Нефритовый император и двенадцать животных. Легенда о том, как Нефритовый император животных выбирал

; см. также Душа, дух и духи). В даосском пантеоне Юй-хуан — второй из трех высших божеств трех сфер (сань цин). Образ Юй-ди сложился, видимо, примерно к X в. Предполагают, что на его формирование определенное влияние оказал образ Индры(кит. Ши-ди), пришедший в Китай сбуддизмом .

Юй-ди представляют обычно сидящим на троне в церемониальном имп. халате с вышитыми драконами (лун), в царском головном уборе-мянь , с нефритовой дощечкой в руках. Лицо его, обрамленное бородой и усами, лишено всякого выражения (даосский знак истинного величия). Считается, что Юй-ди живет в небесном дворце, к-рый находится на самом высшем из 36 небес небе Дало, откуда управляет всеми небесами, землей и подземным миром (ср. Эр ши ба тянь). У ворот дворца в качестве привратника стоит даосский святой Ван Лин-гуань . При дворе Юй-ди существуют своеобразные управы (министерства): грома, огня (хо-бу), моровых поветрий (вэнь-бу ), пяти священных пиков (У юэ), богатства и т.п.

У Юй-ди есть жена (о к-рой упоминается крайне редко), одной из его второстепенных жен считается богиня шелководства Ма-тоу-нян (см. Цань-шэнь), одна из его младших сестер считается матерью Ян Цзяня (см. Эр-лан-шэнь), его дочь Ци гу-нян (Седьмая девица) — фигура популярная в народных сказках и верованиях (ее дух вызывали девушки, гадая о суженом). По нек-рым даос. версиям, Юй-ди появился в момент творения и создания неба и земли, а живет он во дворце на горе Юйцзиншань.

Литература:
Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Божества Китая). Пекин, 1988, с. 28-36; Цзун Ли, Лю Цюнь . Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 27-38; Чэнь Цзянь-сянь . Юй-хуан да-ди синьян (Верования, [связанные с] Великим государем Юй-хуаном). Пекин, 1994.

Рифтин Б.Л.
Образ Юй-хуана овеян апокрифич. легендами. В наиболее полном виде они представлены в специально посвященном ему соч. «Юй-хуан цзин» («Канон Нефритового императора»), полное назв. — «Гао-шан Юй-хуан бэнь син цзи цзин» («Каноническое собрание [сведений] о путях и деяниях Высочайшего Верховного Нефритового императора»), входящем в даосский свод «Дао цзан» («Сокровищница Пути-дао »). Повествуется, что Нефритовый император некогда был принцем либо одного из удельных правящих домов эпохи Чжоу (XII/XI-III вв. до н.э.), либо некоего легендарного гос-ва Гуанъянь-мяолэ-го (Государство Сияющего величия и таинственной радости). Его рождению предшествовало чудесное видение его матери Бао-юэ-гуан ван-хоу (Царица Сияния драгоценной луны), увидевшей во сне мудреца Лао-цзы , привезшего с собой и передавшего ей младенца-сына. Наследовав трон отца, Нефритовый император показал себя мудрым и добродетельным правителем, но вскоре добровольно отказался от верховной власти и, передав бразды правления своему министру, вступил на Путь-дао . Проведя долгие годы в отшельническом уединении, он обрел бессмертие, присоединился к сонму бессмертных (сянь ) и духов, среди к-рых вновь выделялся добродетелями и необыкновенными способностями, что и позволило ему в конце концов стать их главою. Очевидно, что эта легенда является вариацией на тему канонич. версии жизни Будды .

На самом деле образ Нефритового императора восходит к религ.-космологич. представлениям даос. школы шанцин-пай («школа Высшей чистоты»), возникшей в эпоху Шести династий (Лю-чао, 229-589). В космологич. модели этой школы мировое пространство делилось на семь осн. сфер. Высшей считалась сфера «нефритовой чистоты» (юй-цин), там находился дворец Сань-юань-гун (Дворец Трех изначальных), а в нем обитало божество, именовавшееся Юй-хуан дао-цзюнь (Нефритовый августейший господин Пути-дао).

Происхождение культа собственно Нефритового императора связано с очередными действиями по реформированию офиц. религ. представлений, предпринятыми правящим домом дин. Сев. Сун (960-1127). Основанный гвардейским офицером Чжао Куан-инем (927-976), ставшим впоследствии сунским имп. Тай-цзу (960-976), этот правящий дом остро нуждался в идейно-религ. доказательствах своего права на верховную власть. Такую попытку осуществил имп. Чжэнь-цзун (998-1022), третий монарх Сев. Сун, при к-ром как раз и произошло окончательное утверждение этой династии после предшеств. периода междоусобных смут. По признаниям Чжэнь-цзуна, изложенным в спец. декретах, на протяжении 1007-1012 ему было явлено неск. видений (первое — в ночь на 11 дек. 1007 по совр. летосчислению) посланцев Нефритового императора, предупреждавших его о грядущем визите великого божества. В последнем из этих видений Нефритовый император предстал перед ним лично, возвестив ему, что он является одним из Девяти августейших правителей (цзю хуан в даос. мифологии — первые правители мира и человеческого об-ва), предком и божественным покровителем сунского правящего дома. В 1014 Чжэнь-цзун приказал воздвигнуть в имп. резиденции алтарь для жертвоприношений Нефритовому императору с его изваянием и воздавать ему офиц. почести. Культ Нефритового императора, поддержанный было преемниками Чжэнь-цзуна (хотя и без придания ему статуса главного государственного культа), через нек-рое время утратил религ. актуальность.

