Работа с зависимостями. Обучающая программа. Основные техники, применяемые в психодраме таковы. Психодрама активно используется в лечении

Психодрама, или психодрама Морено, что обусловлено именем создателя методики — это психотерапевтический метод. Основателем выступает Я. Морено. Традиционное понятие психодрамы подразумевает проведение групповых терапевтических процессов, где главный инструмент — это импровизация пациентов как актеров.

Драматерапия преследует несколько целей — изучить внутренний мир, развить творческий потенциал и расширить возможности взаимодействия человека с социумом. Причем драматерапия может использоваться как психотерапия, так и в качестве обучения.

Важные особенности

Метод психодрамы основан на психотерапевтическом действии, представляющем собой ролевые игры. В процессе этой игры проводят своего рода драматические импровизационные действия, за счет которых удается изучить внутренний мир человека и создать условия для самопроизвольного раскрытия пациентом чувств, переживаний или эмоций, имеющих непосредственное отношение к возникшим у него проблемам. То есть пациент сам приходит к осознанию проблемы путем игры.

Существуют различные формы и виды психодрамы, которые в свое время предложил Якоб Морено. Со временем драматерапия не стояла на месте, а активно развивалась, расширяя свои возможности.

Гештальтпсихология и драматерапия имеют тесную связь между собой. Современная гештальтпсихология предусматривает необходимость осознать собственные потребности, ощущения, чувства и эмоции, а также предпочтения в социуме. У психодрамы цели во многом похожи. Эти методы являются невероятно востребованными и эффективными в психотерапии.

Техника психодрамы, которую разработал сам Морено, была создана во многом случайно. Можно сказать, самая первая техника психодрамы, которую наблюдал специалист, происходила в парке города Вена, где играли дети. Они разыгрывали вымышленные сценки. Причем как оказалось в ходе наблюдений, каждому из участников была отведена своя роль. В результате игра сформировалась в настоящее свободное творчество, перерастающее в контакт.

Основой же психодрамы как метода психотерапии называют инсайт. Также сюда относят катарсисы, роли и спонтанность. Инсайтом называют внезапное осознание, резкое понимание ситуации, положения в жизни, в котором оказался человек. Инсайт происходит во время игры и позволяет достичь человеком главного — осознания проблемы.

Техники психодрамы имеют важное отличие от классического понятия театральной сцены. Ведь там тоже есть свои актеры и роли. Однако что такое психодрама? Это действие, основанное на практически полной импровизации. Здесь раздаются только роли, своего рода фундамент для каждого участника. Его практически не ограничивают какими-либо рамками, то есть простор для творчества и импровизации огромен. Если в театре заранее известен финал, то методика психодрамы предусматривает всегда неожиданную концовку.

За распределение ролей отвечают сами пациенты или участники, в то время как задача терапевта — наблюдать и смотреть, насколько тот или иной человек справляется со своими задачами, положением, как ведет себя в той или иной роли.

Разновидности

Морено делал акцент на трех основных видах психодрамы. Отличие между ними заключается в том, чему именно посвящается проблема.

  1. Проблема отдельного человека. Здесь речь идет о проведении при психодраме упражнений, направленных целиком и полностью на проблему одного из членов группы.
  2. Проблема группы. Тут упор делается на отношения внутри группы между самими участниками, а также ведущего, который активно вовлекается в процесс.
  3. Проблема темы. Основывается такая техника на теме, которая волнует всех участников группы.

На самом деле драматерпия позволяет решить множество проблем, ответить на ряд вопросов и помочь человеку обрести собственное я. В настоящее время активно используется людьми семейная практика психодрамы, монодрама, общение с безработными для получения ответов о своих неудачах. Психодрама с безработными во многом позволяет понять, почему именно человек оказался без работы, действительно ли виноваты другие, а не он сам.

Активно проводится лечение, совмещенное с простыми тренингами для саморазвития детей. Ребенок, принимающий участие в таком действии как театротерапия или драматерапия, познает себя, лучше адаптируется в обществе. Важные вспомогательные преимущества психодрамы для детей — это возможность развить в себе творческую личность и развить способность к импровизациям. То есть подобная практика носит и профилактический эффект. Детская психодрама обретает все большую популярность.

Цели драматерапии

Театротерапия или психодрама затрагивает множество аспектов жизни человека. Подобная психотерапевтическая деятельность может использоваться в различных областях:

  • при работе с детьми — детская психодрама;
  • с родителями и их детьми одновременно, создавая смешанные группы;
  • семейная терапия, где участие принимают буквально все, от бабушек и дедушек до правнуков;
  • супружеские тренинги, необходимые для решения сложившихся проблем в паре;
  • с рабочими коллективами, компаниями или организациями.

Человек, потеряв работу, мотивацию или себя, может обратиться за помощью к психодраме. Этот метод психотерапии отличается высокой эффективностью. Хотя решиться на подобный шаг может не каждый.

