-за внутривестибулярного несоответствия, т. е. рассогласования информации, поступающей от отолитовых органов и полукружных каналов, или вследствие рассогласования информации, поступающей от вестибулярного и зрительного анализаторов.

  Реже всего болезнь движения возникает при поездках на поезде – лишь у 0,13 % людей. Тем не менее, с распространением скоростных поездов частота болезни движения у пассажиров может существенно возрасти, что объясняется значительными ускорениями, возникающими при поворотах поездов, движущихся со скоростью более 200 км/ч.

Адаптация при укачивании

  Когда воздействие провоцирующего болезнь движения фактора продолжается длительное время, у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение проявлений укачивания. Скорость адаптации очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей человека. В большинстве случаев адаптация происходит через 2-3 суток. При этом к 4-м суткам все симптомы болезни движения обычно полностью проходят. Сущность адаптации заключается в установлении нового контроля двигательных актов в изменившихся условиях. После возвращения в нормальные условия центральная нервная система должна вновь перестраиваться, что может сопровождаться симптомами болезни движения, правда, выраженными в меньшей степени. Такая реадаптация наблюдается, например, у моряков, вернувшихся из длительного плавания.

Лечение

  Укачивание легче предотвратить, чем лечить. Существует ряд общих рекомендаций, которые позволяют снизить риск развития болезни движения. Так, перед поездкой необходимо хорошо отдохнуть. В случае бессонницы лучше принять успокоительное или снотворное средство. В день поездки следует избегать спиртных напитков и ограничить курение. Как голод, так и переедание могут провоцировать болезнь движения. Необходимо избегать употребления цельного молока и сильногазированных напитков. Предпочтительнее напитки с легким кислым вкусом. Во время длительной поездки нужно часто и понемногу есть легкую пищу.

  Во время поездки профилактика укачивания включает использование физических, зрительных и медикаментозных факторов.

Физические факторы

  Лицам, подверженным укачиванию, во время поездок на транспорте рекомендуют находиться в месте наименьшей амплитуды движения, например в средней части корабля или в той части самолета, которая расположена между крыльями. Необходимо до минимума ограничить движения головой. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше если голова будет опираться на соответствующую опору. Советуют лежать на спине или находиться полулежа с валиком под головой.

  Во время поездок на наземном транспорте лучше располагаться лицом по ходу движения. Не следует активно двигать головой и следить за мельканием предметов за окном. Предпочтительно располагаться на переднем сидении и смотреть вперед. Можно также закрыть глаза и занять удобную позу, откинув кресло максимально назад.

  Важно избегать в дороге перегревания и переохлаждения. Температура в салоне транспортного средства должна быть комфортной. Вероятность укачивания можно снизить, если отвлечься от окружающей обстановки и заняться интересным делом, полностью сконцентрировавшись на нем. Благоприятно влияет прослушивание легкой мелодичной музыки.

Зрительные факторы

  Во время поездок на транспорте не следует читать. Взгляд нужно фиксировать на уровне 45º над горизонтом: это снижает чувствительность к укачиванию. Не надо смотреть на волны или другие движущиеся объекты. В каюте корабля или в самолете, при первых признаках укачивания лучше сидеть с закрытыми глазами либо зафиксировать взгляд на линии горизонта. В автомобиле целесообразно смотреть перед собой, а не в боковые стекла, не следует читать книги или газеты во время движения.

Медикаментозные факторы

  С целью медикаментозной профилактики укачивания традиционно в основном применяют антигистаминные и антихолинергические средства. Кроме того, иногда используют нейролептики (производные фенотиазина) и психостимуляторы (амфетамины). Последние применяют в основном для профилактики укачивания у космонавтов.

