Отношение тараса бульбы к товарищам и родине. Противопоставление жизненного выбора сыновей тараса бульбы. Что являет собой товарищество и любовь

Написать сочинение про Тараса Бульбу по плану: 1. кто такой Тарас Бульба; 2. Отношение Тараса к жене; 3. отношение Тараса к сыновьям; 4. основные черты характера Тараса (любовь к Родине, ненависть к врагам, чувство товарищества, качества казацкого атамана); 5. Героическая смерть.

Ответы и решения.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - одно из лучших поэтических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

Повесть имеет большую и сложную творческую историю. Впервые она была напечатана в сборнике «Миргород» в 1835 году. В 1842 году «Тарас Бульба» был почти полностью переделан. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет.

В изображении жизни Запорожской Сечи и ее героев Гоголь совместил историческую конкретность, реализм, и высокий лирический пафос, свойственный романтическому произведению. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы».

В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой, В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно из исторических песен и дум.

Главный герой произведения – Тарас Бульба – предстает как участник и выразитель национального освободительного движения. Этот казак «был один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Он – человек вольницы и борьбы, прекрасный полководец, мудрый и опытный вожак.

Этот герой не был создан для семейной жизни, что давно почувствовала его «стара» - преданная жена, прожившая с Бульбой всю жизнь. «Нежба» Тараса Бульбы – это чистое поле да добрый конь.

Герой признавал только два занятия, считая их достойными мужчины, - ратные подвиги и бражничество, «которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря». Мирная жизнь, крестьянские заботы – не для старого Бульбы. Он заявляет сыновьям: «Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да свиньями…? Я козак, не хочу!» Поэтому, не успев встретить своих детей, вернувшихся из бурсы, Тарас сразу начинает проверять, какими они будут воинами. Прямо на пороге дома Бульба устраивает со своим старшим сыном, Остапом, битву на кулаках. И успокаивается лишь тогда, когда понимает, что его сын «добрый будет казак». Только после этого Тарас начинает «челомкаться» с Остапом, не позабыв шутливо укорить младшего Андрия в том, что он «мазунчик» - маменькин сынок.

Бульба очень презрительно относится к женщинам. С ними разговор героя короток: «она - баба, она ничего не знает». Женщина, по его мнению, создана для продолжения рода. Все остальное - не ее ума дело, это привилегия мужчин - настоящих казаков и рыцарей.

Тарас Бульба довольно образован, хотя и говорит сыновьям: «Это все дрянь, чем набивают головы ваши и академия, и все те книжки, буквари, и философия…, я плевать на все это!» Но герой таким образом решает проверить своих сыновей, он хочет убедиться, что они – продолжатели его взглядов и его образа жизни. Остап же замечает про себя: «Вишь, какой батько! Все старый, собака, знает, а еще и прикидывается».

Несмотря на всю жесткость своего характера, Тарас Бульба добр и даже сентиментален. Он смахивает слезу, слушая прощальные причитания своей «стары». Предавшись же воспоминаниям о своей молодости, вспомнив боевых товарищей, Бульба и вовсе расчувствовался: «слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась».

Но герой мгновенно меняется, ступив на землю Запорожской Сечи. Он чувствует, что здесь его истинная стихия. Человек огромной воли и большого природного ума, очень упрямый, Бульба пользуется уважением и авторитетом среди казаков. Он верен своим товарищам до конца, ценит и любит их больше своей жизни. Тарас трогательно нежен к своим друзьям, таким же «витязям», как и он. Узнав, что многие из них погибли, «понурил голову старый Бульба и раздумчиво говорил: «Добрые были козаки!»

Тарас демократичен по своей натуре. Он не приемлет зазнайства, высокомерия, социального расслоения, распространяющего в казачьей среде. Гоголь пишет, что этот герой любил «простую жизнь козаков».

