Проведена беседа с пациентами на тему. Психотерапевтическая беседа. Возможно, вам будет интересно

Грамотная работа с пациентом позволяет так выстраивать коммуникацию, чтобы на смену ситуационному лечению пришла проактивность, а единоразовым продажам – регулярная профилактика пациента. Разбираемся в нашем материале в этих вопросах.

С какого возраста и как воспитывать культуру бережного отношения к своему здоровью и мотивировать пациента на профилактику

Культура заботы о собственном здоровье передается к детям исключительно от родителей. Так, мамы, доверяющие свое здоровье нашим специалистам, со временем приводят на профилактические осмотры и своих дочерей. Должна быть некая преемственность здоровых поколений, чтобы с самого рождения детей, на своем опыте и примере, приучать к профилактике и заботе о самом ценном.

К сожалению, несмотря на то, что врачи рекомендуют плановые профилактические осмотры, чек-апы, пациенты, как правило, обращаются к специалисту, когда уже «болит». Надо понимать, что «болит» – это не первые симптомы. Болезнь заявляет о себе в полной мере. Значит, требуется лечение, которое может быть длительным и дорогостоящим. Любой врач скажет, что гораздо легче предотвратить, чем лечить, а профилактика пациента действеннее лечения. Например, молочные зубки подвержены быстрому разрушению от кариеса. Если не обращать внимание на мелкие черные точки (дырочки), то можно прийти к удалению нескольких зубов, что в последствии отразится на росте и состоянии новых коренных. Предотвратить такой исход возможно, лишь взяв за основу профилактику пациента и плановые осмотры у стоматолога.

Начинать воспитывать культуру заботы о своем здоровье необходимо с самого раннего возраста. Своевременные прививки, наблюдение у ортопеда, офтальмолога, стоматолога – это все залог крепкого здоровья ребенка в будущем. А профилактические осмотры родителей у врача – это сохранение самого ценного: счастья здоровой семьи.

Как строится беседа с пациентом о профилактике

Работа с пациентом в направлении профилактики ведется с первого знакомства, с первого посещения, независимо от направленности специалиста. Подробный сбор анамнеза, фиксирование в истории болезни информации о возможных наследственных заболеваниях, патологиях – все это поможет врачу выстроить последующие коммуникации с пациентом, выявить или предотвратить возможные заболевания. Огромный плюс коммерческих медицинских учреждений – время приема и беседы с пациентом. Например, на первичный прием у эндокринолога предусмотрен час, гинеколога – 40 минут и более. Этого времени хватает не только для осмотра пациента, но и для установки «партнерских отношений». Главное – не путать с дружескими.

Несколько значимых моментов беседы с пациентом о профилактике:

  • исключить ложь. Если врач чувствует, что пациент не договаривает, скрывает что-то – в этом случае необходимо объяснить, как важна правдивая и корректная информация о том, что беспокоит, какие симптомы наблюдались. Точный диагноз и назначенное эффективное лечение напрямую зависят от партнерства доктора и пациента.
  • обманутые ожидания. Пациент обратился с жалобами на некоторый дискомфорт, а врач назначил длительное дорогостоящее лечение. У пациента возникает недоверие к специалисту и его квалификации, ведь «сильно не болело». В этом случае специалисту необходимо дать больше информации о заболевании и возможных видах лечения, объяснить, что могло стать причиной, рассказать, каким образом поэтапно будет осуществляться лечение и как действуют назначенные препараты, объяснить в беседе с пациентом о значимости профилактики. Скорейшее выздоровление пациента зависит, в том числе, и от его организованности. Если ему не объяснить, насколько важно принимать именно эти таблетки и именно столько раз в день, то значительность кратности приема препаратов не будет явной.
  • не оставляйте открытых вопросов. Пациент может стесняться задавать вопросы. Задача врача удовлетворить информационные потребности относительно заболевания пациента. Лучше лишний раз уточнить «Есть ли у вас вопросы?». Можно сказать, что это партнерство между врачом и пациентом в целях профилактики.

Если все сделано корректно, то после эффективного лечения доверие пациента к врачу возрастает. Рекомендации о профилактике здоровья и плановых посещениях специалиста будут приняты в беседе врача с пациентом.

Возможно, вам будет интересно

  • Особенности взаимодействия врача с пациентами: как выстроить эффективную коммуникацию
  • Боязнь стоматологов у детей: как снимать стресс у пациентов и выстраивать работу врачей и медперсонала

Профилактика пациента

На примере клиники женского здоровья могу сказать, что только беседа с пациентом и донесение до него правильной корректной информации о заболевании и последующей необходимости профилактики дает положительный результат.

На самом деле в России профилактика здоровья детей организована хорошо. В школьных и дошкольных учреждениях проводятся обязательные диспансеризации и вакцинации, которые помогают выявить недуг на ранней стадии. Именно юным пациентам со школьной скамьи должны прививать привычку быть здоровым. Это как чистить зубы. Ведь каждый из нас знает о необходимости чистить зубы два раза в день: утром и вечером. Мы это делаем потому, что забота о зубах вошла в каждодневную привычку.

Как же правильно сохранять здоровье взрослым пациентам и работать на профилактику? Ведь на вопрос врача: «Почему же так долго ждали, почему не обращались раньше?», - мы слышим стандартные ответы: «Совсем не было времени», «Некогда», «Думала, что полежу и пройдет…», - и так далее. Незнание и игнорирование симптомов заболеваний в гинекологии приводят к серьезным последствиям, одним из которых является бесплодие.

Современные технологии и хорошо выстроенная система оповещения помогают медицинским учреждениям напоминать пациентам о необходимости профилактического осмотра, при этом не навязывая услуг. Например, осмотры у гинеколога рекомендуется проводить два раза в год.

При выборе нагрузки в тренажерном зале и перед началом тренировок рекомендуется пройти обследование, в том числе – у кардиолога. Многие фитнес-центры уже начали сотрудничать с клиниками на предмет получения рекомендаций врача после обследования по допустимым физическим нагрузкам клиенту. Для некоторых фитнес-центров это уже стало обязательным правилом, потому как клиент должен быть в первую очередь здоровым.

Узконаправленным клиникам для развития такое партнерство полезно. С партнером должна совпадать целевая аудитория и при этом не должно быть конкуренции по предоставляемым услугам. Главное – сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Если у вас косметология, а в доме напротив маникюрный салон, можно смело обсуждать совместные кросс-промо акции. По опыту не советую экономить на привлечении новых клиентов. Пусть консультация косметолога для клиента маникюрного салона будет бесплатной по приглашению, приглашение именным. Дальнейшее удержание клиента зависит исключительно от компетентности специалиста.

Женский организм – инструмент тонкий, особенный, требующий особого внимания и заботы. В каждом возрасте – свой врач. Терапевт, гинеколог, эндокринолог, кардиолог, диетолог и даже косметолог – обязательные специалисты для красоты, здоровья и здоровой красоты.