  Антигистаминные средства (H1-блокаторы). Укачивание уменьшают лишь те H1-блокаторы, которые обладают центральным антихолинергическим действием. К таким препаратам относятся дименгидринат, дифенгидрамин, прометазин, меклозин, циклизин. Возможно, антихолинергическое действие и объясняет эффект H1-блокаторов при укачивании. Людям, которые подвержены кинетозам, рекомендуют за один час до поездки принять дифенгидрамин или циклизин, 50 мг внутрь; меклозин или прометазин, 25 мг внутрь. Основной побочный эффект этих препаратов – седативное или снотворное действие. Он более выражен у дименгидрината и дифенгидрамина. Кроме того, H1-блокаторы могут вызывать сухость во рту и нарушение аккомодации.

  Антихолинергические средства тормозят активность центральных вестибулярных структур. В настоящее время выпускаются пластыри со скополамином, высвобождающие в кровь 0,5 мг скополамина в течение 72 часов. Побочные эффекты скополамина обусловлены главным образом блокадой M-холинорецепторов и включают сухость во рту и сонливость. Кроме того, возможна амнезия и галлюцинации. С большой осторожностью скополамин назначают пожилым из-за опасности развития психоза или острой задержки мочи.

  Фенотиазины. В основном для профилактики укачивания используют прометазин. Препарат обладает антигистаминной активностью и по действию на укачивание не уступает другим H1-блокаторам. Принимают его внутрь в дозе 25 мг. Прометазин часто вызывает сонливость, зато гораздо реже, чем другие фенотиазины, – экстрапирамидные нарушения.

  Комбинированные препараты. Высокой эффективностью обладают комбинированные средства, включающие несколько действующих веществ из разных фармакологических групп. Выпускаются, например, препараты, содержащие скополамин (0,33 мг) и дифенгидрамин (25 мг) или скополамин (0,2 мг), дименгидринат (50 мг) и кофеин (20 мг).

  Эффективность антигистаминных, антихолинергических средств и фенотиазинов достаточно высока. Однако в терапевтических дозах все они вызывают побочные эффекты, что существенно ограничивает их использование, прежде всего у детей и пожилых. Этих недостатков лишены гомеопатические средства, которые, сочетая высокую эффективность и отсутствие побочных эффектов, в ряде случаев становятся препаратами выбора для лечения и профилактики укачивания в транспорте.

  Препарат Коккулин, выпускаемый во Франции с 1969 г., зарекомендовал себя в качестве высокоэффективного средства против болезни движения. Препарат содержит несколько гомеопатических компонентов: Cocculus Indicus, Nux Vomica, Tabacum Nicotiana и Petroleum. Будучи исключительно гомеопатическим средством, Коккулин не обладает седативной активностью: не вызывает дневной сонливости, не снижает активность и работоспособность. Коккулин не имеет противопоказаний, поэтому его могут принимать взрослые, дети, беременные женщины, пожилые люди. Препарат совместим с любыми другими лекарственными средствами. В частности, Коккулин не усиливает действие снотворных и седативных препаратов, а также алкоголя.

  Эффективность Коккулина подтверждена клиническими испытаниями, в частности плацебо-контролируемым исследованием, проведенным во Франции с участием 150 служащих военно-морского флота Франции. Эффективность Коккулина сравнивали с эффективностью дименгидрината в дозе 25 мг. Результаты исследования показали, что Коккулин обладал сравнимой с дименгидринатом эффективностью в отношении тошноты, беспокойства и головокружения. Причем по воздействию на беспокойство и головокружение Коккулин был даже более эффективен, чем дименгидринат. При этом побочные эффекты у Коккулина отсутствовали, тогда как дименгидринат во многих случаях вызывал сонливость и нарушения зрения, а также снижал быстроту реакции и память.

  Таким образом, эффективность гомеопатического препарата Коккулин не уступает эффективности дименгидрината. При этом его переносимость значительно выше ввиду отсутствия побочных эффектов. Коккулин принимают по 2 таблетки 3 раза в день накануне и в день поездки. Таблетки нужно рассасывать. Для купирования укачивания препарат принимают по 2 таблетки каждый час до улучшения состояния.

Нелекарственные методы профилактики укачивания

  Помимо медикаментозной профилактики болезни движения в настоящее время большое значение уделяют нефармакологическим методам. К ним относят психотерапию и тренировку самоконтроля вегетативных реакций с использованием биологической обратной связи.