Вся жизнь Тараса неразрывно связана с жизнью Сечи. Всего себя он отдавал служению товариществу, отчизне и православной вере: «Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия…Сам с своими козаками производил… расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки…»

Тарасу не сидится на месте. Он стремится в битву, хочет вновь почувствовать вкус победы. К моменту его пребывания в Сечи подоспело тревожное известие: на всей Украине господствуют поляки, попирают православных христиан. Запорожцы ринулись в бой, в первых рядах был Тарас с сыновьями. Но первый же серьезный поход сыновей принес герою много горя. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, Бульба неумолим к изменникам и трусам. Трагично, что изменником оказался его младший сын – Андрий. Велико было отцовское горе Тараса Бульбы, где-то в душе он жалел своего сына. Но герой не смог простить сыну самого страшного, по его разумению, греха. Увидев, что из открытых городских ворот Андрий несется на запорожцев, старый казак не выдержал: «Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Все отцовские чувства Бульбы мигом исчезли. Он захотел собственноручно поквитаться с изменником: «Эй, хлопьята! Заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» Старый Бульба убивает своего сына, наказав его за предательство веры, отчизны и товарищей. Это Тарас ставил превыше всего, поэтому во имя них не пощадил даже своего Андрия.

Беда не приходит одна: старший сын Бульбы, Остап, попадает в плен к «ляхам». Ни на минуту не может забыть об этом израненный и больной герой. Наконец, он решается добыть хоть какие-то вести о сыне, а затем пытается и спасти его. Смело и решительно движется герой к своей цели. Но Остап погибает, перенеся множество пыток. Бульба смог лишь поддержать сына в последнюю минуту, вселив в него мужество и веру.

После гибели и старшего сына Тарас Бульба развеивал горе в битвах с поляками: «Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов... Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки…» Много безвинных людей погубил старый Бульба, приговаривая: «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!»

За такие бесчинства Тараса Бульбу было велено поймать, тем более что и ранее за его голову поляки давали две тысячи червонных. И перед смертью герой думает не о себе, а о своих товарищах, всеми силами души желая, чтобы они ушли от неприятеля. Тарас не боится костра, который приготовили ему поляки: «Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!»

Таковы были прощальные слова Тараса Бульбы. Он погиб так же мужественно, как и жил, до последней минуты думая о своем отечестве. Память о нем как о доблестном казаке останется надолго, о чем говорят последние строки произведения: «Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах…и говорили про своего атамана».

Образ Тараса Бульбы воплощает в себе удаль и размах народной жизни, всю духовную и нравственную силу народа. Это человек большого накала чувств, страстей, мысли. Сила Тараса - в могуществе тех патриотических идей, которые он выражает. Бульба является неотделимой частью общей жизни народа, и в этом его сила. В этом герое нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа.

Характер Тараса Бульбы выписан резко, крупными мазками, как того и требует его богатырская натура. Можно сказать, что это монументальный образ, воплотивший в себе лучшие черты казачества. В Тарасе перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое, трагическое и комическое. В таком изображении человеческого характера В.Г. Белинский видел дар Гоголя «выставлять явления жизни во всей их реальности и истинности».

В повести Гоголя «Тарас Бульба» перед нами предстает героический мир запорожских казаков. Свободолюбивые, гордые, мужественные и сильные духом, казаки, как былинные богатыри, становятся на защиту Родины и православной веры. Нет ничего ценнее для них, чем «узы товарищества» и долг чести перед Отечеством.

Трагическая история жизни и смерти Тараса и его сыновей, Остапа и Андрея, изображена Гоголем на фоне борьбы запорожцев с поляками.

Наша первая встреча с сыновьями Тараса происходит в тот момент, когда они возвращаются домой из бурсы. «Остап и Андрей только слезли с коней. Это были два дюжие парни, которые смотрели исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы.Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва ». Кажется, что похожие друг на друга, как две капли воды и ждет их Запорожская Сечь, чтобы произвели они множество подвигов и прославились как герои. Но первое впечатление обманчиво. Перевернув несколько страниц книги, мы понимаем, какие они разные. Остап учиться в бурсе не хотел: четыре раза закапывал он в землю свой букварь. И только после угрозы отца, не возьмет сына на Сечь, взялся за ум. Андрей же учился с легкостью.