Например, в возрасте (45+) необходимо посещать гинеколога согласно рекомендациям врача у которого наблюдается пациент. Это необходимо для своевременного подбора или коррекции ЗГТ (заместительной гормональной терапии) в перименопаузальном периоде и далее в климактерическом. Для комфортной жизни женщины в этом же периоде становятся регулярными приемы у эндокринолога. Все взаимосвязано.

Да, посещение всех специалистов сразу для большинства пациентов затратно. Еще стоит добавить необходимость сдачи анализов, что тоже опустошает кошелек. В этом случае разрабатываются специальные предложения и программы профилактики, так называемый чек-ап. Пациенту предлагается пройти комплексное обследование со скидкой, причем скидка должна быть не менее 25% на весь пакет услуг, чтобы чувствовалась экономия и выгода. Эффективно мотивируют акции «Два в одном». Например, «Консультация гинеколога + УЗИ бесплатно». В этом случае, информируя пациентов о предложении, мы получаем тех, кто уже задумывался о профилактике, но, которым что-то мешало совершить запись на прием. Своим выгодным предложением мы подталкиваем пациента к сохранению здоровья.

Чек-ап – это комплексная технология работы с пациентом

Организация поддержки и профилактики должна быть комплексной, поэтому одно из направлений в работе с пациентом сейчас – это чек-ап.

СПРАВКА!
Чек-ап – это модное сегодня название, по сути, привычной нам диспансеризации. Разумеется, странное англоязычное звучание программы ближе молодому поколению, но, постепенно чек-ап завоевывает умы маркетологов медицинских центров, и объяснения, что же это такое и для чего оно существует, доходят до пациентов клиники всех возрастов. Что же это такое? Это специальные программы, состоящие из консультаций врачей и медицинских процедур, направленные на обнаружение заболеваний на ранней стадии развития. Стоит отметить, что такая комплексная программа обследования стоит гораздо дешевле, чем процедуры и консультации по-отдельности.

Чек-ап «Здоровое сердце» . Чек-ап направлен на возврат пациентов для профилактических обследований в кабинете кардиолога. Чек-ап «Здоровое сердце» позволит выявить признаки сердечно-сосудистых заболеваний на ранней стадии развития, что поможет доктору вовремя начать эффективное лечение и предотвратить развитие тяжелых форм недугов.

Что входит в программу:

  • Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога первичный
  • Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога повторный
  • Электрокардиография в 12-ти отведениях с расшифровкой
  • Общий анализ крови (лейкоциты, эритроциты, гемоглобин, тромбоциты, СОЭ и др.)
  • Общий анализ мочи
  • Холестерин общий
  • Триглицериды
  • ЛПНП-холестерин (липопротеиды низкой плотности)
  • ЛПВП-холестерин (липопротеиды высокой плотности)
  • Nа; К; CL
  • Глюкоза.

На программу можно дать скидку 25%.

К сожалению, забота о собственном здоровье, пока не в приоритете у Россиян, но, культура профилактики, в том числе по программам чек-ап – это здоровое будущее.

Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу медицинская сестра сможет с помощью нескольких приемов:

1. « Имя собственное» . Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.

2. «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

3. «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я - ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.

4. «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

5. « Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.

6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.

7. «Профессиональная тишина». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов. Информируют пациента о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек -человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование.

Общение с пациентом.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общение с пациентом.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Тема №3.

  1. Специфика общения медработника и пациента.

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента͵ так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, в связи с этим может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата͵ благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются исходя из ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

3. ʼʼдорогиʼʼ в мед. учреждение

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами крайне важно наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуции межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.

Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

Эмпатия

Акцептация (безусловное принятие больного)

Аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателœей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо­собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме­вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо­циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере­живания по поводу чувств другого). В случае если возникает состояние идентификации с эмоци­ональным состоянием пациента͵ то медработник теряет способность профес­сионально работать и ему требуется психологическая помощь.

Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

Модели взаимодействия медработника и пациента.

Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделœение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная – сотрудничество на базе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента͵ в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту ʼʼвыговоритьсяʼʼ.

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

  1. Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре.

Основными условиями эффективности профессионального об­щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта͵ внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

Отсутствие осознания болезни в целом;

Неумение формулировать жалобы;

Сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо­лезни;

Восприятие лечебных и диагностических процедур как устра­шающих мероприятий;

Усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

Чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителœей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше­ние, от­влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе­ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род­ственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

Преобладание психологической доминанты возраста - ʼʼпри­тязание на взрослостьʼʼ;

Бравада как форма само­защиты при внутренней психологической ранимости;

Пренебрежи­тельное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста .

Необходимо, прежде всœего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить исходя из ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель­ных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

Психологическая доминанта возраста - ʼʼуходящая жизньʼʼ, ʼʼприближение смертиʼʼ;

Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже­ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания;

Интерпретация болезни только че­рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита­лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная крайне важно сть оставить работу, расста­вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото­рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго­го постельного режима зависимость должна быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди­цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока­зывается исходя из их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от­ношения, которые складываются у него со средними медицински­ми работниками, прежде всœего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить исходя из возраста͵ про­фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле­дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове­ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци­ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно­стью и зависимостью.

Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. При этом в беседе с пациентом нужно проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер.
Размещено на реф.рф
Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него ʼʼввалились глазаʼʼ, плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболева­ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче­ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду­шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз­дражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфек­ционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут­реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп­ределœенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче­ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси­кации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделœениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще­ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными бывают отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите­лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото­рый частично адаптировался к больничным усло­виям.

В общении с родственниками пациентов крайне важно быть тактичным, вежливым, делать всœе возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается всœе необходи­мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ­ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек­тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле­гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини­рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

  1. Общение в сложных конфликтных ситуациях.

Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в т.ч. возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове­ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно­шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним бывают отнесены характеро­логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи­нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге всœе, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

Несовместимости характеров и психологических типов;

Наличии темперамента холерика;

Отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе­ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

Критически оценивать партнера;

Приписывать ему плохие намерения;

Демонстрировать знаки превосходства;

Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

Игнорировать его интересы;

Видеть всœе только со своей позиции;

Преувеличивать свои заслуги;

Раздражать, кричать, нападать;

Задевать ʼʼболевыеʼʼ точки партнера;

Обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом бывают разделœены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные)- вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределœением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные)- имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. К примеру - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол­кновения и кризисы.

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде­ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле­ние сомнений в правильности своего представления об этих от­ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре­агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис - такой уровень конфликта͵ который угрожает даль­нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа­сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо­ционального срыва, в случае если они будут продолжаться; опасение фи­зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общения - это те многочисленные факторы, кото­рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения бывают: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целœей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред­рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

  1. Средства общения и использование их в психотерпевтических целях.