След. этап в эволюции культа и образа Нефритового императора также связан с религ. реформами (см. Шэнь сяо), проведенными последним имп. Сев. Сун — Хуй-цзуном (1101-1126), объявившим высшим покровителем правящей династии божество, именуемое Юй-цин-ван (Царь нефритовой чистоты). Хотя реформа Хуй-цзуна потерпела полную неудачу как в религ., так и в политич. плане (падение дин. Сев. Сун), она способствовала распространению культа Юй-хуана. Он был заимствован новыми даос. школами, в частности цюаньчжэнь-цзяо («учение совершенной истины»), возникшей в XII в. Через пантеон этой школы, в к-ром Юй-хуан занял главенствующую позицию, его культ утвердился (XIV-XVII вв.) в популярных верованиях. Там он стал типологич. аналогом древних и гос. культов высших мужских божеств (Шан-ди , Тянь-ди — Небесный владыка/император), к-рые персонифицировали стихию неба (тянь ) и мужское начало (ян ; см. Инь-ян) мира. И в собственно даос., и в популярных верованиях Юй-хуан почитается владыкой всех божеств, главою бессмертных, повелителем Неба и Земли, рая и ада (результат контаминации даос. религ. представлений с буддийскими) и судеб отдельных людей. Важнейшее место в этом культе занимает вера в его ежегодное (в ночь с 24-е на 25-е число 12-го лунного месяца) нисхождение с небес в мир людей для проведения личной инспекции Поднебесной, к-рая, по даос. верованиям, длится до 9-го дня 1-го лунного месяца. В течение всего этого времени Нефритовый император незримо объезжает страну, вознаграждая достойных и наказывая виновных в нерадивости и дурных поступках, а в даос. храмах проводятся спец. литургии и торжества. Особенно пышно и тщательно обставляется момент встречи, когда все служители даос. монастырей в полном составе коленопреклоненно ожидают его прибытия, а также проводы. День проводов, являющийся и днем его рождения, отмечается торжеств. службой, завершаемой пиршественной трапезой, на к-рой, по поверью, присутствуют не только люди, но и бессмертные и духи.

Скульптурные изображения Нефритового императора непременно наличествуют в монастырях и храмах школы цюаньчжэнь-цзяо и, как правило (но не строго обязательно), в даос. святилищах др. школ и сект. Чаще всего ему отводится центр. строение храмового ансамбля — Нефритовый зал (Юй тан). В живописных композициях (в т.ч. на простонародных иконах нянь хуа) фигура Нефритового императора обычно дополняется изображениями многочисл. персонажей — божеств, олицетворяющих все сферы и области мироздания, либо членов его семьи, свиты и помощников.

Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина, М., 1966, указ.; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004, с. 493-495; Бай-юнь-гуань ([Даосское святилище] Бай-юнь-гуань). Пекин, 1983; Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Все боги китайцев). Пекин, 1988, с. 28-36; Cheng Man-chao. The Origin of Chinese Deities. Beijing, 1995, р. 135-143; Maspero H. The Mythology of Modern China // Asiatic Mythology. A Detailed Description and Explanation of the Mythologies of All the Great Nations of Asia. N.Y., 1964.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 762-764.