Оба мечтали они о победоносных подвигах, о том, как поедут с отцом на Сечь. Но пока осуществляли только набеги на соседние сады. Если попадался Остап, то никогда, лежа под розгами, не выдавал своих товарищей. За это любили и уважали его в бурсе.Андрей же, хотя часто руководил набегами, как мог изворачивался, чтобы избежать наказания.

Ничто не оставляло глубокого следа в душе Остапа, пока он учился. Мысли о предстоящих битвах и победоносные подвиги занимали его ум и сердце. В душе же Андрея, который «имел чувства несколько живее и более развиты», нашлось место и для первой любви: никак не мог забыть он потом свою встречу с прекрасной полячкой.

Сбылась мечта — попали сыновья Тараса на Сечь. Как равных приняли их там. Быстро завоевали они уважение товарищей, поскольку выделялись «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Недолго пришлось ждать парням своего первого боя. Не подвели они своего отца, выдержали испытания. Остап был осторожен в бою. Тарас, который внимательно наблюдал за сыновьями, говорил: «О, и из него будет со временем добрый полковник! Ей-богу, хороший полковник, да еще такой, что и отца за пояс заткнет! «Андрея наоборот, бой пьянил, парень весь погружался в« музыку мечей и пуль ». Ни о чем не думал он, врезаясь в гущу врагов. И о нем тепло отзывался Тарас: «И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, хороший воин».

Но не оправдал надежд Тараса младший из сыновей. «Добрым воякой» стал, но в запорожском войске, а в польском. Изменил он своих товарищей, отца и веру. Изменил ради своей любви к леди. «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя — ты … И все, что есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну … »

Разные дороги выбрали Остап и Андрий. И смерть их была различной. Андрея, как собаку, убил Тарас, не простил сыну предательства и позора. «Я тебя породил, я тебя и убью» — вынес он свой приговор сыну.

Остап же попал в плен к ненавистным ляхов. Как не пытали его, не издевались, ни слова не сказал мужественный казак. «Остап выносил пытки и истязания, как великан … ничего даже похожего на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его». И смерть свою принял как подобает настоящему запорожец.

Выбор Остапа — это выбор честного, отважного и преданного своему долгу воина. Путь Андрея — это путь предательства, позора и бесчестия.

Когда я читал повесть, чувства и мое отношение к Тараса сыновей менялось.Сначала я любовался и восхищался двумя парнями. Мне казалось, что оба они станут прекрасными казаками на гордость отца. И Андрей вызвал даже уважение тем, что и к обучению был способен, и душу имел тонкую и ранимую. Но дальнейшие события отвлекли меня от Андрея и вызвали все большее восхищение Остапом. Ведь Остап ради Отечества и товарищей принял мученическую смерть, а Андрей через свою любовь предал и Родину, и своих товарищей.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого - национально-освободительной войны украинского народа против поляков. В ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина-защитника - вольнолюбивого, преданного Родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело. Товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка - главные законы для запорожского казака. Каждый из них считает своим долгом выручить товарища, даже рискуя собственной жизнью. В тяжелую минуту на поле кровавой битвы старый полковник Тарас Бульба обращается к своим воинам: «Нет уз святее товарищества!.. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Пропал в пыльных крымских степях отряд, спешивший на подмогу захваченным татарами казакам; почти все Тарасове войско полегло в битве под стенами Дубно, пытаясь выручить плененных поляками, но не было на свете никогда такого, «чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».

Не страшится казак смерти, потому что не о себе думает он, а о святом долге перед землей украинской, и если суждено погибнуть, то так, как никому не доведется умирать. «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля...», - сказал перед смертью атаман Мосий Шило. «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же... красуется вечно любимая Христом Русская земля!» - проговорил, умирая, Павел Губенко.