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий ʼʼзаслуживающий доверияʼʼ очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности. Критерии ʼʼуместности сообщенияʼʼ и ʼʼудачный выбор времениʼʼ можно объединить в один – ʼʼуместностьʼʼ, что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учёт индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив­ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша­ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим - отражение чувств.

Медработник в основном кон­тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать­ся с помощью слов, ᴛ.ᴇ. вербально. По этой причине они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Вместе с тем, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус­ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под­держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива­нии сетований пациента͵ открытые жесты, наклон корпуса в сторо­ну пациента͵ малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак­тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер­жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес­са общения с пациентом и использование ободряющих междоме­тий.

специальность ʼʼСестринское делоʼʼ

Общение с пациентом. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общение с пациентом." 2017, 2018.

​​​​​​​Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом.

Психотерапевтическая беседа в соответствии с поставленными задачами выполняет различные функции:

  • коммуникативную,
  • диагностическую,
  • информативную и
  • лечебную.

Психотерапевтическая беседа может быть по направленности содержания свободной (по типу исповеди) и структурированной конкретными ее задачами.

Психотерапевтическая беседа имеет ряд стадий:

  1. установление контакта,
  2. сбор анамнестических сведений и диагностика,
  3. определение динамики проявлений болезни в процессе лечения,
  4. психотерапевтические воздействия,
  5. оценка успешности хода психотерапии и
  6. итог поставленных и решенных в беседе задач.

Уже во время первой беседы важны полное эмоционально положительное принятие пациента, внимательное и терпеливое вслушивание во все то, что он говорит. Если пациент высказывает ошибочные суждения, не следует демонстрировать явное несогласие или тотчас опровергать их. Психотерапевт остается искренним, но не пытается заставить пациента сразу принять его точку зрения. Эмпатический подход психотерапевта позволяет пациенту почувствовать себя свободнее, у него появляется доверие к врачу и ощущение того, что он понят; пациент более непринужденно высказывает свои переживания, сомнения и мысли, не боясь критики и осуждения.

Психотерапевт является важнейшим источником сведений, нужных больному, особенно на первом этапе лечения. Эти сведения касаются характера, причин и прогноза заболевания, методов лечения и перспектив выздоровления. Для психотерапевта весьма существенно как можно раньше выяснить все особенности собственной «концепции» болезни пациента, его представление о ее причинах и влиянии на жизненную ситуацию. С учетом этих данных и особенностей личности больного психотерапевт излагает пациенту свое понимание болезни и обсуждает с ним методы лечения. Эффективность беседы может снижаться вследствие того, что предоставляемый пациенту материал слишком сложен для его понимания. Пациент запоминает лишь часть содержания беседы и нередко неправильно ее интерпретирует. Иногда способ постановки вопросов пациенту таков, что в самом вопросе содержится внушаемый ответ, или больной сообщает лишь те сведения, на которые своими прямыми вопросами направляет его врач, и в результате остаются невыясненными существенные области переживаний. Психотерапевтическая беседа является клиническим методом и в то же время имеет экспериментальный аспект. На протяжении ее психотерапевт делает для себя определенные предположения, а затем проверяет их на основании анализа полученного материала, воздействуя на пациента и учитывая его реакции на ответы. Для психотерапевта важно путем обратной связи добиться согласованной направленности, взаимопонимания в обсуждаемых вопросах.

Следующим элементом психотерапевтической беседы является обсуждение динамики проявлений болезни, коррекции неадекватной «концепции» болезни пациента, помощь в понимании им связи психогенных факторов и проявлений заболевания, усиление мотивации к активному участию в психотерапии. После уяснения больным связи между симптоматикой и психологическими факторами, участвующими в развитии заболевания, в содержании бесед происходят существенные изменения. Их предметом становятся уже не симптомы, а психологические проблемы, переживания и отношения личности. Особенности отношения пациента к психотерапевту, его поведение во время Психотерапевтической беседы могут стать психотерапевтической «мишенью» для модификации некоторых конкретных дезадаптивных стереотипов общения больного с другими людьми. Существенным элементом психотерапевтической беседы является обсуждение с пациентом его усилий, трудностей и успехов в поэтапном (в соответствии с согласованными задачами) изменении прежних, болезненных способов переживания и поведения.

Выше были описаны наиболее общие особенности (функции, структура, элементы) психотерапевтической беседы, независимо от конкретной формы психотерапии. Существуют, однако, специфические черты психотерапевтической беседы при различной ее направленности, в частности психоаналитической психотерапии и клиент-центрированной психотерапии как наиболее типичных форм «психотерапии беседой». Своеобразие психотерапевтической беседы в рамках психоанализа определяется соблюдением психоаналитиком правила «эмоционального нейтралитета» (избегание влияния со своей стороны на эмоции пациента, сохранение позиции «зеркала перед глазами пациента»), использованием свободных ассоциаций при получении материала для анализа, его интерпретацией, а также феноменами сопротивления, переноса и контрпереноса во взаимоотношениях врача и пациента. Основной задачей психоаналитика в является выявление переживаний, вытесненных в бессознательное, и помощь в осознании их пациентом, заостренное внимание к бессознательному, прежде всего к сексуальному (и агрессивному) и «инфантильному» в содержании беседы.

При клиент-центрированной психотерапии психотерапевтическая беседа проходит в атмосфере глубоко личного контакта при соблюдении психотерапевтом особых условий («триада Роджерса »): безусловного положительного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтности в отношении пациента. При этом во время бесед пациент поощряется ко все более свободному выражению своих переживаний, их полному осознанию и включению в концепцию «Я» с целью ее конструктивной реорганизации. Существенным является также более полное выражение чувств самим психотерапевтом, его личностная включенность в психотерапевтическую беседу.

Заключительной стадией психотерапевтической беседы является подведение итогов. Важно точно сформулировать достигнутое и наметить следующие этапные задачи лечения, конкретизировав участие пациента.

Степень адекватности самовосприятия психотерапевта влияет на особенности восприятия и оценки им Психотерапевтической беседы в целом. Согласно Салливану (Sullivan H. S.), психотерапевт как «участвующий наблюдатель» должен постоянно сознавать влияние своего поведения на весь ход психотерапевтической беседы. Для эффективного управления психотерапевтической беседой психотерапевту важно не только учитывать собственные коммуникативные стереотипы и потребности, но и понимать и контролировать свои чувства, возникающие в процессе общения с пациентом.

Билет № 1

Задача: 1

Вы медицинская сестра профилактического кабинета и отвечаете за работу школы здоровья пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

1. Проведите занятие в гастрошколе на тему: рациональное питание.

2.Дайте определение понятий первичная, вторичная, третичная профилактика.

Задача: 2

В женскую консультацию обратилась девушка 18 лет, студентка педагогического колледжа, с жалобами на за­держку менструации в течение 2 месяцев, считает себя беременной, рожать не хочет, так как с молодым челове­ком она поссорилась, а родители ничего не знают.

Задание. Выявите проблемы пациентки.