Кому-то больше подходит монодрама, то есть игра одного актера и раскрытие собственных проблем. Здесь участие принимает только один человек. Другим важна и полезна социодрама, то есть психотерапия с группой людей. Работу с ними проводит психодраматист. Для проведения психодрамы обучение специальный психодраматист должен пройти очень серьезное. Эта задача по силам далеко не каждому.

Элементы психодрамы

Все техники психодрамы объединяют пять основных элементов, которые применяют в каждом психодраматическом методе.

  • Первый или главный актер. Более распространенное обозначение этого элемента тренинга — протагонист. Это человек, который занимает центральное место в действии. В процессе терапии он исследует собственную личность. Важная особенность заключается в том, что первый актер не должен играть или пытаться быть именно актером. Задача противоположная. От него ждут раскрытия самого себя и собственного внутреннего мира на сцене. То есть необходимо быть свободным, осуществлять все действия, которые приходят на ум. Быть собой, а не изображать кого-то — вот основная суть протогониста в психодраме.
  • Директор. Это и есть психодрамист. Каждая терапия проводится с обязательным участием ведущего или психотерапевта в группе. Его принято называть психодраматист. Его задача — совместно с протагонистом определять течение процесса и создавать определенные условия, чтобы формировать индивидуальные драмы. Всего психодраматист выполняет сразу четыре функции. О них расскажем позже.
  • Дополнительный «я». Это в основном участники группы психотерапии, функция которых — сыграть роль важных для первого актера людей. За счет этого развивается процесс драмы. Также дополнительные «я» являются помощниками для психодраматиста. Они обязаны выполнять его инструкции и следовать всем указаниям. Но все же их главная задача — это помощью протагонисту. Они могут изображать как вполне реальных, так и вымышленных персонажей из жизни первого актера. Именно с этими персонажами актер связывает возникшие у него проблемы. Для их решения нужно с ними встретиться. Здесь и вступают в работу дополнительные «я».
  • Группа или просто зрители. Это часть людей из психотерапевтической группы психодрамы, не принимающие участие в процессе драмы. Несмотря на это, зрители остаются активными участниками всего процесса, получая от него определенное удовольствие и, что самое главное, пользу. Не стоит недооценивать значение зрителей. Морено четко сравнил их с обычными зрителями кино. Вы можете сами представить себе, каково это смотреть на цунами с экрана, либо наблюдать такое действие вживую. Примерно так отождествлял разницу между обычными зрителями и зрителями психодрамы Морено. От наличия зрителей удается получить двойной эффект. Прежде всего, они оказывают поддержку и помощь главному актеру, настраивают его, подбадривают или наоборот, критикуют. Не редко зритель может спонтанно стать участником действия. Чем изолированнее ощущает себя первый актер, тем большую роль будут играть зрители как люди, сопереживающие, признающие и понимающие его. Вторая важная особенность — это возможность посмотреть на свою ситуацию со стороны. Часто сеансы психодрамы проводят с людьми, объединенными одной проблемой. Потому действие, осуществляемое первым актером или протагонистом, непосредственно касается каждого из присутствующих.
  • Сцена. В большинстве случаев это обычная площадка, на которой имеется достаточно свободного места, чтобы осуществлять различного рода физические действия. Хотя Морено разработал для этих целей специальную сцену, где можно разыгрывать процесс на различных уровнях.

Функции директора

Как мы уже отмечали, когда проводится театротерапия или психодраматический сеанс, важным его звеном выступает психодраматист. У него есть свои определенные функции.

  • Первостепенная задача директора или психодраматиста — организовывать процесс, начинать действие и стимулировать участников к активности. Своего рода режиссер-постановщик. Наблюдая за процессами протагониста, психодраматисты должны стремиться приближать актера к максимально глубокому самопознанию и раскрытию ситуации, в которую он вошел.
  • Директор выступает в роли ведущего для группы психотерапии. В этом качестве на его плечи возлагается обязанность следить за тем, чтобы сохранить эмоциональный контакт между главным актером и остальными участниками группы. Основная цель — формирование атмосферы поддержки и понимания друг с другом.
  • Директор может выполнять как активную, так и пассивную роль. Пассивная роль выполняется в том случае, если протагонист берет на себя инициативу и не нуждается в стимуляции. Если же первый актер ведет себя достаточно пассивно, задача терапевта заключается в необходимости его разговорить, подвести к определенным действиям. Для этих целей могут применяться различные методы и приемы — нападение, выкрики или даже шутки в сторону протагониста.
  • Аналитик. Последняя, но не менее значимая роль терапевта. Он не должен вовлекаться в процесс драматический действий, но обязан давать всем необходимые инструкции. Терапевт анализирует происходящее, следит за настроениями и оценивает текущие мысли, чувства или особенности поведения каждого отдельно взятого участника группы. На основании этого делаются соответствующие выводы и заключения, выбираются темы для раскрытия и пр.

Как проводится терапия

Как взрослая, так и детская психодрама в основном проводится группами. Изначально проводились исключительно групповые психотерапевтические сеансы. Сегодня возможны и индивидуальные тренинги.