  Разработаны программы тренировки вестибулярной системы, целью которых может быть приобретение защитной адаптации человека к провоцирующим укачивание движениям. Адаптация достигается путем постепенного наращивания интенсивности провоцирующего воздействия. В этих целях может быть использован широкий комплекс активных, пассивных и комбинированных тренировок, при которых на вестибулярный аппарат действуют различные ускорения. К активным тренировкам относятся специальные физические и гимнастические упражнения, занятия теннисом, волейболом, плаванием, акробатические прыжки на батуте. К пассивным – вращение на вращательных креслах, укачивание на качелях. Индивидуальный выбор наиболее эффективного средства профилактики укачивания осуществляют на основе специальных вестибулярных исследований, проводимых в специализированных центрах.


Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Если ребенка укачивает в транспорте, обыкновенная поездка на автомобиле или автобусе оборачивается кошмаром для него самого и его родителей. Малыша мутит и рвет, он бесконечно плачет или становится вялым, как тряпочка.

Мама и папа вынуждены возить за собой пакетики, отпаивать ребенка водой. Так почему же людей укачивает? Является ли кинетоз болезнью? Перерастают ли его малыши? Какими средствами можно помочь ребенку и взрослому преодолеть укачивание?

Причины укачивания

По-научному укачивание называют кинетозом или болезнью движения. Тем не менее, не все врачи считают данное состояние действительно болезнью. По их мнению, негативные симптомы, проявляющиеся у некоторых людей во время движения – это всего лишь защитная реакция организма человека, точнее, вестибулярного аппарата.

ВАЖНО: Укачивание – весьма распространенная проблема. С ней знакомы не понаслышке каждый третий взрослый и каждый второй ребенок

Вестибулярный аппарат человека – это орган, расположенный во внутреннем ухе человека, который позволяет:

  • ориентироваться в пространстве
  • координировать движения тела
  • держать равновесие

Этот сложный анализатор реагирует на:

  • гравитацию
  • движение
  • ускорение
  • изменение положения тела в пространстве
  • вибрацию

У человека строение вестибулярного аппарата сложное. Он представляет собой совокупность полукружных каналов, выстланных изнутри реснитчатым эпителием и заполненных эндолимфой, в которой плавают мелкие камушки — отолиты.

  1. Во время движения головой из-за перемещения отолитов реснички смещаются и раздражаются
  2. Сигнал от вестибулярного аппарата в головной мозг поступает по вестибулярному корешку преддверно – улиткового нерва
  3. Помимо собственно вестибулярного аппарата за ощущение положения тела в пространстве, его статику и движения отвечают также зрительный и тактильный анализаторы

ВАЖНО: Вестибулярный аппарат человека развивается достаточно долго – с момента зачатия вплоть до того, пока ребенку не исполнится 12-15 лет

Во время движения в транспорте, на аттракционах или даже в лифте в связи с частым и резким изменением положения тела в пространстве вестибулярный аппарат постоянно раздражается. Одновременно с этим происходит диссонанс между информацией, получаемой мозгом от органа равновесия и органов зрения. Вегетативная нервная система человека перевозбуждается. Клинические проявления кинетоза возникают со стороны таких систем организма:

  • нервной
  • сердечно-сосудистой
  • пищеварительной

Где может укачать: виды кинетоза

Даже абсолютно здорового человека может укачать на слишком ухабистой или извилистой дороге, либо же в море во время шторма. Но бывает так, что признаки кинетоза возникают у некоторых детей и взрослых во время кратковременной поездке в автомобиле, в трамвае, катания на качели или подъема на третий этаж на лифте.

Морская болезнь — самый распространенный вид кинетоза.

В зависимости от того, где укачивает человека, различают подвиды болезни движения.