Я уверен, что именно в товариществе секрет легендарной силы и славы могучих запорожских рыцарей, приводивших в ужас их врагов в XV-XVII столетиях и вызывающих восхищение у нас, читающих эту повесть сегодня.

Украина, занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, между Западом и Востоком, с давних времен привлекала соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. Но тысячи и тысячи крестьян отказывались мириться с закабалением. Они бежали в менее заселенные степные районы Юго-восточной Украины, выражая таким образом свой протест против украинских, литовских и польских феодалов. Особенно много беглых крестьян оседало в низовьях Днепра, куда стекались, по свидетельству летописи, все, кто «не приобыкся к невольничьей службе». Так возникло казачество, о котором в «Тарасе Бульбе» прекрасно сказал Н. В. Гоголь: «Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, свободолюбие, патриотизм - вот черты характера этих людей. «Здесь были те, - пишет Гоголь, - которые дотоле червонец считали богатством». Бедняк становился не только хозяином собственной судьбы, но и нес ответственность за судьбу всего народа. Средоточием украинской казацкой вольницы стал район Запорожья.

Могучая Запорожская Сечь стала центром борьбы казачества против многочисленных врагов украинского народа. На широких степных просторах находила себе применение отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. Украина перестала быть беззащитной. Было теперь кому за нее заступиться. Но именно поэтому польское панство так ненавидело Запорожскую Сечь. Польская администрация грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи чувствовали в Украине своегосмертельного врага, огнем и мечом пытались они покорить и ополячить вольнолюбивый украинский народ.

А запорожская вольница созревала тем временем для открытой борьбы. Гоголевская Сечь тысячами нитей связана со всем украинским народом. И судьбы героев повести раскрываются в единстве с народным движением.

«Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал, - пишет Гоголь, - но в случае войны и общего движенья в восемь дней... набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы». Это была несметная сила, которую поддерживал весь народ. Воины шли отовсюду: «от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов». Одним из полков в этой армии командовал Тарас Бульба. Автор рисует Сечь «своевольной республикой», «откуда разливается воля и козачество на всю Украину». Гоголь пишет, что всякий, кто появлялся в Сечи, тотчас же забывал все дотоле его занимавшее и «с жаром фанатика предавался воле и товариществу».

Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы», в которой отразилась душа и русского, и украинца. Тарас Бульба в своей знаменитой речи «о товариществе» говорит о «лучших русских витязях на Украине». Славят боевое товарищество Запорожской Сечи и Мосий Шило, и Бовдюг, и Балабан, и Степан Гуска, и многие другие «добрые козаки». «Соблюсти товарищество» - «первый долг и первая честь козака».

Автор почти не уделяет внимания частной жизни своих героев. В центре повести - героический образ народа, и каждый из героев чувствует себя составной частью народной жизни. Отстаивать свою национальную независимость и свободу «поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию...»

На страницах повести перед нами проходит целая галерея народных характеров, проникнутых глубоким патриотическим чувством, сознанием величия того дела, которому служат. Это и Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, и Бовдюг, страстно призывающий к «товариществу», и Мосий Шило, попавший в плен к туркам и затем обманувший их и вызволивший из вражеского плена своих товарищей, и Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы». О каждом из этих героев мог народ сложить вдохновенную песнь. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью, но было и общее, что роднило их, - беззаветная преданность идеалам Сечи и родной земле.

Характеры героев раскрываются во всей своей полноте в военных сценах. Вымуштрованному, но разобщенному воинству польской шляхты, в котором каждый отвечает сам за себя, писатель противопоставляет сомкнутый, железный, проникнутый единым порывом строй запорожцев, подчеркивая слитность, общность и мощь всей запорожской рати.

Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги - с жестокостью. Но такое тогда было время. «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы», - пишет Гоголь.