Постарайтесь их решить.

1. Настоящая проблема – беременность и нежелание ее вынашивать

Потенциальные воспалительные заболевания после аборта, кровотечение, перфорация матки, бесплодие.

Психические отношения так как девушка будущии педагог понимает тяжесть своего поступка и будет много раскаиваться в нем.

2. направит пациентку в центр планирования семьи. Информировать п-ку о вреде аборта, особенно первого

Обследовать п-ку.

Дать п-ке спец-ую лит-ру по данному вопросу, посоветовать решить вопрос о беременности с молодым человеком и с родителями

Пригласить на при ем через 2 недели

Билет №2

Задача: 1

На приём к врачу записалась пациентка 65 лет. Жалоб не предъявляет, но хочет получить консультацию по организации рационального питания.

1.Проведите консультацию по организации рационального питания.

2. Дайте определение понятия "здоровый образ жизни". Главные составляющие здорового образа жизни.

Задача: 2

Мальчик 2 лет

ЗАДАНИЕ

Определите группу НПР ребенка

Решение: группа здоровья 1,так как все показатели соответствуют возрасту, а по одному показателю даже опережает на один эпикризный срок.

Билет №3

Задача: 1

Вы участковая медицинская сестра. На прием пришел пациент 25 лет с диагнозом язвенная болезнь 12-ти перстной кишки. При сестринском обследовании выявлено жалобы на острые боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, нередко ночью, отрыжку кислым, изжогу, запоры, похудание. Аппетит сохранен.

Из анамнеза выявлено, что больным себя считает около года, однако к врачам не обращался. Работа связана с частыми нервными перенапряжениями, более 5 лет курит по 15 сигарет:в день.

1. Определите группу здоровья.

Задача: 2

Составьте меню на один день ребенку 8 мес., вскармливание искусственное, вес при рождении 3200 г.

М рож.=3200г

М 8мес. =3200+600+800+800+750+700+650+600+550=8650г

Общий объем – 1 литр

Разовый- 1000:5=200 мл

6 00 – 200мл NAN

10 00 – 10% молочная рисовая каша + 3-5г сливочного масла

14 00 – 150г кабачк. пюре + 50г мясного пюре + 3-5г раст масла + 1\2 желтка

18 00 -50г творога + 150г кефира

22 00 – 200 мл NAN

Между кормлениями 50 мл фруктового сока

Задача: 1

Иванова В. 51 лет находился на амбулаторном лечении по поводу гриппа. Работает воспитателем в детском саду. Курит 1 пачку сигарет в день. Имеет пониженную массу тела.

Задача: 2

Медицинская сестра проводит первичный патронаж к новорожденному ребенку. Ребенок от 1 нормально протекавшей беременности. Роды в срок. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Масса 3300 г, длина 51 см. к груди приложен сразу, сосет активно, молока много БЦЖ на 4 день. Состояние со стороны других органов без отклонений.

Расскажите о задачах и обязанностях м/с при проведении первичного патронажа новорожденного.

РЕШЕНИЕ: Задача1

Через 1-2 дня после выписки происходит первый патронаж к новорожденному.

Патронаж (фр. покровительство) – форма работы ЛПУ, основной целью которой является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту.

Задачи первичного патронажа:

Оценить состояние ребенка

Оценить состояние лактации

Оценить социально – бытовые условия

Обучить уходу за новорожденным: за кожей, пупочной ранкой, гигиене новорожденного, питанию

Профилактике гипогалактии,

Во время патронажа медицинский работник обязан:

1. тщательно осмотреть ребенка, измерить температуру тела

2. оценить полученные данные

3. проверить и критически оценить результаты выполнения матерью правил ухода за ребенком

4. записать в историю развития ребенка (ф.112) полученные данные о состоянии здоровья и развития, данные рекомендации

Билет №5

Задача: 1

Петр Андреевич. 33 года, состоит на «Д» учете с мая 2012 г. с диагнозом: язвенная болезнь желудка. Хронический холецистит. Хронический панкреатит.

Последнее обострение в марте 2013 году, находился в стационаре, выписан с улучшением. Достигнута ремиссия (рубцевание язвы).

Работает шофером на междугороднем автобусе. Курит с 20 лет по 1,5 пачки сигарет в день.

1. Перечислите факторы риска заболевания и мероприятия по профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта.

2. Дайте понятие о школах здоровья. Групповое и индивидуальное обучение пациентов в школах здоровья.

Задача: 2

В женскую консультацию обратилась беременная с жа­лобами на запоры.

За 2 недели прибавила 800 граммов. При осмотре поставили диагноз: беременность 38 недель.

Выявите проблемы. Постарайтесь решить проблемы. Какие жизненно важные потребности беременной женщины изменились?

1.Настоящие пр-мы- запоры,излишняя прибавка в весе (за неделю средняя прибавка в весе на 300 г)

Потенциальная – развитие гестоза беременности

2. провести беседу «питание беременной» посоветовать ограничить жидкость до 1000,0 г соль до 3-4 г, для регулирования работы кишечника употреблять свеклу, морковь, подсолнечное масло, изюм, курагу.

Так как у беременной излишняя прибавка в весе, то желательно ее госпитализировать в отделение патологии беременности.

3. потребность есть- необходимо соблюдать диету.

Потребность пить- следует соблюдать водно-солевой режим.

Потребноть выделять- запоры и частое мочеиспускание

Потребность дышать- одышка в 38 недель высокое стояние дна матки под диафрагмой

Билет №6

Задача: 1

Рабочий К., работающий во вторую смену в конце рабочего дня, почувствовав недомогание, обратился в здравпункт завода. Фельдшер здрав.пункта поставив предварительный диагноз: Гипертонический криз" оказал доврачебную помощь и направил больного для дальнейшего обследования и лечения в поликлинику.

1. Имеет ли право фельдшер здравпункта в данном случае выдать листок нетрудоспособности.

2. Дайте определение понятий здоровье, болезнь, предболезнь.

Задача: 2

Составьте меню ребенку 4 мес. Ребенок находится на смешанном вскармливании. Объем докорма составляет ½ от общего объема. Вес при рождении 3200 г.

М рожд =3200г
V док. =1/2
М 4 =3200+600+800+800+750=6150г
V сут =6150:6=1 литр
V раз. =1000:6=170мл
V док.сут. =1000:2=500мл

V док.разов =500:6=85мл
V гр.молока =170-85=85мл

6ч. – грудь матери 85 мл +85мл смесь NAN

9:30– грудь матери 85 мл +85мл смесь NAN

13 00 – грудь матери 85 мл +85мл смесь NAN

16 30- грудь матери 85 мл +85мл смесь NAN

20 00- грудь матери 85 мл +85мл смесь NAN

23 30- грудь матери 85 мл +85мл смесь NAN

Билет №7

Задача: 1

Пациент Шишкин. П. 32 лет, агронома с диагнозом: Бронхиальная астма, атопическая форма (аллергия на пыльцу полевых трав и злаков), фаза ремиссии, легкое течение. Вазомоторный ринит, ремиссия

2. Центры медицинской профилактики: задачи, структура, организация работы.