  1. Морская болезнь. Это наиболее часто встречаемый подвид синдрома укачивания, о ктором упоминал еще Гиппократ. Чтобы чувствовать себя комфортно во время плавания, особенно, продолжительного, на легком небольшом судне, нужно иметь крепкий вестибулярный аппарат. Есть и такие, кого укачивает в штиль на больших круизных теплоходах. Последствия качки судна на воде человек начинает ощущать практически сразу либо в первые пару часов. Тут же начинает подключаться адаптивный механизм – организм начинает приспосабливаться к попеременным изменениям положения тела. Через 2-3 дня человеку должно стать легче, через 4-5 морская болезнь должна отступить. К сожалению, так происходит не всегда. Известны печальные случаи, когда укачивание становилось причиной самоубийств во время плавания
  2. Воздушная болезнь. Ее симптомы проявляются у 10% пассажиров винтомоторных самолетов и 1% пассажиров газотурбинных самолетов. Организм переживает наибольший стресс во время взлета и посадки, при турбулентных воздушных потоках и сильных порывах ветра. Есть данные о том, что 15% курсантов военно-воздушных училищ отсеиваются именно по причине воздушной болезни
  3. Автомобильная и автобусная болезни. Сегодня наземный транспорт используется постоянно и повсеместно. Поездки на работу и по делам у многих людей занимают по нескольку часов в день. Ездить приходится и совсем маленьким детям. При этом состояние дорог и транспортных средств часто оставляет желать лучшего. Проблема укачивания в автобусах, маршрутках и легковых машинах приобрела глобальный характер
  4. Железнодорожная болезнь. В поездах укачивает редко. В скором поезде или электричке становится плохо 1 человеку из 1000. Вероятность проявления симптомов кинетоза у пассажиров железнодорожного транспорта возрастает в случае скорости движения более 200 км в час, на поворотах, резких спусках или подъемах
  5. Укачивание на аттракционах, качелях и каруселях. Веселые катания создают интенсивную нагрузку на вестибулярный аппарат, поэтому не удивительно, что многие посетители парка аттракционов после катания на «Веселых горках», тому подобное, выходят с шумом в ушах, головокружением и потерей ориентации в пространстве

ВАЖНО: Известны редкие случаи укачивания во время поездки в лифте, у танцоров балета во время исполнения пируэтов, у гимнастов и акробатов во время исполнения трюков

Кто подвержен укачиванию?

Так почему же одних людей укачивает, а других нет? Существуют факторы риска проявления признаков кинетоза. Это:

  1. Детский возраст. 7 из 10 детей до 12-15 лет (во время формирования вестибулярного аппарата) укачивало хотя бы раз. 3 из 10 детей из этой же категории вынуждены пить таблетки от укачивания или пользоваться прочими подобными средствами
  2. Болезни тех или иных систем организма. В первую очередь, сердца, сосудов, желудка, кишечника, головного мозга
  3. Болезни ЛОР органов. В частности, это воспаление среднего и внутреннего уха
  4. Гормональные нарушения или гормональный дисбаланс. Так, женщина может впервые ощутить на себе «прелести» укачивания во время менструации или беременности
    Старческий возраст. В этом возрасте, как правило, и дают о себе знать болезни и нарушения в организме, указанные выше
  5. Медикаментозное лечение. Если человек принимает препараты, влияющие на координацию его движений, например, нейролептики, бета-блокаторы, препараты лития, прочие, риск, что его укачает, увеличивается

ВИДЕО: Укачивание, причины и способы помощи ребенку — неотложная помощь доктора Комаровского

Симптомы кинетоза

Клинические признаки синдрома укачивания могут значительно отличаться. Они проявляются со стороны нескольких систем организма:

  1. Нервной системы. Страдающий кинетозом человек ощущает головокружение, у него болит голова. Координация его движений нарушается. Появляются общая слабость либо, напротив, возбуждение. Сознание может нарушится вплоть до иллюзорного восприятия действительности
  2. ЖКТ. Эта система органов реагирует на укачивание повелением неприятного привкуса во рту, тошнотой и рвотой
  3. Сердечнососудистая система. У человека, которого укачивает, сердечный ритм сначала ускоряется, АД повышается, а после эти показатели идут на спад. Одновременно с этим замедляется и становится поверхностям дыхание

ВАЖНО: Чаще всего в ответ на укачивание организм реагирует комплексно, клинические признаки проявляются одновременно с трех перечисленных выше систем

Головокружение, тошнота, рвота, вялость и плачь — симптомы кинетоза у детей.