В «Тарасе Бульбе» нашла наиболее яркое отражение в русской литературе героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. Не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, ни одного реального исторического деятеля, Н. В. Гоголь создал произведение искусства, в котором «раскрыл доподлинную историю народа», или, как говорил В. Г. Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».

отношение тараса бульбы к товарищам и получил лучший ответ

Ответ от Alexx[гуру]
К своим товарищам по оружию Тарас относится трогательно, бережно, ради их спасения ему не жаль даже собственной жизни. Казаки ценят такое отношение, и за мудрость, мужество, опыт, воинскую доблесть и отвагу запорожцы выбирают Тараса Бульбу своим атаманом в трудную для них минуту.
Когда казаки, расположившись на отдых после первого боя под Дубно, узнали, что во время их отлучки на Сечь пришли татары и забрали в плен многих оставшихся там казаков, кошевой предлагает немедленно "гнаться за татарином". Однако Тарас не соглашается, возражая: "Ты позабыл, видно, что в плену остаются наши, захваченные ляхами? " Уйти, не выручив товарищей, надеющихся на спасение из плена, кажется Тарасу Бульбе невозможным.
Перед решающим, самым страшным боем, выбранный атаман Тарас Бульба находит нужное слово, чтобы подбодрить и объединить людей. Он "знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце". Речь, свидетельствовавшая о мудрости Тараса, немалом его опыте и убежденности в правоте своего дела, глубоко тронула казаков: "Всех.. . разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца". Горячий отклик в душах запорожцев находят слова атамана, что "нет уз святее товарищества! "

Ответ от Даниил павлушов [новичек]
да он был умным


Ответ от Ёаша Камынин [новичек]
хехех


Ответ от Вита Васильева [новичек]
он был храбрым


Ответ от Ѐоман Кеткин [новичек]
он был добрым


Ответ от BoSS Like [новичек]
ЗБС Мужик)


Ответ от Игорь петрин [новичек]
спс


Ответ от 3 ответа [гуру]

Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и, приехали домой. Братья были молоды и красивы. В силу разности их характеров и в бурсе они были отличны друг от друга.
Остапу знания в бурсе давались труднее. Да он и не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только под угрозой отца он остался в бурсе. Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Он был верным товарищем, и бурсаки единодушно любили его.
Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. Учился он охотно, без напряжения, но так же, как и Остап, мечтал о подвигах и сражениях.
Оба брата очень обрадовались, узнав, что поедут с отцом в Запорожскую Сечь. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он страстно мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступить своему прославленному в битвах отцу. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал.
Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он вспомнил о своей встрече с полячкой в Киеве. Андрий полюбил ее и не мог забыть того сладостного момента, когда она разговаривала и смеялась над ним.
В Запорожской Сечи братьев приняли как равных. Казаки быстро оценили их силу, смелость, ловкость, отвагу в бою, веселый нрав на пирушках. Но и тут братья вели себя неодинаково. Остап был храбр в сражении, но в то же время и осмотрителен. Он умел найти выход из трудного положения, притом с пользой для
своих. Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал О, да этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!
Андрий же летел в бой, не чувствуя ничего. Его опьяняли свист пуль, блеск сабель, звон оружия. Он несся с безумной храбростью, и, где не смог бы победить старый казак, он выходил победителем. И про младшего сына Тарас говорил И это добрый, враг бы его не взял, вояка не Остап, а добрый, добрый вояка.
Но на беду Андрия, польская девушка, которую он полюбил в Киеве, оказалась в осажденном казаками городе. Ночью, пробравшись в город, Андрий встретил ее. Он поклялся ей в любви и сказал Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя ты.. . И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну... .
Страшно разгневался Тарас, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Оста-па, для всего казацкого войска. С этой минуты старый Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес.
А вот Остап был до конца верен своей отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергали его страшным мукам, он не сказал ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умер как верный сын своей Родины.