НЕФРИТОВЫЙ ИМПЕРАТОР Автор: Гаяне Акопян Нефритовый император (по кит. 玉皇 или 玉帝; Yù huáng или Yù dì) – главное божество в даосизме, один из самых известных персонажей в культуре Древнего Китая. Он повелевает всеми сторонами жизни во всех мирах. Самое классическое изображение нефритового императора – в виде мудреца, восседающего на троне в мантии, расшитой фигурами драконов. В руках он держит нефритовую табличку. Мир, которым руководит Юйди, представляет собой точную копию человеского, устроенного по традиционным канонам Поднебесной, и является идеальным в понимании даосов. Как и многие другие персоналии в китайской культуре, Нефритовый император имеет множество имен. Самые интересные это такие имена как Небесный дед (天公), Высший Нефритовый император (玉皇上帝), Большой Нефритовый император (玉皇大帝). Самое длинное имя, которое имеет данный персонаж – “Высвобождающий мир, центральный августейший всевышний дух, древний Будда, самый благочестивый и уважаемый, его императорское величество, высокий правитель Нефритовый император” (太平普度皇靈中 天 至 聖 仁 義 古 佛 玉 皇 大 天 尊). По легенде, говорится что изначально Нефритовый император был наследным принцем царства Полного счастья и Божественного небесного света. При рождении он испускал изумительный свет, который осветил все государство. С юных лет Юйхуан прослыл добрым, мудрым и справедливым, и после смерти отца он взошел на престол полноправным повелителем. После того как каждый живущий в его царстве достиг мира и счастья, он заявил, что станет исповедовать даосизм. И, после прошествии 1550 кальп (одна кальпа равняется 129600 лет) он достиг Золотого Бессмертия. А по прошествии еще 1550 кальп – стал Нефритовым императором. В общей сложности процесс становления занял около 200880000 лет. Нефритовому императору посвящено огромное количество мифов и легенд. Известен миф о том, как он стал главой всех божеств на небе. В начале времен, земля была непростным местом, где можно жить. Условия были очень тяжелы, не то что сейчас! Людям, чтобы выжить, кроме всего прочего приходилось сражаться с демонами, чудовищами и др. страшными созданиями. Боги были очень малочисленны и слабы, чтобы помочь людям, к тому же многие демоны были бессмертны, и их просто невозможно было одолеть. Нефритовый император в то время был еще простым смертным, и не обладал сверхъестественными способностями. Но глядя как страдают люди, он ушел в горы, где начал медитировать, и в процессе медитации сумел пройти 3200 испытаний, каждое из которых длилось около 3 миллионов лет. Но в то время когда Юйхуан находился в горах, легионы тьмы поработили все живое на земле людей. Чтобы стать властелином и в другом мире – мире духов и богов – главный демон также погрузился в медитацию, и после прохождения трех тысяч испытаний, вновь вернулся в мир людей. Силы зла стали собирать великую армию, для войны с небесами, и в скором времени началась большая битва. Боги были сильны, но не могли совладать с разбушевавшимся злом. В самый разгар сражения Нефритовый император вышел из медитации, завершив свое последнее испытание. Он увидел, что зло ушло из мира людей, и принялся за его восстановление. Первым, что он сделал, было изгнание всех бесов и чудовищ с земли, а также изменение ее, под нужды всех живущих. Сделав это, он вдруг обратил свой взор к небесам, и только тогда понял, что произошло неладное. Поднявшись на небо Нефритовый император увидел страшную картину великой битвы добра со злом. Зло было намного сильнее добра, и очень скоро должно было стать победителем. Чтобы спасти положение, Нефритовый император бросил вызов главному демону, и победил его. Всех остальных воителей зла Юйхуан разделил на богов и бессмертных, добавив их к уже существующим. Как только война на небесах завершилась, и люди, и боги, и бессмертные признали за Нефритовым императором главенство над всеми краями и пределами миров – как человеческого, так и божественного. В другой легенде, гдк Нефритовый император стал верховным правителем, говорится о том, что сначала было Великое Ничто (無極). И из него, Юйхуаном был создан весь мир. Правда, создавая людей, был допущен промах. Вылепив первых людей из глины, Нефритовый император оставил фигурки сушиться на солнце. В результате чего некоторые из них растрескались, кое где утратив необходимые части. Таким образом, кроме здоровых людей, появились также больные и немощные. Существует очень красивый миф, который имеет много версий, и известен у многих народов Юго-Восточной Азии. По преданию, у Нефритового императора была дочьвышивальщица по имени Чжинюй (织女 – досл. “швея, женщина-вышивальщица). В ее обязанности входило вышивание разноцветных облаков на небесах. По другой версии, Чжинюй была богиней, покровительствующей швейному делу. Она родилась от брака Нефритового императора и Небесной Богини-Матери, которая соткала Млечный Путь (досл. “Серебряная река”), принесшей свет на небо и землю. Каждый день Чжинюй спускалась с небес на землю при помощи магической накидки, для того, чтобы поплавать в источнике. И в один день ее заметил пастух Нюлан (牛 郎), который, воспылав к ней любовью, украл волшебное одеяние. Когда Чжинюй вышла закончила купание и вышла из источника, то была схвачена Нюланом и увезена к нему домой.Узнав об этом Нефритовый император разгневался, но когда его дочь вышла замуж за пастуха, сменил гнев на милость. По прошествии некоторого времени, Чжинюй стала тосковать по своему дому на небесах, и найдя коробку со своей магической накидкой вернулась в небесный дворец. Но сразу после этого, Нефритовый император создал реку (Млечный Путь), которая стала препятствием для Чжинюй на обратном пути к мужу. Однако, император, не желая видеть страдания дочери, позволил влюбленным встречаться раз в году. И с тех пор, каждый год в седьмой день, седьмого месяца по лунному календарю Чжинюй и Нюлан встречаются на мосту через Млечный Путь. У этой легенды даже есть научное обоснование. Если представить Чжинюй как звезду Вега в созвездии Лира (она находится на востоке от Млечного Пути), а Нюлана – звездой Альтаир в созвездии Орла (западная часть Млечного Пути), то раз в год, точно на седьмой день, седьмого месяца по лунному календарю, происходит сближение этих двух звезд, т.е. своеобразная встреча на мосту через Млечный Путь. В седьмой день, седьмого месяца в Китае отмечается как праздник Циси, который можно сравнить с днем Святого Валентина в западной традиции. В Японии этот праздник носит название Танабата, что значит день Звезды, а в Корее – Чусок, праздник урожая. Также очень знамениты легенды о Нефритовом императоре и 12 знаках зодикального цикла, т.е. о 12 животных, соответствующих этим знакам. Давным-давно, когда Нефритовый император властвовал на небе, он вдруг осознал, что очень долго не был в мире людей, и даже забыл как выглядят земные твари. Поэтому император пригласил каждое животное на небо, чтобы поговорить, и заодно посмотреть друг на друга. Так были приглашены животные, среди которых была кошка за свое изящество и грацию. Она попросила свою подругу крысу, чтобы та разбудила ее в день встречи с императором. Крыса, сначала согласилась, но потом передумала – она сама явилась к Нефритовому императору, оставив кошку спать. И, из-за того что кошка проспала встречу, ее место заняла свинья. Император так обрадовался животным, что велел посвятить каждому из них год, начиная с будущего. Узнав о том, чего лишилась, кошка воспылала ненавистью к крысе, и с тех пор существует эта вражда – кошек и мышей/крыс… Согласно легендам, у Нефритового императора был наставник – Божественный Повелитель Небес (元 始天尊 Юаньши Тяньцзунь) – одно из высших божеств в дасском пантеоне. Когда пришло время Повелитель Небес назначил Нефритового императора своим преемником. Самого Нефритового императора сменил Повелитель Нефритовой Зари Золотых Врат (金 闕 玉 晨 天 尊). По традиции, день Нефритового императора – важный праздник у даосов. Он отмечается в девятый день, первого месяца по лунному календарю. Ритуалы проводимые в этот день называются “бай тяньгун” (拜 天 公), т.е. дословно – поклонение Небесному Владыке. В это время возжигают благовония, подносят пищу в качестве жертвоприношения.

Цинь всемогущий уходит от нас,
Его охраняя покой, пребудет с ним войско
В жизни его уже неземной.
Осмелившись, если найдется проклятый
Тревожить сон Циня – погибнет.
Ловушки и войны убьют его в знак устрашения.

К северу от Вэя – притока Хуанхэ, питающего влагой плодородные земли, раскинулся Сиань. Две тысячи лет назад здесь правил первый китайский император – жестокий и жадный Цинь Шихуанди. Особую славу у потомков снискал он тем, что построил Великую Китайскую стену. По преданию, после его смерти охраняло покой Циня войско. Историки долго считали легенду красивым, но сказочным эпосом. Но 37 года назад из-под земли вышло славное войско терракотовых богатырей – видно слишком близко люди подобрались к до сих пор не найденной гробнице Циня.

В 1974 году в провинции Шенси на Северо-западе Китая, пытаясь пробурить в своем огороде артезианскую скважину, несколько крестьян, имена которых не содержатся ни в одном источнике, наткнулись лопатами на крупный булыжник. Удар киркой пустил веером глиняные осколки. Вытащив на свет находку, сельские жители обнаружили в ее рельефе прорези глаз, скривившиеся в ухмылке губы – булыжник оказался головой какой-то скульптуры. Хорошо усвоившие приоритет власти во всех вопросах, крестьяне поспешили в местные органы, (кстати, есть версия, что совсем не воду искали крестьяне, а рыли бомбоубежище по приказу Мао Цзэдуна). Прибывшие на место археологи тут же назвали находку Восьмым чудом света – под землей рядами несли свою многовековую службу терракотовые воины Циня.