Чем больше людей принимает участие в терапии, тем шире возможности по охвату наиболее значимых и проблемных ситуаций в ходе занятий. Их называют сессиями. Каждая сессия включает в себя три этапа. Причем на каждой новой сессии проводятся повторные шаги:

Когда в результате психодрамы удается разобраться в проблеме выбранного на первом этапе протагониста, может быть принято решение пройти повторный круг. То есть вновь начать с процесса выбора протагониста, провести действие и завершить все шерингом.

Важной особенностью психодрамы является возможность получения результата не только при разыгрывании жизненных реальных ситуаций. Определенную помощь человек получает даже при участии в процессах, которые в действительности никогда с ним не происходили. Это в основном имеет отношение к испытываемым негативным эмоциям. С помощью психодрамы можно решить такие проблемы как чувство ненависти, страх перед чем-то или кем-то, а также отчаяние или злоба.

Главная задача психодрамы — избавить человека от эмоциональных блокаторов, поменять отношение к окружающему миру в положительную сторону и решить имеющиеся внутренние проблемы.

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название "спонтанный театр". Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии.

По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.
Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. В качестве разновидностей терапевтической драматизации А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенность биодрамы в том, что между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации. Целесообразно использовать кукольные драматизации с преддошкольниками и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

Возможна и другая форма, когда один из участников группы в театрализованной форме рассказывает о событиях своей жизни. При этом важное значение имеют импровизация и доброжелательность группы.
Наиболее успешно психодрама используется в комплексе с другими методами групповой работы (в частности, с групповой дискуссией, психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, некоторыми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.

Рассказчик в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Необходимое условие для проведения психодрамы - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

Большое значение в психодраме уделяется катарсическому эффекту, возникающему при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх и т.д.

Задачи психодрамы:
1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно влияющих на изменение установок, указывают: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в
игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.
Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов:
1. Протагонист.
2. Режиссер (фасилитатор).
3. Вспомогательные "Я".
4. Зрители.
5. Сцена.

Протагонист - первый игрок (от греческих слов "ргоtos" - первый и "agon" -борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления),
предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего постановщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. Терапевт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участникам вести спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям. Как любой руководитель режиссер может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.
Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные "Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я".
Основные функции вспомогательных "Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи:
Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.
Являются посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях.
Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.
Вспомогательное "Я" олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений протагониста. Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного "Я" должен уметь быстро в эту роль войти, точно ее исполнить. Играть он должен так, как представил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

В некоторых группах вводятся профессиональные вспомогательные "Я", которые прошли специальную подготовку и могут легко входить в любые образы.

Таким образом, вспомогательные "Я" - это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, какими они предстают во внутреннем мире клиента. Вспомогательные "Я" выступают в двойном качестве: являясь, с одной стороны, как бы продолжением режиссера в его взаимодействиях с клиентом, с другой - продолжением клиента, так как они помогают ему изображать его внутренние отношения к значимым другим в его жизни. Клиент-протагонист обычно сам выбирает вспомогательные "Я". Они могут быть либо другими клиентами, либо режиссером, либо зрителями.

Несмотря на то что клиент выбирает в качестве вспомогательного "Я" того, кто напоминает ему конкретного человека, внешнее сходство оказывается отнюдь не решающим фактором. Например, клиент, всю жизнь ощущавший давление со стороны матери, может выбрать для исполнения роли своей матери массивного высокого мужчину, хотя в реальной жизни его мать может быть небольшого роста и хрупкого сложения. Здесь важно то, что клиент всегда воспринимал свою мать великаном и потому выбирает очень крупного мужчину для изображения ее в психодраматическом действии.

В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене, с другой - помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неодинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации.

Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

Классической формой психодраматической сцены является сцена в Мореновском терапевтическом театре, в Беконе, штат Нью-Йорк. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон.

Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе, которая насчитывает 4 м в диаметре.

Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

Слишком маленькие помещения ограничивают свободу перемещения исполнителей, слишком большие - отрицательно сказываются на групповом чувстве, слишком светлые, невыразительные непригодны для изображения драматичных воображаемых или исполненных теплыми человеческими чувствами сцен. Если нет цветовых возможностей освещения, то освещение можно варьировать с помощью оконных штор и переносных ламп. В качестве реквизита используются простые для транспортировки стулья с небольшим столиком.

  • Игровые и арт-терапевтические методы в индивидуальной, семейной и групповой работе
  • Этические аспекты семейного консультирования и психотерапии
  • Построение лечебного процесса: схемы и принципы в консультировании зависимых и членов их семей

Методы действия в работе с зависимыми и созависимыми

Работа с зависимыми и созависимыми - и в индивидуальном консультировании и даже в системной семейной терапии осложняется некоторыми особенностями таких клиентов.
Сниженной Спонтанностью, низким уровнем рефлексии и cаморефлексии, алекситимией, Склонностью Отыгрывать аффект ы вовне - acting out. Склонность полагаться не на людей, а на предмет зависимости.