Задача: 2

Девочка 6 лет, вес 21 кг, длина тела 110 см, окружность грудной клетки 56 см.

Девочка,6лет

ОГ=58см(75%)

ФР: гармоничное,нормосоматический тип

Билет №8

Задача: 1

Вы медицинская сестра профилактического кабинета.

1. Проведите занятие в школе здоровья гипертоников. На тему: что такое артериальная гипертония. Составить план занятий.

2. Дайте понятие о диспансеризации населения, цели, задачи, роль медсестры в диспансеризации.

Задача: 2

Маме 18 лет, ухаживает за новорождённым ребенком. Обеспокоена, тем, что не умеет ухаживать за кожей ребенка.

Обучите маму проведению ежедневного ухода за кожей ребенка.

Приготовить:

Стерильное растительное масло

1% раствор брилиантовой зелени

3%раствор перикиси водорода

Мензурку с кипяченой водой

Стерильные ватные шарики,жгутики,ватные палочки

Емкость для сброса использованного материала

Обработка глаз НР

1.Смочить 2 ватных шарика кипяченой водой 36-37 градусов

2.Обработатьоба глаза отдельными шариками(от наружного угла глаза к внутреннему)

Обработка лица

1.Смочить ватн.шарик в кипяченой воде 36-37 0 С

2.Обратать лицо ребенка в направлении от центра к перифериферии

3.Просушить лицо сухими ватн.шариками от центра к периферии

Обработка естественных кожных складок

1.Смочить большой ватный шарик стерильным растительным маслом

2.Обработать естественные складки кожи в следующем порядке:

Заушные

Подмышечные

Локтевые

Лучезапястные

Ладонные

Подколенные

Голеностопные

Ягодичная

Билет №9

Задача: 1

Число жителей на одном из участков городской поликлиники составляет 1700 человек, из них число диспансеризуемых - 250.

1. Определите показатель охвата диспансерным наблюдением всего населения участка.

2. Основные задачи и виды экспертизы трудоспособности.

Задача: 2

Медицинская сестра осуществляет патронаж к новорожденному ребенку: При осмотре ребенка выявлено: пупочная ранка покрыта корочкой. Пупочное кольцо не гиперемировано, кожа ребенка чистая, установлен режим кормления 6-8 раз в день. Кормление по требованию. Мать не знает как обрабатывать пупочную ранку.

Дайте советы по уходу за пупочной ранкой.

Нарушенная потребность быть чистым. Причина дефицит знаний у мамы.

Алгоритм обработки пупочной ранки

Оснащение:

1. Жидкое мыло с дозатором

2. Кожный антисептик

3. Одноразовые стерильные перчатки

4. Чистый одноразовый фартук

5. Одноразовые бумажные салфетки

6. Индивидуальная укладка со стер. материалом(один пинцет,5-6 ватных шариков,3-4 ватные палочки)

7. 3%р-р перикиси водорода

8. 0.5%р-р хлоргексидинового спирта или 1%р-р брилиантовой зелени

9. Одноразовая стерильная пеленка

ВЫПОЛНЕНИЕ:

1. Обработать руки гиг.способом

2. Выложить на предварительно продезинфиц.столик все оснащение

3. Обработать пеленальный столик растворм дезинфектанта и накрыть его стер.пеленкой

4. Моем руки,надеваем фартук,обрабатываем руки кожн. антисептиком,одеваем стер.перчатки

5. Обрабатываем послед ранки 3% р-ом перекиси водорода,сушим

6. Затем 1%р-ом зеленки или 0.5% р-ом хлоргексидиновым спиртом

7. После снимаем перчатки,сбрасываем в емкость,затем снимаем фартук,обрабатываем руки кожным антисептиком

Билет №10

Задача: 1

Илья И., 13 лет, состоит на «Д» учете с мая 2010 г. с диагнозом ВСД по ваготоническому типу. Хронический эрозивный гастрит, хронический дуоденит. Последнее обострение в марте 2012году, находился в стационаре выписан с улучшением. Достигнута ремиссия.

В течение года проводилась противорецедивная терапия в отделении восстановительного лечения.

1.Определите группу здоровья.

2. Роль медсестры в просвещение и формирование здорового образа жизни, в борьбе с алкоголизмом, наркоманией

Задача: 2

Ребенку 5 мес. масса тела 7100, длина 65 см, Девочка отличает близких от чужих, узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонацию речи, четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее, лежит на животе, опираясь на предплечье. Не переворачивается со спины на живот. Ровно стоит при поддержке под мышки, гулит, ест с ложки полугустую пищу.

Заключение: НПР II группа (отставание на 1 эпикризный срок по 2 показателям)

Билет №11

Задача: 1

Вы медицинская сестра профилактического кабинета и отвечаете за работу школы здоровья больных гипертонической болезнью.

1.Составьте план тематики занятий этой школы. Проведите занятие по теме: Правильное измерение АД.

2. Дайте понятие о заболеваемости населения неинфекционными заболеваниями: показатели, уровни, мероприятия по профилактике.

План обучения пациентов данной группы в Школе Артериальной гипертензии.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.

Занятие 4. Физическая активность и здоровье.

Занятие 5. Курение и здоровье (занятие для курящих)

Занятие 6. Стресс и здоровье.

Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность к лечению?

Рассказать как правильно измерять АД

Задача: 2

Медсестра проводит патронаж к новорожденному ребенку, ребенок от второй доношенной беременности, вес 3350 длина 51 см. Оценка по шкале Апгар 9 баллов, сосет активно, кожные покровы с умеренной желтушной окраской, слизистые розовые. Со слов мамы желтушное окрашивание кожи появилось на третий день жизни.

Дайте советы по уходу

Состояние: физиологическая желтуха новорожденного.

Уход:С 5-6 дня постепенно убывает и исчезает. Иногда назначается взвесь карболена(активированный уголь) в 5% р-ре глюкозы, который является адсорбентом и выводит билирубин из ЖКТ, фототерапия, фенобарбитал.

Билет №12

Задача: 1

При патронаже ребенка 2,5 месяцев, медсестра обратила внимание, что ребенок вялый, головку удерживает на короткое время. При поддержке под мышки не опирается на всю стопу, ребенок бодрствует в пеленках. Родители не проводят массаж и гимнастику.

Выявите нарушенные потребности. Дайте советы по физическому развитию ребенка

Изменена основная жизненная потребность двигаться. Т.о. приоритетной проблемой является недостаточная двигательная активность.