Бессмертие обрел после смерти
Ин Чжэн вступил на престол семилетним мальчиком. В Китае, раздираемом войнами между семью царствами, шел 252 год до нашей эры. Самым сильным из семи китайских царств уже тогда было царство Цинь, быть может потому, что в качестве главной идеологии оно избрало не конфуцианский гуманизм с его братскими добродетелями и человеколюбием, а легизм – совершенную теорию восточного деспотизма. Став императором династии Цинь, жестокий отрок практически сразу взял бразды правления в свои руки. Потеряв на полях сражений более ста тысяч человек, Ин Чжэн завоевывал в течение последующих семнадцати лет одно за другим шесть китайских царств, стал правителем объединенного Китая и принял имя Цинь Шихуанди – «первый император династии Цинь». Буквально выжигая из истории имена своих предшественников Цинь приказал уничтожать книги, не пожалел он и конфуцианцев – по его повелению было уничтожено 460 ученых, которых попросту закопали живьем в землю.

Цинь видел Китай мощнейшим и недостижимым для врагов государством, и потому на севере Китая рабочие стали возводить оборонительную преграду – Великую Китайскую стену, в которой без тени сожаления замуровывали тех, кто не выдерживал нечеловеческих условий труда, возводя мощную преграду.

Всех лишил привилегий кровожадный Цинь: аристократы и бедняки были для него всего лишь рабами. Историки писали о нем: «управляя подданными, он всецело распоряжался их жизнью и смертью».

В 13 лет его впервые посетили мысли о смерти. Тогда-то и задумал он создать гигант­ский могильник, который вмещал бы в себя сокровища, конницу, войско – все то, что принадлежало ему при жизни. Понимая неизбежность собственной кончины, он всячески стремился продлить свою жизнь, посылая в разные страны экспедиции на поиски эликсира бессмертия. Парадокс заключается в том, что причиной его кончины стала не рана, полученная в бою, а месть женщины: одна из тысяч наложниц его гарема во время сна императора воткнула ему иглу в ухо. Кровожадное чудовище прекратило свое тщеславное шествие по трупам китайцев в возрасте 48 лет.

Охраняющие вечный сон
В трех подземных галереях воины застыли в боевом порядке: облаченные в доспехи арбалетчики, туго натянувшие тетиву лучники, всадники на лошадях, колесницы. Ни один из них не походит на другого, в руках у всех оружие. Все они стоят на страже покоя своего безумного императора. Сейчас уже трудно сказать, достойно ли каждый из них встретил смерть, но есть версия, что все войско Циня было умерщвлено после его кончины, а глиняные фигуры слепили с еще живых людей. На головах воинов нет шлемов, ведь армия Циня не знала поражений и не боялась врагов. Вместо этого у каждого из них своя особая прическа, указывающая на статус и воинское положение. Статуи воинов и коней выполнены в натуральную величину. Высота воинов 170-190 сантиметров. Все детали: строение тел, позы, волосы, брови, шнуровка и даже мельчайшие стежки на подошве сандалий – проработаны с особой тщательностью.

Примерно 40 лет создавалась эта армия, над изготовлением каждой фигуры трудился мастер и 12 подмастерий. Закончив фигуру, мастер ставил на глине оттиск именной печатью, уже сейчас найдено более 85 печатей. Всех воинов, раскрашенных яркими красками, поместили в котлован глубиной около 5 метров, разделенный на длинные коридоры. Глиняным солдатам дали в руки настоящее оружие.

После смерти императора Циня в стране вспыхнуло крестьянское восстание. Бедняки нуждались в оружии, а у глиняных воинов его было в избытке – бери, сколько хочешь. Толпы обозлившихся крестьян взламывали подземные галереи, разбивали скульптуры и забирали столь необходимые луки, стрелы, копья, арбалеты. Покидая подземный парад терракотового полчища, крестьяне подожгли помещения. Спустя еще некоторое время воинов накрыл толстый слой глины и лёсса. Вплоть до своего обнаружения в двадцатом веке фигуры воинов находились во влажном грунте на глубине до 20 метров под землей.

По разным источникам подземное войско насчитывает от 8 до 20 тысяч скульптур. На сегодняшний день откопано лишь одна десятая погребального комплекса. В самой большой по размерам галерее расположены в боевом порядке шесть тысяч солдат. Всего 11 рядов, 38 колонн. За первым рядом военачальников и советников следует кавалерия, колесницы, пехотинцы. Второе захоронение предназначено для генералитета – такое впечатление, что военачальники как раз сейчас заняты разрабатыванием плана очередной атаки. Третья шахта оказалась пустой, скорее всего по той причине, что к моменту смерти императора работы не были закончены, а после свержения сына Циня – довольно слабого властителя – и вовсе прекращены. Вместе с тем, сейчас можно увидеть около 2 тысяч глиняных фигур, к сожалению, утративших свои цвета после извлечения на воздух. Ученые считают, что при использовании традиционных методов раскопов, которыми пользуются уже 30 лет, полную армию можно будет увидеть лишь через 200 лет!

Загадки императора Циня
Каким же был в действительности Нефритовый император Цинь Шихуанди? Быть может, он был хроническим психопатом, страдающим манией величия, ведь все, что он возводил, было гигантских масштабов? Или в темных глубинах его подсознания поселился страх, что в загробной жизни души замученных им жертв свершат возмездие над его душой, и тут преградой между ним и его рабами станет могучее войско? Или он просто хотел загадать потомкам странную загадку, ведь в действительности никто пока не знает, где находится его могила, хотя по древним источникам она-то и является настоящей сокровищницей – своды ее, будто бы, украшены удивительными росписями и драгоценными камнями? Что в действительности охраняет терракотовое войско?

Как предполагают ученые, высящийся рядом с терракотовым войском курган и есть усыпальница Циня. Вход в эту, якобы гробницу, не обнаружен, но по предположениям, он может находиться где-то между колоннами воинов. По официальным данным, курган в ближайшее время вскрывать пока не будут: во-первых, нет денег на срочную консервацию, без которой ценные предметы могут просто погибнуть; во-вторых, сами историки опасаются хитроумных ловушек, о которых написано в летописях; и в-третьих, те же летописи говорят о том, что внутри гробницы, воссоздающей Поднебесную в миниатюре, имеются целые реки из ртути! В «Исторических записках», датированных 145-90 годами до н.э., дается такое описание: «Гробница была наполнена моделями дворцов, павильонов и комнат, сосудами, драгоценными камнями и древностями. Ремесленникам было приказано соорудить самострелы внутри гробницы таким образом, что любой попытавшийся вскрыть гробницу вор был бы убит. На потолке гробницы была нарисована карта неба, а на полу – топографическая карта с плывущей ртутью, чье течение воспроизводило воды земли». Мы не можем быть уверены в точности описания, но геофизические исследования, проведенные в 1980-х годах, обнаружили в действительности находящуюся под курганом на площади в 12 тысяч квадратных метров неприродную концентрацию ртути.