Лечение кинетоза

Ребенка или взрослого, которого укачивает регулярно, необходимо показать врачу. Только специалист определит, почему ему становится плохо в транспорте. Возможно, причиной укачивания является какая-либо серьезная болезнь.
Если же это ребенок упомянутой возрастной категории, когда его вестибулярный аппарат находится на этапе развития, или здоровый взрослый, лечение кинетоза сводится к двум ключевым моментам:

  • созданию благоприятных условий поездки
  • тренировки вестибулярного аппарата

Например, чтобы ребенка не укачало во время поездки на машине, нужно чтобы:

  • в салоне не было слишком жарко
  • в салоне не было постороннего запаха (бензин, табачный дым, освежитель воздуха, прочее)
  • ребенок был одет по погоде
  • его одежда не сдавливала
  • присутствовал доступ свежего воздуха (приоткрытое окно, кондиционер, ручной вентилятор, веер, прочее)

Тренировка вестибулярного аппарата в домашних условиях – важный компонент профилактики и лечения кинетоза. Она включает в себя:

  1. Занятия спортом. Любой спорт благотворно влияет на умения человека управлять своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве. Он делает человека здоровее и выносливее. Дети, которые ходят на гимнастику, танцы, единоборства, реже страдают от укачивания
  2. Выполнение специальных упражнений. Это прыжки, стойка на одной ноге, любые упражнения на пресс, которые выполняются в положении, когда голова находится ниже ног. Так как вестибулярный аппарат реагирует именно на изменения положения головы, эффективными являются повороты, наклоны головой вперед, назад и в стороны. Они выполняются по 10-15 раз в 2-3 подхода
  3. Катание на детских качелях и каруселях. Подойдет даже гамак на даче

Средства от укачивания

Если тренировка вестибулярного аппарата пока не дала результатов, помочь от укачивания могут некоторые медикаментозные и нетрадиционные средства:

  • таблетки
  • браслет
  • пластырь
  • точечный массаж

Массаж

Избавится от тошноты и головокружения во время поездки поможет массаж точек, расположенных:

  • между концом нижней челюсти и мочкой уха (“божественная внешность”)
  • в 2,5 см от запястья (“внутренние ворота”)
  • между большим и указательным пальцами на ноге (“больше натиска”)

Пластырь

Пластырь от укачивания крепится за ушами (на указанную выше акупунктуру точку). Обычно, он содержит растительные компоненты, которые, хотя не устраняют причины укачивания, но уменьшают проявление его симптомов в виде головокружения и тошноты.

ВАЖНО: Хотя пластыри позиционируются как абсолютно безопасные, подходящие даже детям, прежде чем применять их, лучше проконсультироваться с врачом. На такие мяту, имбирь и прочие вещества в составе пластыря может возникнуть аллергия

Одной пары пластыря, как правило, хватает на трех- четырехчасовую поездку.

ВИДЕО: Как тренировать вестибулярный аппарат у детей

Таблетки от укачивания

Таблетки от укачивания, хотя они и отпускаются в аптеке без рецепта, лучше принимать только после консультации с врачом. Скорее всего, врач посоветует один из таких препаратов:

  1. Метоклопрамид (относится к группе препаратов, блокирующих серотониновые и дофаминовые рецепторы)

    Метоклопрамид.

  2. Драмина (антигистаминное средство на основе дименгидрината)

    Коккулин.