С другой стороны такая работа труда и для специалиста, который особо нуждается в поддержке Сообщества -не меньше, чем его клиенты.

Методы действия - психодрама, социодрама, мифодрама, драматерапия и даже, в некоторой степени, семейные расстановки и технологии социального театра - могут быть хорошим подспорьем

Психодрама может быть интересна, работающим с темой зависимости и созависимости по нескольким причинам:

1. Это первый метод, ориентированный на системный подход и естественным образом учитывающий его в работе. Психодрама исходит из представления, что человек неотделим от жизненного контекста, всегда находится в процессе взаимодействия с другими и понять его можно только через систему отношений, в которые он включен.

2. Принцип «Не говори - покажи!». В психодраматическом действии динамика отношений или узоры психических процессов проявляются объемно и отчетливо и более доступны для исследования, рефлексии и понимания, чем во время беседы или опроса в разговорных жанрах психотерапии. Что очень облегчает жизнь и консультанта, и его не не слишком релаксирующих клиентов.

3. Спонтанность. Когда симптом является решением проблемы, а не самой проблемой, то заинтересованности в процессе семейной консультации ждать не приходится. Принцип гомеостаза побеждает.
В защищенной ситуации игры многое можно рискнуть попробовать и примерить. Психодрама стимулирует развитие столь необходимой зависимым и
созависимым спонтанности, которая - не что иное, как адекватная реакция в старых условиях и творческая - в новых.

4. Разнообразие техник. За время своего существования психодрама накопила множество приемов - больших и маленьких, практически на все случаи жизни: так много, что некоторые техники давным-давно прочно обосновались в других методах - взять хотя бы знаменитый «пустой стул» или «семейно-скульптурные композиции». Очень полезно понимать "как же это задумывалось" и применять знакомые техники более осознанно, путая их, например, с техниками расстановочной работы, а, наоборот, сочетая.
Даже применяя лишь основные психодраматические техники (дублирование, монолог, обмен ролями, зеркало) мы можем помочь клиенту, паре, семье или группе увеличить свободу действий и высвободить творческий потенциал.

Социодрама и мифодрама могут быть полезны там, где требуется связать происходящее с клиентом или с семьей с расширенной реальностью - внешней по отношению к системе, замкнувшейся вокруг зависимости или созависимости.

В случае социодрамы мы обращаемся к контексту, связанному с той или иной социальной ситуацией, а клиент или семья получает поддержку группы, которая, за счет "одолженной" спонтанности и расширения ролевого репертуара, становится терапевтическим сообществом для своих членов.

Мифодрама позволяет исследовать еще более общие контексты: культурные, структурные, вплоть до архетипических.
В тяжелой ситуации, в которой находятся зависимые и созависимые, обращение к "большему" бывает целительным. это подтверждает, например, 12 шаговая программа, с такого обращения и начинающаяся.

Социальный театр еще больше расширяет понятие терапевтического сообщества.

Семинар адресован студентам ИИСТ и практикующим в других подходах терапевтам.

Участники познакомятся с основными понятиями психодраматического метода и структурой психодраматического действия
. В упражнениях освоят некоторые базовые психодраматические техники, применимые для работы с зависимыми и созависимыми
. отрефлексируют отличие психодрамы и семейных расстановок в работе с созависимыми и зависимыми - для расширения технического репертуара расстановочного метода
. «Примерят» социодраму и мифодраму к собственной работе и своей профессиональной позиции
. Попробуют себя в психодраматическом действии и в социодораме в разных ролях - для лучшего понимания зависимых и созависимых клиентов и себя, как помощника

Семинар рассчитан на 2 учебных дня.
Форма одежды - удобная.

Стоимость семинара: 4600 рублей

Оплата производиться через
При оплате указываются следующие данные: Образовательные услуги / Россия / Москва / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЗАВИСИМЫХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ / "ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕРАПИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ: ПСИХОДРАМА И РАССТАНОВКИ"

Отдельные направления терапии зависимостей: Психодрама и другие методы системно-феноменологической терапии

2 уч.дня Время Место
7 октября 2017 10-00 - 16-00
8 октября 2017 10-00 - 16-00

Для того, чтобы стать участником группы, необходимо заполнить регистрационную форму (ниже):

по социологии

«Психодрама как метод

групповой терапии»

Выполнила

студентка группы ФФ-2289

специальности «Журналистика»

Катерина Могутова

Проверила: Маисеева Е.В.

Введение. Групповая терапия. Методы групповой терапии.

Глава 1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат.

Глава 2. Психодраматическая сессия.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Современная жизнь со всеми стрессами и нервными срывами, тяжелыми эмоциональными переживаниями порой не представима без помощи со стороны людей - близких или совсем посторонних. Подобную помощь могут оказать группы психологической поддержки.