Другой загадкой Циня стало удивительное покрытие для оружия. Спустя 2000 лет ни на одном из наконечников, выполненных из бронзы и олова, не было обнаружено и мельчайшего следа старения или ржавчины. Анализ дал поразительные результаты: все металлические части покрыты толстым слоем оксида хрома и это при том, что методы хромирования были запатентованы в Германии в 1937, а в США – в 1950 годах. Исторические записи эпохи династии Цинь ничего не говорят об этом.
А может хитроумный замысел хозяина фальшивого некрополя состоял в том, что его войско в последнем служении императору выполнит отвлекающий маневр? Многие ученые и историки вообще сомневаются, что усыпальница Циня находится в кургане или где-то вблизи Сианя.

В последнее время воины, отлично хранившиеся под землей долгие века, начали стремительно разрушаться, и ученые со всего мира придумывают гениальные способы сохранения памятников истории, многие из которых опасны для самих ученых. Например, для сохранения верхнего слоя фигур реставратор наносит на него специальный раствор и помещает ее в ускоритель электронов. Терракотовый фрагмент удается сохранить, но в качестве побочного продукта образуется мощное рентгеновское излучение, так что для защиты персонала необходимы толстые бетонные стены. Может, хитроумный властитель предполагал, что найденные потомками терракотовые воины от внешнего воздействия превратятся в прах, и интерес к месту диспозиции войска и как следствие к его усыпальнице ослабеет – таким образом, место его покоя навсегда останется загадкой человечества.

Сейчас окрестности Сианя – место массового паломничества туристов. За более чем 30 лет терракотовое войско увидели более 50 миллионов человек. Прибывающих в Китай с официальным визитом глав других государств непременно везут посмотреть войско из глины цвета терракоты. Быть может, это такой тактический маневр нынешнего китайского руководства? Вот, мол, какой наш Китай с его загадками древности.

Фотографировать в погребальном комплексе строго запрещено. Правда, рядом со входом сидит один из крестьян, некогда обнаруживших войско, и с ним можно сфотографироваться за определенную плату. Наследники Циня, читая руководство страны, хорошо усвоили, что спрут под названием государство имеет право на все, и ничего не должно своим отдельным гражданам. Потому и приходится маленькому китайцу подрабатывать на автографах и фотографиях, ведь денежного вознаграждения за сенсацию века он от государства не получил.

Катерина Шаровски
журнал «Аэропорт»

Alquimia Travel приглашает принять участие в а также с Цзе Куном .

Разделяя мир на внешний и внутренний, мы познаем движение и покой . Движение в даосской алхимии - это знание о внешнем преобразовании, покой - это знание о внутреннем преобразовании. И хотя одно является сутью другого, именно для познания эти понятия следует разделять.

Отправляясь в путешествие, мы сразу попадаем во взаимодействие с законами движения, что и становится сутью внешней алхимии. Именно это побуждало и побуждает даосов собирать драгоценную эссенцию для внутреннего преобразования, для усиления внутренней алхимии. Даосское учение основано на идее преобразования, трансформации, где высшей точкой является способность достижения кристаллической модели существования, которую и представляет легендарный Нефритовый император Юй-ди.

Учение Нефритового императора, по сути, легло в основу одной из главных даосских школ - школы Небесного наставника . Причем знания об этом учении надо искать не в «Дао-де Цзине», не в учениях великих даосских алхимиков и мыслителей, а в «Книге гор и морей» (Шаньхай-цзин, Shānhai Jīng), созданной великим Юем.

Именно учение о горах (а правильнее сказать, о том, что они выражают, или, так сказать, воспроизводят) содержит полноценное знание о Нефритовом императоре. Согласно этому учению, горы - это места, которым подчиняется Земля, ее сила, и только через них макрокосмос взаимодействует с Землей (а значит, и с населяющими ее людьми). Именно поэтому даосы всегда старались определять и выбирать для жизни те горы, на которых связь с макрокосмосом была наиболее действенна.

Эти горы были определены как места, в которых можно было обрести бессмертие. Они были способны соединять практикующего с 36-м небом, где, собственно, и обитает сила Нефритового императора. А сам камень нефрит был определен как особый кристалл, способный раскрыть способ постижения всех 9-ти пространств макрокосмоса, или 72-х превращений.

Великое чудо

Дальше мы будем распространятся не только о великом, но скажем и о первом. Первое - это даосская гора, которая имеет название «Великое чудо». Это первая гора в Китае, расположенная между древним Шелковым путем и центральной равниной. Древний рельеф горы состоит из жесткого конгломерата обломочной горной породы красно-фиолетового цвета. Это место стало местом развития различных направлений - здесь мирного сосуществовали даосизм, буддизм и конфуцианство. Это место также известно как родина стиля «Великое чудо» - знаменитой китайской даосской школы боевых искусств.

Гора полна минералами, позволяющими адептам собирать киноварь. Здесь можно найти более 1000 видов растений и 300 видов животных. Лес покрывает более 90% горы.

Легендарный Желтый император Хуан-ди неоднократно посещал Великое чудо для общения с Великим хранителем эссенции цзин (энергии преобразования) по вопросам продолжительности жизни и управления государством.

Также в этом месте на протяжении многих поколений жил древний клан. Он был сильнейшим в эпоху правления династии Чжоу (1046 - 256 до н. э.) и являлся лидером среди 12 аналогичных кланов - таких как Дася (Daxia), Гуди (Gudi), Сюннун (Xiongnong) и т.д.

Как самая известная даосская гора, Великое чудо ассоциируется с пустотой, тишиной и чистотой природы (Великое чудо среди даосов известна также как Пустая пещера).