Необходимо провести беседу с родителями, где необходимо рассказать:

Основными двигательными навыками в возрасте 3-х мес. являются: длительное удерживание головки в вертикальном положении, а также лежа на животе; поворот ребенка с живота на спину; удовлетворительная опора на ноги (симметричная, с выпрямленными ногами, упор на всю стопу)

Физические упражнения благотворно влияют на все функции организма, повышают устойчивость к воздействию болезнетворных агентов

Составить комплекс физических упражнений:

В комнате необходимо проводить проветривание не менее 4-х раз в день, температура в комнате 22гр.

Во время бодрствования ребенок должен быть одет в ползунки и кофточку для стимулирования активных движений

Гимнастика проводится не ранее 40мин. после кормления

Гимнастика проводится на столе

Первоначально требуется проведение комплекса№1, при достижении результата в возрасте 3 мес. Освоить комплекс №2 (родителям дать памятку по проведению гимнастики и массажа)

Нарушенные потребности:быть здоровым, играть

Массаж (комплекс №1):

1.Массаж проводить через 30-40 минут после еды или за 20-30 минут до еды теплыми, чистыми, сухими руками.

2.Массаж рук – поглаживания в направлении от кисти к плечу 4-6 раз

3.Массааж ног – поглаживания в направлении от стопы к паховой области 4-6 раз

4.Укладывание ребенка на животе.

5.Массаж спины – поглаживание, тыльной стороной ладонной поверхностью по направлению от ягодиц кплечам и в обратном направлении 4-6 раз.

6.Рефлекторное разгибание позвоночника.При проведениибольшим и указательным пальцами по паравертебральной линииснизу вверх происходит рефлекторное разгибание позвоночника 1 раз.

7.Массаж живота – круговое поглаживание ладонью по часовой стрелке 6-8 раз.

8.Укладывание ребенка на живот.

9.Ползание рефлекторное 1-2 раза.

10.Массаж стоп – поглаживание производят большими пальцами по тыльной стороне в направлении от пальцев ног к голеностопным суставам 4-6 раз.

11. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев ног. При легком нажиме на кожу подошвы вблизи пальцев у ребенка рефлекторно сгибаются пальцы ног, а при подавливании на кожу подошвы в области пяток – разгибаются.

12.Потанцовывание 1-2 раза.

Задача: 2

В женскую консультацию обратилась молодая женщи­на за консультацией, как вести менструальный кален­дарь и как по нему предохраняться. Половой жизнью живет 6 месяцев, замужем, предохраняется презерватива­ми, муж не хочет предохраняться этим методом.

Месячные с 13 лет, установились в течение года, че­рез 28-30 дней, по 5 дней, умеренные, безболезненные.

При обследовании изменений со стороны женских по­ловых органов не найдено.

Задание. Выявите проблемы женщины и решите их.

4. при данном менструальном цикле выделяются самый короткий(28) и самый продолжительный (30 день)циклы.

Провоится следующии расчет:

28-18=10 ИЗ самого короткого менструального цикла (28)вычитаем 18

30-11=19Из самого длинного - 11

Следовательно фертильным,требующим предохранения является период с 10 по 19 день менструального цикла. До и после этих дней женщина может не предохраняться.

Билет №13

Задача: 1

Ребенок здоровый, доношенный, дата рождения 1.01.2013 г.

Составьте индивидуальный график профилактических прививок от 0 мес. до 6 мес.

01.01.13 – V 1 гепатит В

04.01.13 - V 1 БЦЖ

01.02.13 - V 2 гепатит В

01.04.13 - V 1 АКДС

V 1 гемофильная инфекция

15.05.13 - V 2 АКДС

V 2 ИПВ
V 2 гемофильная инфекция
01.07.13 - V 3 АКДС
V 3 ИПВ
V 3 гемофильная инфекция

V 3 гепатит В

Задача: 2

В женскую консультацию обратилась молодая женщи­на за консультацией, как вести менструальный кален­дарь и как по нему предохраняться. Половой жизнью живет 3 месяца, замужем, предохраняется презерватива­ми, муж не хочет предохраняться этим методом.

Месячные с 12 лет, установились в течение года, че­рез 26-31 день, по 3 дня, умеренные, безболезненные. При обследовании изменений со стороны женских по­ловых органов не найдено.

Задание:Выявите проблемы и решите их.

Оцепите менструальный цикл женщины. Научите вести менструальный календарь.

Вычислите фертильные дни по менструальному ка­лендарю.

1.менструальный цикл правильный.

2.наст.проблема- супруги недостаточно информированы о методах контрацепции. Потенц.проблема- ссоры в семье в связи с отсутствием общего мнения о методах контрацепц.

Следует дать консультацию о методах контрацеп. И направить пациентку в центр планирования семьи.

3. менструальный календарь ведется постоянно, пациентка должна отмечать дни менструации и свободные дни, так хотя бы 3 мес, отсюда будет видно по сколько дней идет менструация и через сколько, только правильный менструальный цикл дает возможность предохранться этим методом.

4. при данном менструальном цикле выделяются самый короткий(26) и самый продолжительный (31 день)циклы.

Провоится следующии расчет:

26-18=8 ИЗ самого короткого менструального цикла (28)вычитаем 18

31-11=20Из самого длинного - 11

Следовательно фертильным,требующим предохранения является период с 8 по 20 день менструального цикла. До и после этих дней женщина может не предохраняться.

Билет №14

Задача: 1

Составьте меню ребенку 10 мес. на естественном вскармливании, вес при рождении 3300

М рожд. =3300г

М 10 мес =3300+600+800+800+750+700+650+600+550+500+450=9700г

V сут =1литр

V разов =1000:5=200мл

6 ч - грудное молоко 200 мл

10 ч – 10%гречневая каша 200 мл + ½ желтка, сливочное масло 3-5 г

14ч – овощное пюре 150 гр, растительное масло 5 г, мясное пюре 50 гр

18ч – творог 50, кефир 150, печенье 5 гр.

22ч – грудное молоко 200 мл.

Между кормлениями: фруктовые соки 70 мл/фруктовые пюре 70 мл, сухари, печенье, хлеб -10гр

Задача: 2

При осмотре беременной во время очередной явки ус­тановлено, что за последнюю неделю пациентка убыла в весе на 400,0 г, она отмечает, что ей стало легче ды­шать, дно матки опустилось и находится на середине меж­ду пупком и мечевидным отростком. Предлежащая часть прижата к входу в малый таз.

Задание. Определить срок беременности и дату предстоящих родов по последней менструации и шевелению плода

Какие признаки подтверждают скорый срок родов и как они называются?

Какие вы знаете еще признаки?

Билет №15

Задача: 1

Иванова Р. 54 лет находился на амбулаторном лечении по поводу ОРВИ. Работает учителям. Курит 2 пачки сигарет в день. Имеет пониженную массу тела.

1.Определите мероприятия по первичной и вторичной профилактике.

2. Роль массовых медицинских осмотров в профилактики заболеваний:

Задача: 2

Медицинскую сестру пригласили в геронтологическое отделение с беседой о «Личной гигиене пожилого человека»

1. Составьте план беседы.