В современной литературе понятие групповой терапии используется в трех значениях:
1. Групповая терапия - как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков. Основные формы групповой терапии - трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, арт-терапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью, «клубы бывших пациентов» и др. Групповая терапия находит свое применение в комплексной системе восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких контингентов больных.
2. Групповая терапия - как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и пр.). Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы, в лечебных целях не используются. Практически единственным групповым феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.
3. Групповая терапия - как вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа .

Существует огромное множество методов групповой и индивидуальной терапии: это арт-терапия, аутогенная тренировка, библиотерапия, техника взрыва, суггестия (внушение), самовнушение, гештальт-терапия, гипноз, гипнотерапия, наркосуггестия, дебрифинг, игровая психотерапия, музыкотерапия, техника наводнения, нейролингвистическое программирование, оперантное обусловливание, поэтическая терапия, психоаналитическая терапия, терапия творческим самовыражением, разговорная терапия, theraplay (терапевтическая игра), холдинг-терапия и др. Наиболее интересным, на наш взгляд, является метод психодрамы. Он нем и пойдет речь.

1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми . Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.
В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций .

У психодрамы есть два применения - она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга. Человек, который разыгрывает свой внутренний мир (в психодраме его называют протагонистом) может посмотреть со стороны, как устроен его внутренний мир. Благодаря этому, он может понять, что именно он хочет изменить и каким образом он может это сделать. Порой эти изменения достаются с большим трудом. Ему приходится переживать сложные чувства, от которых он долгое время убегал, принимать непростые решения в своей жизни, прощаться с теми, с кем очень больно расставаться .

Психодраматические группы обычно состоят из 8 - 16 участников и ведущего психодрамы (его называют Директором). Группы бывают длительными - от нескольких месяцев до нескольких лет, и короткими - на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрыты и не предполагают возможность присоединения к ним новых участников.
Работа группы начинается с разговора или простых упражнений, которые облегчают общение между участниками и способствуют возникновению атмосферы доверия и сплоченности. Потом ведущий спрашивает: «Кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии?» И из тех людей, кто проявил желание поработать, выбирается один или два человека. В длительной группе процесс организован таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно, и несколько раз) .

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Человек, рассказывая о своей ситуации, может описать ее как «грабли, на которые он постоянно наступает». В психодраме есть уникальная возможность встретиться с «граблями» - и поговорить с ними. Узнать, давно ли они с ним, откуда взялись и зачем бьют по лбу. Может быть, найти им какой-то лучшее применение - «не на дороге лежать, а быть полезным инвентарем в приусадебном хозяйстве» .