Происхождение горы

Согласно преданию, Великое чудо было создано богиней Нюй Ва (Nu wa) - сестрой Фу Си (Fuxi), которая также почитается в китайской культуре как создатель человека. Только здесь можно увидеть Сюань Хэ (Xuan He, 玄 鹤), или черного журавля. Сюань Хэ является видом небесного журавля с красной головкой, черной спиной, белым брюшком и красным клювом.

Предание гласит, что только когда журавли были видны в небе, великий отшельник готов был принять учеников. Также говорят, что когда великий отшельник практиковал на горе Великое чудо, заботу о нем взяла на себя пара журавлей. Птицы очень любили друг друга, а также они были просто влюблены в красивую гору, на которой жили.

Перед тем как Великий отшельник ушел на Небеса, он решил помочь журавлям и осуществил их желание: птицы могли навсегда остаться жить в горах. Даос попросил их защищать жизнь людей, помогать бедным и сообщать ему, что происходит на земле. Поэтому в небе над Великим чудом можно часто увидеть журавлей.

Важнейшей точкой горы является пещера, где великий отшельник собирал и пестовал эликсир. Это воистину мистическое место, которое связано с возникновением даосизма. Именно отсюда вынес свои первые знания Хуан-ди. Именно здесь Чжан Саньфэн собирал эссенцию для киновари.

Цитаты из классических трактатов

Цитата из классического даосского трактата «Эя» (Eya) гласит: «Великое чудо - это область, расположенная прямо под созвездием Большой Медведицы».

Примечательно, что из-за этой цитаты в разных местах Китая появилось пять великих гор. Обитатели каждой из них утверждали, что они находятся «прямо под Большой Медведицей». При этом большинство серьезных источников указывает, что есть только один способ определить его точно: это место, где находится минерал, которым пользовался Хуан-ди.

Тихая обитель

После Великого Чуда мы направляемся на гору Тихая обитель. Это гора-замок, скрывающая в себе тысячу сокровищ. Эта гора представляет древнее поколение священных даосских гор, предназначенных для достижения бессмертия и носящих название «Земных небес». По преданиям, десятки и сотни бессмертных приходят на эту гору поприветствовать Чжао Даолина (Zhao Daoling).

По преданию, Чжао Даолин перенес на эту гору священный огонь, необходимый для плавки киновари (это произошло в 143 г. н. э.). Огонь был спрятан в недрах горы, которая и по сей день вырабатывает священную эссенцию. Впоследствии эту гору использовали многие даосские школы для жизни в изоляции и достижении искомого качества. После династии Мин (1368-1644) наибольший интерес к этим местам проявляла школа Лунмэнь (Longmen).

Передняя часть хребта является основной областью горы. Большинство храмов расположено именно здесь. Самым важным среди них является Шанцин Гун. Храм расположен на вершине «Первый пик горы», в 500 метрах от его края. Это лучшее место для наблюдения восхода солнце, «священных светильников» и моря облаков. С правой стороны, между двумя скалами, уходящими вершинами в небо, лежит большой камень. Он считается местом, где бессмертные собираются для развлечения.

Важными местами горы являются пещеры, где распространяется огонь Чжао Даолина. Но даже до него пещерами пользовалась, согласно одной из легенд, Небесная дева с Девятых небес. Считается, что она помогла легендарному императору Хуанди завоевать власть.


Киноварная гора

Киноварная гора находится в провинции Цзянсу (Jiangsu). Она считается первым местом, куда пришли братья Мао. Площадь горы составляет около 71,2 кв. км. Максимальная высота горы - 372,5 м. На Киноварной горе насчитывается 9 главных пиков, 26 больших пещеры и 19 крупных источника.

В это место можно приходить неоднократно - Киноварная гора знаменита своими пейзажами, необычными пещерами и является признанным объектом наследия даосской культуры. Даосы считают Киноварную гору «Божественной землей для практики и подходящей горой для восхождения на Небеса».

Ее также называют «Первой Фуди» (福地, Местом обитания Небожителей) и «Восьмой Дунтянь» (洞天, Божественной горой на Земле). Титул, данный Киноварной горе, звучит так: «Дворец Небожителей со времен Цинской династии, Дом Правителей со времен Царства Лян (Liang) и династии Тан» (秦汉神仙府,梁唐宰相家).

Ландшафт Киноварной горы замысловат и извилист. Отдавая должное прекрасной растительности горы и удивительно свежему воздуху, китайцы называют ее еще и «Легкими Китая». Пейзажи здесь лучше всего наблюдать весной; летом здесь лучше чувствуется энергия ци; осень - время бушующей красоты играющих красок, а зима являет собой картину безмятежности и покоя.

Район также богат лесными фруктами, здесь произрастает множество целебных горных трав - например, Мао Кан Шу, или мечеподобное корневище Атрактилоидеса (Mao Cang Shu, 茅苍术). Это растение питает селезенку, изгоняет из тела холод и ветер. Можно также упомянуть Тайбао Хуан Цзин (Taibao Huang Jing, 太保黄精) - растение, которое обогащает энергию и питает органы, и Мао Чан Пу, или аир тростниковый (mao chang pu, 茅菖蒲).

История

5000 лет назад легендарный китаец Предок Чжань (Zhan, один из самых ранних китайских первопредков) практиковал в деревне Юйчэнь (Yuchen), расположенной недалеко от Киноварной горы.

Около 221 г. н. э. в храме Юйчэня (Yuchen) практиковал Го Сычао (Guo Sichao), а в храме Цяньюаня (Qianyuan Temple) - Го Сымин (Guo Siming);

Около 44 г. н. э., во времена правления династии Западная Хань, на Киноварную гору пришли практиковать три брата - Мао Ин (Mao Ying), Мао Гу (Mao Gu) и Мао Чжун (Mao Zhong). Братья излечивали людей с помощью своего эликсира, за что их почитали далеко за пределами этих мест. Их также почитают в качестве «создателей даосизма».

В 364 году Ян Си (Yang Xi) и Сюй И (Xu Yi) создали «Шанцинские истинные трактаты в Большой Пещере» (Shangqing da dong zhenjing, 上清大洞真经, Shang Qing), а также основали даосскую школу с характерными чертами южных китайских учений - школу Шанцин, или школу «Высшей чистоты».