Билет №16

Задача: 1

Новорожденный 3 дней от I беременности,I срочных родов. Родился с массой 3500,длиной 52см.Оценка по шкале Апгар 9 баллов. Сосет активно, при осмотре выявлено повышение t до 37,8, кожные покровы розового цвета, губы сухие. Со стороны других органов без отклонений.

ЗАДАНИЕ.

Определите и обоснуйте состояние новорожденного. Составьте план ухода за ребенком.

Задача: 2

Иван Иванович, мужчина 27 лет. Курит с 17 лет, в настоящее время по две пачки сигарет в день. Кашляет постоянно, но больше по утрам. Периодически поднимается температура и выделяется гнойная мокрота. Пять лет назад был поставлен диагноз – хронический бронхит. Медики рекомендовали бросить курить, но он к их советам не прислушался.
Иван Иванович женился, в семье родился сын Петр, ему два года. У него приступы удушья по ночам. Уже несколько раз лечился в стационаре, где ему сразу становится легче, как отмечает мама Петра.
Иван Иванович курит чаще всего в квартире, балкона нет, с лестничной площадки его гонят соседи.

Задания:
1. Какие факторы риска у Ивана Ивановича и его сына Петра?
2. Составьте памятку для Ивана Ивановича «О вреде табакокурения».

1. Обращение к И.И.

2. Влияние табакокурения на сына. О пассивном курении.

3. Как вредная привычка родителей может отразиться в будущем на их ребенке.

4. Табакокурение и его влияние на здоровье человека

Билет №17

Задача: 1

Ребенок 3 лет 6 месяцев оформлен в детский сад 10 дней назад. Показатели физического и нервно-психического развития девочки соответствуют норме. Со слов мамы отмечаются негативные изменения в поведении. Девочка стала капризной, возбужденной, ночью плохо спит, не ест в детском саду. Дома во время ужина съедает пищи больше обычного. Утром в детский сад идет неохотно. В группе не принимает участие в играх, просится домой.

Задача: 2

Иван Петрович, мужчина 28 лет. Курит с 15 лет, в настоящее по две пачки сигарет в день. Кашляет постоянно, но больше по утрам. Периодически поднимается температура и выделяется гнойная мокрота. Пять лет назад был поставлен диагноз хронический бронхит. Медики рекомендовали бросить курить, но он к советам не прислушался.

Иван Петрович женился, в семье родился сын Гена, ему три года. У него приступы удушья по ночам. Врачи поставили диагноз: бронхиальная астма. Уже несколько раз мальчик лечился в стационаре, где ему сразу становится легче, как отмечает мама Гены.

Иван Петрович курит чаще всего в квартире, балкона нет, на лестничной площадке запрещают курить соседи.

1.Какие факторы риска у Ивана Петрович и его сына Гены?

2.Составьте план и тезисы индивидуальной беседы с Иваном Петровичем «О вреде табакокурения».

1.Факторы риска у Ивана Ивановича – активное курение. У его сына Гены – пассивное курение.

2.План индивидуальной беседы для И.И. «О вреде табакокурения»:

6. Обращение к И.И.

7. Влияние табакокурения на сына. О пассивном курении.

8. Как вредная привычка родителей может отразиться в будущем на их ребенке.

9. Табакокурение и его влияние на здоровье человека

3.Тезисы индивидуальной беседы:

· Ваше злоупотребление табаком можетвызвать умственную отсталость, серьезные нарушения физического и психического развития ребенка

· Дети, живущие в накуренных помещениях,чаще и намного сильнее страдают заболеваниями органов дыхания.Ваш сын уже болен бронхиальной астмой. Вы в этом виноваты. Курение пассивное, влияние активное.

· У детей курящих родителей увеличивается частота бронхитов и пневмоний, повышается риск серьзных заболеваний.

· Табачный дым, кроме того, задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи,которые важны для ребенка, влияет на его обмен веществ,разрушает витамин С, необходимый ему в период роста

· В семьях где курят у детей чаще наблюдается пневмония и ОРЗ, дети ослаблены

· В семьях где нет курящих дети практически здоровы

· Курящие родители подают дурной пример своим детям

· Курение основной фактор риска развития онкологических заболеваний, болезней оршанов дыхания

· От курения могут возникнуть атеросклероз,инсульт, инфаркт миокарда, ослабление иммунитета. А также происходит преждевременное старение организма и укорачивается продолжительность жизни.

· Действие никотина на нервную систему проявляется головной болью, головокружением, повышенной раздражительностью и утомляемостью. Отмечено угнетающее влияние никотина на половую функцию мужчин.

· Если вы дорожите своим сыном срочно бросайте курить.

Билет №18

Задача: 1

Составьте план профилактических прививок ребенку с 0 до 1 года, дата рождения 8.01.2013.

08.01.13 – V 1 гепатит В

11.01.13 – V 1 БЦЖ

08.02.13 – V 2 гепатит В

08.04.13 – V 1 АКДС

23.05.13 – V 2 АКДС

V 2 ИПВ
V 2 гемофильная инфекция
08.07.13 – V 3 АКДС
V 3 ИПВ
V 3 гемофильная инфекция

V 3 гепатит В
08.01.14 – Манту

11.01.14 – против кори,краснухи,эпид. Паротита

Задача: 2

Мария Ивановна, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие.

Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см. Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. И что-нибудь кушает при этом. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор - это вся её жизнь. Больной себя не считает.

· Выявите факторы риска, имеющиеся у Марии Ивановны.

· Определите ИМТ и объясните его значение.

Факторы риска:

Систематическое переедание

Гиподинамия

Ожирение

2.ИМТ –важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе препаратами для ожирения.

Индекс массы тела рассчитывают по формуле:

I=m: h 2 и измеряется в кг\м 2

Где m –масса тела в килограммах

h – рост в метрах

ИМТ= 120:2,7=44,4

ИМТ должен быть не выше 25, а у вас более 44, что говорит о выраженном ожирении

Билет №19

Задача: 1

Составьте план профилактических прививок ребенку с 1 до 15 лет, дата рождения 1.01.2010.

01.01.10 – V 1 гепатит В

04.01.10 – V 1 БЦЖ

01.02.10 – V 2 гепатит В

01.04.10 – V 1 АКДС

V 1 против гемофильной инфекции

15.05.10 – V 2 АКДС

V 2 ИПВ
V 2 гемофильная инфекция
01.07.10 – V 3 АКДС
V 3 ИПВ
V 3 гемофильная инфекция

V 3 гепатит В
01.01.11 – Манту

04.01.11 – против кори,краснухи,эпид. Паротита

01.07.11 –R 1 АКДС
R 1 ОПВ
R 1 против гемофильной инфекции

01.09.11 – R 2 против полиомиелита

01.01.12 – проба Манту

01.01.13 - проба Манту

01.01.14 - проба Манту

01.01.15 - проба Манту

01.01.16 - проба Манту

04.01.16 – R против кори, краснухи, эпид. паротита

01.01.17 – Манту,если отрицательная

04.01.17 – БЦЖ

01.01.18– проба Манту

01.01.19– проба Манту

01.01.20– проба Манту

01.01.21– проба Манту

01.01.22– проба Манту

01.01.23 – проба Манту

01.01.24 – проба Манту,если отрицат.