В психодраме можно разыграть внутренний конфликт. Например, практически каждого касается ситуация выбора между «можно», «нужно» и «хочу»… Мы часто говорим себе: «Надо делать это…, надо делать то…». И в это же самое время что-то внутри сопротивляется и канючит: «Не хочу…, не буду!…». И эти два голоса могут встретиться друг с другом в психодраматическом пространстве, чтобы протагонист смог увидеть, в чем глубинный смысл этих разногласий, посмотреть «как будто другими глазами», увидеть картину целиком. А может быть эти голоса услышат и поймут друг-друга - сами или с помощью посредника. И протагонисту может быть очень важно постепенно учиться быть таким посредником для собственных голосов .
Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальт-терапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения. Ролевая игра занимает центральное место в психодраме.
В ходе работы составляется социограмма - специальная схема межличностных отношений, отражающая направленность аттракции, отвержения и безразличия в группе. Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Морено противопоставлял психодраму пассивности психоанализа. Он верил, что психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. Гуманиста Морено привлекало, что человек, который играет роль "Бога", получает возможность более полно исследовать свои чувства и может способствовать своей самоактуализации. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей - будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.
Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написали авторы, и они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Профессиональный актер должен обладать способностями перевоплощаться в того персонажа, которого он играет, исполняя роль именно в театральном представлении, а не в реальной жизни. В психодраматическом представлении актерство может оказаться помехой. Нередко профессиональные актеры подвергаются атакам в группах встреч за то, что прячутся за свои фальшивые фасады.
Морено отмечал, что множество людей реализует ролевое поведение в реальной жизни подобно актерам в театре. У них отсутствует спонтанность, они вовлечены в осуществление бессмысленных ритуалов и ведут себя в рамках тех ролей, которые предлагают им окружающие. Возьмем, к примеру, людей, которые одинаково вежливо улыбаются и в радости, и в горе, не желая обсуждать при других свои актуальные эмоциональные переживания. Психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения по сценарию.
В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника. Гораздо более волнующие, чем традиционные представления, психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.
Понятие спонтанности и родственное ему понятие творчества составляют ядро теории действия и личности Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на психотерапевтическое значение той внутренней свободы, которую демонстрировали дети, играющие в венских парках. Казалось, что они не подвержены воздействию поведенческих стереотипов и способны полностью переселяться в мир своих фантазий. "Спонтанный театр" был создан Морено в ответ на его разочарование в традиционном театре, главным недостатком которого он считал заложенную в сценарии ригидность социально-ролевого поведения. Морено видел, что люди становятся похожими на роботов, некими подобиями машин, лишенными индивидуальности и творческих возможностей. Именно поэтому в психодраме нет специально написанных ролей и сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или следовать любому, пусть даже не изведанному для них пути. Этот метод в значительной степени контрастирует с традиционным театром, в котором пьеса еще и еще раз проигрывается в поисках оптимальной игры.
Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме в качестве "противоядия" все возрастающей ригидности социально-ролевого поведения. Члены психодраматических групп расширяли ролевой репертуар, исследовали индивидуальные особенности и по мере разыгрывания представления находили решения специфических личностных проблем.
В общепонятном значении сценария у участников психодрамы нет. В качестве сценария выступает программа поступательного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивидуума в важных моментах его жизни - позволяя участникам изменить привычные поведенческие стереотипы, освободиться от тревоги, актуализировать свой человеческий потенциал, она помогает им достичь иного жизненного статуса. Создается впечатление, что, по Морено, эволюция приведет к тому, что выжить смогут лишь творческие личности.
Спонтанность - это тот ключ, который приводит к пониманию идеи творчества. Как говорил Морено: "Творчество - это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким хитрым катализатором творчества является спонтанность" (Могепо, 1974а, р. 76). Другими словами, идеи возникают во время спонтанного действия, а при удаче и достаточной настойчивости могут привести к творческому акту.
Конечным продуктом творческого процесса являются "культурные консервы" (Bischop, 1964). "Культурные консервы" - это то, что сохраняет культурные ценности: язык, литература, искусство, ритуалы. "Консервы" связывают людей с прошлым, а усвоенные благодаря им устойчивые модели поведения, стереотипы мышления помогают решать новые проблемы, преодолевать критические ситуации. Хотя консервация необходима для выживания культуры, при отсутствии процессов творчества развитие культуры только посредством консервации невозможно.
Упор на спонтанность не означает, что во время психодрамы не используются привычные действия. Понятие "спонтанность" у Морено содержит две основных переменных: адекватный ответ и новизна. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Тот член группы, который не знаком с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, разыгрывая какую-то роль, выдать спонтанное поведение, но оно будет рассматриваться как патологическое.
Терапевтические цели в психодраме часто включают в себя знакомство клиента с культурными и социальными ограничениями с одновременным облегчением процесса развития творческой спонтанности. Согласно Морено, современные люди боятся непосредственного и эмоционального (спонтанного) общения так же, как примитивные люди боялись огня до тех пор, пока они не научились добывать его. Морено использовал театр в качестве лаборатории для исследования спонтанности. Он обнаружил, что можно научиться спонтанности, и начал разрабатывать специальные психодраматические приемы для тренировки спонтанных действий.
Спонтанность сближает психодраму с другими групповыми подходами, делающими акцент на принцип "здесь и теперь". Проблемы и взаимоотношения не обсуждаются в словесной форме, они переживаются в реальном действии в настоящий момент. В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Естественные барьеры времени и пространства стираются. При психодраматической конфронтации прошлые проблемы и будущие страхи разыгрываются по принципу "здесь и теперь". По сути, психодрама дает участнику возможность объективировать значительные события прошлого, которые хранятся в его памяти .

Содержание статьи:

Психодрама - это один из методов группового психотерапевтического воздействия, в основе которого лежит осознание пациентом проблемы через действие в ходе театрализованной игры, перенос своих чувств и переживаний путём вхождения в роль избранного персонажа. Метод психодрамы заключается в достижении озарения, осознания проблемы под наблюдением психотерапевта.

Общие положения и понятия психодрамы

Основоположником этого направления в психотерапии является Якоб Морено, который известный также как создатель методики социометрии и групповой психотерапии. Зародился этот метод в 20-х годах XX века и до сих пор пользуется популярностью у многих ведущих специалистов современного мира.

Принципиальным отличием психодрамы от обычного театрального представления выступает отсутствие границ в импровизации и выборе роли, а также отсутствие заранее известной схемы развития событий и финала.

Участники психодрамы сами выбирают себе роли, таким образом эмоционально присоединяясь к своему персонажу, пропуская через себя происходящее. Роль, так или иначе, цепляет глубинные проблемы личности, которые в процессе игры не так болезненно переживаются. Это метод позволяет взглянуть на себя «со стороны», посмотреть на свои переживания беспристрастно, быстрее найти внешнее решение внутренней проблемы.

В рамках одного драматического этюда рассматривается одна реальная проблема одного из участников группы, роли соответствуют значимым для данного участника личностям, с которыми нарушен вербальный контакт. Таким образом, участники, ознакомившись с предложенной проблемой, выбирают себе роль в ее рамках.

При сюжетно-ролевой игре происходит более четкое осознание переживания, к которому присоединяются все участники группы. Роли задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому выходу из проблемы.