Во времена правления династии Восточная Цзинь (371-420) на пике Паопу (Paopu feng, 抱朴峰) практиковал и писал свои книги Гэ Хун (Ge Hong) (например, «Стремясь к вершине Простоты»).

Во времена эпохи Наньчао (420-589) на Киноварной горе жил Тао Хунцзин (Tao Hongjing) (456-536), который провел более сорока лет в отшельничестве. Тао Хунцзин получил обширные знания из традиций конфуцианства и буддизма, и в то время он считался главным преемником школы Шанцин.

Однажды император спросил его: «Почему ты выбрал стать отшельником?». На что Тао Хунцзин ответил: «Вы можете удивляться и задаваться вопросом, что же тянет меня на Киноварную гору. Но вам достаточно увидеть белые облака в чистом синем небе. Там есть нечто, что я могу только чувствовать и ощущать, ибо это невозможно описать словами, и я не смогу передать вам это».


Времена правления династий Тан и Сун (617-1279) стали эпохой процветания для даосов Киноварной горы. В это время на горе существовало более 300 храмов, здесь проживали тысячи даосов.

Легенды Киноварной горы

«Он так торопился за возможностями Киноварной горы, что пропустил гору Цзюли», - это высказывание отражает то, как местные жители относятся к людям, все время меняющим свои цели и направления.

Во времена правления династии Западная Хань (206 г. до н. э. - 24 г. н. э.) на Киноварную гору пришел практиковать Лю Пу (Liu Pu). Ему очень понравилось жить в этих местах, но однажды утром, позанимавшись практиками, он заметил на востоке в лучах утреннего солнца другую гору, которая называлась Цзюли.

После того, как Лю Пу обосновался на Цзюли, он обнаружил, что Киноварная гора на самом деле выглядела еще более прекрасно, особенно ночью. Когда Лю попытался вернуться на Киноварную гору, то он обнаружил, что здесь уже обосновался и практикует Мао Ин, а это означало, что гора была занята. Когда же расстроенный Лю вернулся на Цзюли, он увидел, что и эту гору уже заняли.

Однажды, увидев расстроенного и несчастного Лю Пу, который бродил у подножия горы, Мао Ин выразил ему сочувствие, сказав: «Будь целеустремлен в своих намерениях, будь терпелив - вот путь практики. Понимаешь? Что ты обрел, бегая от одной горы к другой? Ты поторопился поймать свой шанс на Киноварной горе и упустил Цзюли, правильно?».

Увидев искреннее раскаяние Лю, Мао помог ему, предложив место для занятий. Позже Лю смог достичь больших результатов.

Гора Четырех Направлений

Если говорить о результатах, влияющих на развитие, то нам никак не обойти в своем рассказе гору Четырех Направлений, расположенную на востоке Поднебесной. Это гора, которая прямо указывает на Млечный Путь, лежащий между звездами Нюлан (Niulang) и Чжинъю (Zhinu). Это гора заняла свое место в истории не только даосизма, но и буддизма - тем, что, как считается, здесь было создано учение о пустоте .

Значение горы в даосском мире

Гора Четырех Направлений традиционно считается местом обитания бессмертных. Следовательно, это лучшее место для практики алхимии.

В список «Даосских дунтянь» («божественных, или небесных, пещер») входят пещеры, где практиковал Гэ Сюань (Ge Xuan), живший в эпоху Трех Царств. Здесь Цзо Юаньфан (Zuo Yuanfang, 左 元 放) обучил его девяти перегонкам эликсира и получению золотой жидкости, а также быстрому способу «саньлюй ципинь» (sanlu qipin).

Гора Четырех Направлений также известна тем, что здесь практиковали Юань Гэнь (Yuan Gen, 袁 根), Бай Шо (Bai Shuo, 柏 硕), Вэй Фужэнь (Wei Furen, 魏夫 人), Сюй Mai (Xu Mai, 许 迈), а также Чжу Боюй (Zhu Boyu, 褚伯玉) и Сюй Цзэ (Xu Ze, 徐 则) из Южного Царства. Во времена Северной и Южной династий (420-589) здесь было построено несколько храмов.

Период правления династии Тан был временем расцвета даосизма. Гору посещало и на ней жило огромное количество даосов. Самые известные среди них - Сыма Чэнчжэнь (Sima Chengzhen, 司马承祯), Си Цзыжань (Xi Ziran, 谢 自然), Цзяо Цзючжэнь (Jiao Juzhen, 焦 静 真), Сюэ Цзичан (Xue Jichang, 薛季昌).

Таким образом, практикование на горе Четырех Направлений - это идеальная возможность познать искусство сворачивания ци. В рамках внешней алхимии здесь важен прием сакральных снадобий горы: типи фэнху (tiepi fenghu, 铁皮 枫 斛), известная как первая трава долголетия, черное лекарство бессмертия уяо (wu yao, 乌药), растение хуанцзин (huangjing, 黄 精), которое также признано бессмертной пищей.

Гора Четырех Направлений - идеальное место для принятия девяти трав для обретения бессмертия.

Гора Розовое Облако

Эта гора ассоциируется с раем в даосской космогонии. Является шестнадцатым небесным гротом среди 36 даосских гор. Считается одной из важнейших гор для тех, кто практикует даосскую алхимию, культивацию собственного духа.

Гора является объектом всемирного культурного и природного наследия.

Однажды один из Бессмертных, получив от Нефритового Императора задание контролировать различных духов на Земле, спустился с небес на пик горы и назвал себя «бессмертным с розового облака». Так и гора, где он стоял, получила свое название в его честь.

Считается, что в этих краях жил Пэнцзу (Pengzu) - известный даосский святой, внесший серьезный вклад в технику Искусства Чистой девы и умевший извлекать из семени в организме мужчины женскую субстанцию.

Каждый год здесь проходит фестиваль Пэнцзу, на котором люди чтят его наследие и молятся о здоровье, счастье и долголетии. Его картины висят в домах по всему Китаю: они являются популярным подарком на день рождения для пожилых людей.

Во время правления династии Цинь здесь некоторое время жил Хуантайму (Huangtaimu, 皇太 姥, 武夷 君) - уи цзунь кунхэ сяньжэнь (wuyi jun konghe xianren, 控 鹤 仙人) (Бессмертный, управляющий журавлями).