04.01.24 – R 3 БЦЖ

R 3 против полиеомиелита

Задача: 2

Петр Иванович, мужчина,40лет. Работает вахтёром в общежитие. Страдает ожирением, при массе тела=120 кг его рост 165 см. Он очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и так далее. Двигается мало. Живёт П.И. на первом этаже, работает рядом с домом. После работы идёт в магазин, и весь день смотрит боевики по телевизору, лёжа на диване. И что-нибудь кушает и выпивает при этом. Родители умерли. С женой в разводе, детей нет, живет один. Работа, еда и телевизор-вся его жизнь. Больным себя не считает.

1.Выявите факторы риска, имеющиеся у Петра Ивановича.

2. Составьте памятку о ЗОЖ (здоровом образе жизни) для Петра Ивановича.

1.факторы риска:

Систематическое переедание

Гиподинамия

Злоупотребление алкоголем

Ожирение

2.Памятка:

· Вам необходимо двигаться. На физические упражнения стоит тратить не менее 3,5 часов в неделю, то есть 30 минут в день. Больше ходите,гуляйте в парке.

· Регулярная физическая нагрузка тренирует сердце. Признак здорового сердца и его экономной работы невысокая частота пульса в состоянии покоя.

· Физические нагрузки должны соответствовать уровню тренированности организма.

· Купите шагомер и считайте пройденные за день километры.

· Заведите собаку. С ней невольно будете гулять и больше двигаться.

· Приобретите весы. Контролируйте свой вес.

· Питайтесь правильно в вашем рационе обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, продукты из зерна грубого помола, нежирное мясо птицы,нежирная рыба.

· Количество красного мяса, жирной пищи, сладостей нужно ограничить.

· Ограничте прием алкоголя

· Ожирение – фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, увеличивается риск развития некоторых видов рака, заболеваний пищеварительной системы, органов дыхания и суставов, сахарного диабета 2 типа

· Ожирение значительно ухудшает качество жизни, многие пациенты с ожирением страдают от болей, ограничения подвижности

· Посетите врача. Пройдите обследование. Получите более подробные рекомендации по ЗОЖ.

· основной целью вашего образа жизнидолжно быть снижение массы тела, тем самым вы продлите свою жизнь и ее качество.

Билет №20

Задача: 1

На приеме ребенок 3 мес. Мама жалуется на беспокойство ребенка после кормления, в груди не остается молока. При контрольном кормлении из груди высосал 90мл молока. Вес при рождении 3100.

ЗАДАНИЕ.

Определите состояние ребенка. Составьте меню ребенку 3 мес.

М 3 - 3100+600+800+800=5300г

V c ут =5300:6=890г

V разов =890:6=150г

149-90=60г – объём докорма

Вскармливание смешанное,объем докорма1/3

6ч -90 мл грудного молока + 60 мл NAN

9:30 - 90 мл грудного молока + 60 мл NAN

13:00 -90 мл грудного молока + 60 мл NAN

16:30 -90 мл грудного молока + 60 мл NAN

20:00 -90 мл грудного молока + 60 мл NAN

23:30 -90 мл грудного молока + 60 мл NAN

Задача: 2

Зоя Петровна, женщина 25 лет. Не работает, домохозяйка. Стаж курения семь лет, выкуривает по две пачки сигарет в день. Вышла замуж три года назад. Находится на втором месяце беременности. Бросить курить отказывается. Муж курит с 10 лет. Зоя Петровна встала на учет в женской консультации по беременности. Не понимает, какой вред наносит своему еще не родившемуся ребенку. Оба супруга курят дома во всех помещениях.

Задания :

· Какие факторы риска могут оказать отрицательное влияние на репродуктивное здоровье супругов?

· Составьте план и тезисы индивидуальной беседы для супругов «О вреде табакокурения».

1.Факторы риска, которые могут оказать отрицательное влияние на репродуктивное здоровье супругов длительное, непрекращающееся табакокурение матери и отца.

План индивидуальной беседы для супругов «О вреде табакокурения».

2.1. Обращение к супругам.

2.2.Влияние табакокурения на плод, на развитие беременности.

2.3.Как вредная привычка родителей может отразиться в будущем на их ребенка.

2.4.Табакокурение и его влияние на здоровье человека

2.5. Вывод: необходимость отказа от курения.

Тезисы индивидуальной беседы для супругов «О вреде табакокурения».

· Курение несовместимо с нормальным течением беременности, вызывает задержку внутриутробного развития плода, формирование тяжелых пороков развития у новорожденного.

· Курение во время беременности может привести к выкидышу или преждевременным родам, а также привести к синдрому внезапной смерти малыша.

· Ваше злоупотребление табаком может вызвать умственную отсталость, серьезные нарушения психического и физического развития ребенка.

· Курение основной фактор риска развития онкологических заболеваний, болезней органов дыхания.

· От курения могут возникнуть атеросклероз сосудов, инфаркт миокарда, инсульт, ослабление иммунитета, а также происходит преждевременное старение организма, укорачивается продолжительность жизни.

· Бросайте курить,если вы хотите быть здоровым и иметь здоровое потомство!

Билет №21

Задача: 1

Новорожденная девочка 4х дней от I срочных родов с массой 3600,длиной 50 см. Закричала сразу, оценка по шкале Апгар 8 баллов. При утреннем туалете медсестра заметила незначительное увеличение грудных желез и кровянистые выделения из влагалища. Ребенок активный, сосет хорошо

ЗАДАНИЕ

Определите и обоснуйте состояние новорожденного. Составьте план ухода за новорожденным

Состояние половой криз.

Уход:1.Пеленки и распошёнки только стерильные. Дома – гладить с двух сторон

2.Первая тонкая распашонка одевается с запахом сзади швы наружу

3.Подмывать девочек только кипяченой водой

4. Не допускать согревающие компрессы

Задача: 2

Екатерина Степановна, женщина 23 лет. Не работает, студентка второго курса ПТУ. Стаж курения девять лет, выкуривает по две пачки сигарет в день. Вышла замуж три года назад. Находится на третьем месяце беременности. Бросить курить отказывается. Муж не вмешивается, так как сам курит с 13 лет. Екатерина Степановна встала на учет в женской консультации по беременности. Не понимает, какой вред наносит своему еще не родившемуся ребенку. Оба супруга курят дома, на кухне.

1.Какие факторы риска могут оказать отрицательное влияние на репродуктивное здоровье супругов?

2.Составьте памятку для супругов «О вреде табакокурения при беременности».

1.факторы риска, которые могут оказать отрицательное влияние на репродуктивное здоровье супругов длительное, непрекращающееся табакокурение матери и отца.