Также одним из важных аспектов психодрамы является коррекция вербального поведения личности, которая протекает наиболее эффективно в рамках групповой терапии. Неэффективные способы общения замещаются на более приемлемые, изменяются и стратегии поведения посредством исполнения роли.

Основными понятиями в групповой психодраме являются:

  • Выбор роли и ролевая игра . Участник психодрамы может выбрать любую роль, независимо от того, какой она будет - положительной или отрицательной. Самым важным является выявление в процессе ролевой игры материала, с которым потом можно работать, корректируя и изменяя его.
  • Отсутствие чёткого сценария, спонтанность поведения . Это одно из важных требований к развитию психодраматического действия. Именно спонтанность даёт возможность проявить себя как личность во всём своём многообразии образов и переживаний.
  • Теле . Данный термин объединяет два понятия и выражает эмоциональное присоединение чувств и переживаний к личности психотерапевта, перенос значимых отношений на психотерапевта, а также контрперенос - обратное явление переносу, когда психотерапевт присоединяется, вовлекается в переживания клиента.
  • Осознание, озарение . Так называемый катарсис присутствует в психотерапии как главный маркер того, что решение проблемы найдено или же клиент будет более рассудительно относиться к ситуации решения, так как инсайт - это внутреннее переживание, вышедшее во вне и осознанное клиентом. Достижение катарсиса всеми членами группы (первичный эффект), а также активными зрителями (вторичный эффект) - главная цель работы по методу психодрамы.

Обратите внимание! Стоит отличать театрализованную игру по заранее известному сценарию от психодрамы, которая посредством ролевой игры приводит к лечебному психотерапевтическому эффекту, не травмируя личность участника групповой психотерапии, а позволяя духовно раскрыться в процессе творчества.

Цели и задачи психодрамы как метода психотерапии


Основными целями психодрамы выступают диагностирование и коррекция неадекватного вербального и эмоционального поведения, самосовершенствование и самопознание через драматическую игру.

Психодрама позволяет людям учиться распознавать не только вербальные стимулы, но и оценивать невербальные посылы в поведении окружающих. Участники психодрамы учатся чувствовать друг друга.

Задачи психодрамы заключаются в следующем:

  1. Переосмысление путём творчества своих внутренних чувств и переживаний;
  2. Создание условий для реализации более глубокого самопонимания клиентом;
  3. Избавление от неэффективных стереотипов в поведении и эмоциональном реагировании;
  4. Формирование конструктивного вербально-эмоционального поведения.
Выполнение целей и задач психодрамы четко регулируется ведущим группу психотерапевтом. После каждого катарсиса всеми участниками группы обсуждаются достижения, которые были реализованы в рамках этого занятия, какие задачи были решены в ситуации «здесь и теперь».

Фазы развития психодрамы


Как и любое драматическое действие, психодрама имеет свои фазы развития:
  • Сплочение группы, установление контакта между ведущим и участниками . При установлении личного контакта между всеми членами группы выясняется также, кто станет субъектом психодрамы - протагонистом, обсуждаются роли в соответствии с обозначенной проблемой.
  • Драматическое действие . Главная роль - у протагониста, руководитель группы или директор наблюдает со стороны, управляя происходящим на втором плане. Разыгрывается проблема в ролях. Протагонист погружается в реальный мир проблемы, которая приобретает характер «здесь и теперь». Происходит «катарсис интеграции, очищающее восстановление» - так называл Морено финал психодрамы.
  • Рефлексия группы и протагониста . Каждый участник группы рассказывает о своих чувствах и переживаниях, возникших в процессе драматического действия, в это время протагонист получает обратный контакт, переставая ощущать себя одиноким в своей проблеме.
Проходя все фазы психодраматического действия, человек осознает, поглощается проблемой, но тут же ищет и находит пути ее решения, оставаясь при этом не одиноким на протяжении этого тяжелого субъективного пути, вплоть до катарсиса.

Основные методики психодрамы


Психодрама как метод психотерапии приобрел большую популярность в годы своего возникновения, так как человек воспринимался не только как соотношение «сознательное - бессознательное», а как система социально-значимых элементов, в которой все составляющие между собой взаимодействуют. Система, которая взаимодействует с окружающим миром людей, и под его воздействием может существенно меняться. Человека Я. Морено называл, исходя из выше сказанного, социальным атомом.

Методика монолога

Во время монолога протагонист проговаривает существующую проблему, пытаясь донести ее слушателю максимально понятно. Во время объяснения проблемы сам человек как бы со стороны видит ее, что приводит к осознанию ее до конца.

Метод монолога также применим не только в психотерапии, но и в обучении, когда ученику позволяют объяснить другому непонятную тему. Реализуются два направления: к объясняющему приходит полное осознание, к незнающему - понимание.

Методика двойника

Протагонист выбирает себе дублёра, который помогает искать выход из сложившейся ситуации, в то время когда сам исполнитель главной роли уже не может этого сделать или заходит в тупик. Двойник выступает в роли вспомогательного Я, эмпатийно идентифицируя себя с протагонистом.