  3. Авиаморе (гомеопатическое средство)

  4. Вертигохель (гомеопатическое средство)

Браслет от укачивания для детей

У детей, которых укачивает в транспорте, может сформироваться страх перед поездками. В таком случае таблетки от укачивания – не самый лучший вариант, ведь ребенок может подумать, что он болен. Можно попробовать альтернативное средство – браслет.
Так же, как и пластырь, он купирует симптомы кинетоза, воздействуя на акупунктуру точку на запястье.
Браслет следует надевать непосредственно перед посадкой в транспортное средство, и уже через 2 минуты он начнет действовать.
Детям такие браслеты рекомендуют носить с 3 лет.

Профилактика укачивания

Ребенку или взрослому, страдающим кинетозом, следует выполнять следующие правила:

  1. В длительную поездку лучше отправляться на голодный желудок. Если же все-таки есть, то легкое и хорошо усваиваемое блюдо как то йогурт, кефир, фрукты или овощной салат
  2. Перед поездкой и во время нее лучше не пить много воды. Бутылку в дорогу лучше взять с крышечкой-дозатором
  3. В автобусе лучше садиться на места ближе к водителю
  4. Чтобы голову не трясло, можно брать с собой дорожную подушку-рожок
  5. Не стоит смотреть в окно. Лучше найти в салоне неподвижную точку и сфокусироваться на ней
  6. От тошноты помогут мятные или цитрусовые леденцы, дольки лимона или мандарина
  7. В машине можно подложить под ноги коврик с шипами, который будет массажировать ступни

ВИДЕО: Синдромы укачивания и болезнь движения диагностика, профилактика и лечение

Или уменьшить неприятные ощущения во время поездки, необходимо соблюдать ряд правил. Накануне путешествия постарайтесь полноценно отдохнуть и , откажитесь от курения и спиртных напитков. В день поездки не используйте парфюмерию – резкие запахи усиливают симптомы укачивания.

В транспорте правильно выбирайте место. В автомобиле меньше всего на переднем сиденье, в автобусе также займите место в передней половине, но не над колесами. В комфортнее путешествовать в купе, расположенных в центре головных вагонов. В самолете более всего стабильны сиденья в крыльев. Обязательно садитесь лицом по ходу движения.

Поездка на голодный желудок или переедание во время путешествия значительно усиливают вероятность . Плотно поешьте за 1,5-2 часа до поездки, в дороге перекусывайте фруктами, орешками, йогуртом. Избегайте жирной, острой и сладкой пищи – она может вызвать тошноту даже у тех, кто хорошо переносит дорогу. Старайтесь больше пить – чай с лимоном, кислые соки и морсы. Постоянно держите во рту леденцы – мятные или лимонные.

Не пытайтесь в дороге или смотреть фильмы – мельтешение перед глазами усилит вероятность появления морской болезни. Лучше откиньте кресло, послушайте музыку или постарайтесь расслабиться и поспать. Кстати, дорога переносится гораздо легче, чем днем.

Если вам нравится смотреть в окно, старайтесь сосредоточить взгляд на линии горизонта. Голову лучше всего положить на подголовник, чтобы она была зафиксирована, т.к. тряска и повороты способствуют появлению симптомов укачивания.


, если вас укачало

Если в транспорте вас укачивает всегда, есть смысл посетить врача, чтобы он выписал вам препарат от укачивания. Хорошо помогает от морской болезни скополаминовый пластырь, который наклеивается за ухо за несколько часов до поездки. Его можно приобрести в аптеке без рецепта, как и гомеопатические шарики от укачивания.

При первых признаках укачивания – вялости, головокружении, сонливости, дискомфорте в области желудка – откройте окно и подышите свежим воздухом. Делайте глубокие вдохи носом, а выдохи – ртом. Сосредоточьтесь на своем дыхании, его ритме.

По возможности выйдите из транспорта и прогуляйтесь, умойтесь холодной водой или протрите кожу лица и декольте кусочком льда. Если нет возможности покинуть транспорт, примите положение полулежа, откиньте голову на кресла и закройте глаза. Это нужно для защиты мозга от большого количества хаотичных сигналов. Через 10-15 минут неприятные симптомы должны отступить.