По данной методике строятся отношения руководителей и их заместителей, так как заместитель в курсе всех дел своего начальства, что позволяет более продуктивно сотрудничать и быстрее решать накопившиеся проблемы.

Методика обмена ролями

Протагонист становится двойником или одним из видов вспомогательного Я, и наоборот.

Особенность данной техники психодрамы в том, что она также направлена на достижение единения с самим собой. Однако она позволяет узнать поближе и всех членов группы, выделить значимые для себя черты в другом человеке, которые впоследствии необходимо будет изображать театрально.

Методика отображения

Протагонисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают другие участники группы, посмотреть на себя глазами окружающих.

Эта методика позволяет не только увидеть неконструктивные особенности своего поведения, но и научиться у других участников более адаптивным методам и действиям в сложившейся ситуации.

Представленные техники разделяются очень условно и могут присутствовать не только в психодраме, но и других психотерапевтических школах, что вполне естественно. Переход от одного метода к другому осуществляет ведущий группы, который подбирает наиболее актуальные способы их применения в зависимости от ситуации во время психодраматического действия.

Какие выбрать упражнения психодрамы


Как любая психологическая практика, психодрама имеет ряд специфических упражнений, которые позволяют решать поставленные в ходе психотерапии задачи. В технике психодрамы упражнения носят игровой характер, что помогает преодолеть многие психологические механизмы защиты, таким образом, быстрее прийти к решению проблемы. Обозначим некоторые из них.

Ролевая игра

Цель этого упражнения состоит в отработке умений игры по ролям. Подойдет для начала психодраматической терапии. По времени занимает около 30 минут. Группа делится пополам, образуется два круга - один внутри другого.

Участники внешнего круга, по сигналу руководителя группы, движутся по часовой стрелке, а внутренние - против. По сигналу ведущего они останавливаются и поворачиваются лицом к соответствующему партнёру из другого круга.

Внешний круг, полицейские, дает указание внутреннему кругу, автомобилистам, как им двигаться в течение трех минут, затем две минуты идет обсуждение о своих чувствах в данных ролях. Роли могут быть выбраны разные, в зависимости от целей психодрамы.

«Пустой стул»

Задача этого упражнения кроется в более ясном познании себя или проговаривании отношения к другому значимому человеку, поможет выявить недостающие личностные качества и черты.

Посередине сцены ставят пустой стул, каждый участник группы, выходя к нему, представляет значимого человека, к которому впоследствии обращается, или часть себя.

Осуществляется персонификация посредством одушевленных или неодушевленных предметов. Участники психодрамы называют животное или предмет с качеством, которого им не хватает.

«Назад в прошлое»

Цель упражнения: воссоздание в ролях картины прошлого, с соблюдением принципа «здесь и теперь». Выбирается ситуация, произошедшая с протагонистом или другим участником группы, которую хотелось бы разобрать по ролям и осознать более ясно. Раздаются роли. Ситуация проигрывается.

«Сон»

Цель: понимание экзистенциального смысла сновидения, обучение правильному поведению во сне. Разыгрывается сновидение как реальная ситуация, в ролях. Участники учатся понимать скрытый смысл снов и тому, как видеть приятные сны.

«Реплики в сторону»

Цель: выразить чувства или свое отношение к другому человеку, не глядя в глаза. Участники становятся друг напротив друга, один из них, говорящий, отворачивается в сторону и высказывает, что считает нужным.

«Скульптура семьи»

Цель - оценка внутрисемейных отношений. Участник, чью семью рассматривают, выступает в роли Терапевта. Он выбирает из группы тех, кто наиболее похож на членов его семьи. Каждому обозначает его роль и дает к ней аннотацию. Затем Терапевт сам занимает свою позицию в семье.

Члены семьи могут сидеть за столом и взаимодействовать, а могут стоять на определенном расстоянии, характеризующем степень близости. Участники несколько минут вживаются в роли, а затем делятся впечатлениями.

«Шахматная доска»

Цель - выявление взаимоотношений между участниками группы. Участники играют роли шахматных фигур, а участник в роли короля выбирает, кто на него будет нападать, а кто - защищать.

«Шеринг от себя»

В заключении психодраматического занятия можно провести упражнение такого типа, как «шеринг». Цель: рефлексия чувств и эмоций, полученных в ходе занятия.

Зрители дают оценку точности выражения чувств в исполнении ролей. Подводят итоги занятия, резюмируют достижения протагониста. Затем участники группы говорят о своих собственных проблемах, возникнувших в ходе занятия. Отмечаются новые способы реагирования и поведения, обсуждаются возможности применения полученных навыков в будущих ситуациях.

Что такое метод психотерапии психодрама - смотрите на видео:


Психодрама как метод психотерапии применима в любом возрасте, поэтому ограничений у детей не имеет. Особый лечебный эффект упражнений достигается только при условии работы с опытным руководителем, который умеет вовремя использовать те или иные техники, уместные в конкретной ситуации.