Первым же даосом, который постоянно жил на горе, был Ли Лянцзуо (Li Liangzuo). После 37 лет практики в этих местах он вознесся на небеса из Храма Цинсюй. Он считается даосским первопредком горы.

Период процветания даосизма на горе Розовое облако пришелся на эпоху династии Сун. 18-й том «Записок с Розовой горы» перечисляет имена многих даосов этой династии, например:

Сюй Сичунь (Xu Xichun), или Сун Си"Ин (Song Xiing, 宋熙宁) (1068-1077). Он работал виноторговцем. После принятия эликсира Ухуацао (Wuhuacao, 五 花草) - травы с пятью цветками, которую дал ему даос по имени Цай (Cai) - он отказался от принятия еды и затем вознесся на небеса с пика Даван.

Си Нин (Xi Ning, 熙宁) (1068-1077) любил играть на железной флейте. Музыка его была способна проникать через облака и раскалывать камни. Однажды он просто исчез, оставив людям на память прощальное стихотворение.

Даос по имени Го (Guo, 郭 道人), другое его имя - Человек, который лежит на облаке (卧 云 子). После того как он стал учеником Гэ Синчжэна (Ge Xingzheng), тот взял его на гору Розовое облако. Здесь они вместе практиковали (и в один и тот же день вознеслись на небеса).

В этих краях неоднократно бывал Бай Юйчань (Bai Yuchan, 白玉蟾) (1195-1224), который внес серьезный вклад в даосскую алхимию. Он преподавал в Цайитане (Caiyintang, 采 隐 堂, буквально «Зал для собирания скрытых сокровищ»).

Бай Юйчань получил от императора статус «Цзы Цин Мин Дао Чжэньжэнь» (Zi Qing Ming Dao Zhenren, 紫 清明 道 真人) (буквально «Даос, реализующий истину посредством фиолетовой очищенной энергии»). Бай Юйчань оставил много письменных работ. Большая часть из них - краткие описания или истории даосов, живших в горах. Например, истории о Чэне Даньшу (Chen Danshu), Чэне Хунфане (Chen Hongfan), Нуне Лю Мяоцине (Nun Liu Miaoqing) и т.д.

Период правления династии Юаньотмечен появлением на данной горе представителямаошаньской школы Чжан Дэ Мао (Zhang De Mao, 张德懋) (его другое имя – Си Цзы Вэй (希 微 子, Xi Zi Wei)).

Еще один даос Чэнь Чунсу (Chen Chongsu, 陈冲 素) (другое его имя - Сюй Бай (虚 白, Xu Bai) был экспертом по внутренней алхимии. Однажды, выпивая с лесорубом, он вдруг провалился в сон, в котором принял зеленый гриб линчжи (Lingzhi) в некой пещере. После этого видения он перестал принимать пищу и не ел ничего вплоть до своего вознесения на небеса.

Пэн Жилун (Peng Rilong, 彭 日 隆), также известный как Скрытый в небесах (隐 空), начал изучать даосизм уже в зрелом возрасте, но обрел способность летать и перемещаться по горам.

Вопросы и ответы

Поясните, пожалуйста Ваше отношение к ритуалам и их следованию, например, при посещении храмов или каких-либо значимых мест. Казалось бы ритуал как жёсткая организующая конструкция, был введён для организации только ищущих путь, на ориентацию их к пониманию внутреннего движения ритуала. Человек же много познавший и так постоянно выражает своё понимание и присутствие в этом мире. Или выражать своё внутреннее отношение к силам, под действием чьих форм мы всегда находимся необходимо только в заданных внешних действиях? Или здесь ритуал - просто ключ к данному месту силы?

Существует множество легенд, связанных с появлением Восточного календаря . Составлен он был около 5 тысяч лет назад и назывался Великим Кругом Времени . Календарь состоит из 12 частей. Каждая получила название какого-либо животного. В легендах говорится, что каждый человек приобретает черты характера того, в чей год он родился.

Восточным календарем пользовались тысячи лет народы Вьетнама, Китая, Кореи, Монголии, Японии и в других стран Азии. Позже эти страны, перешли (для удобства общения со всем миром) на всем нам привычное времяисчисление. Но в современном мире для Восточного календаря тоже есть место. В канун новогодних праздников всем интересно знать, какое животное будет символом наступающего года , чтобы приобрести себе символ будущего правителя Великого Круга Времени . По старинному поверью, это приносит счастье и удачу.

Итак, легенд, на самом деле, несколько. Вот одна из них.

Людей научил вести счет годам сам Нефритовый владыка Юй-ди . Однажды он попросил своих помощников привести к нему двенадцать самых достойных земных существ. В назначенный срок в Небесный дворец явились: Дракон , Бык , Лошадь , Обезьяна , Петух , Змея , Коза , Свинья , Тигр , Кролик , Пёс , Кот и Крыса . Кот и Крыса — друзья не разлей вода, и на встречу с императором Юй-ди тоже пришли вдвоём.

Повелитель Неба намеревался выбрать двенадцать правителей Времени по числу мест в Великом Круге Времени. Приветствуя пришедших, Небесный владыка Юй-ди с удивился, так как перед ним стояло большее количество претендентов, чем он звал. Юй-ди ненадолго задумался, а потом объявил, что завтра на рассвете пришедшие должны переплыть Реку Времени. Он будет ждать их на противоположном берегу и тот, кто приплывёт первым, станет хозяином первого года Круга Времени, а кто — последним, тому не достанется ценный дар!
Вечером звери с Драконом собрались у огня. Каждый думал о том, как бы первым преодолеть Реку. Пятеро из них сидели мрачнее грозовых туч. Это были Коза, Петух, Обезьяна и двое неразлучных друзей — Кот и Крыса. Ведь они не умели плавать.

После того как все разошлись, верные друзья — Кот и Крыса — отошли в сторонку пошептаться. Они знали, что из всех зверей Бык был самым простодушным и отзывчивым, и решили его обмануть.
Хитрецы отправились к нему.
- Дорогой Бык, ты плаваешь лучше всех, и ты такой сильный! Жаль только, что ты так плохо видишь, и тебе сложно будет найти дорогу. Чтобы помочь тебе, мы могли бы поплыть все вместе!
- Вы настоящие друзья, воскликнул Бык. Я сделаю плот, привяжу его к спине, чтобы вам было удобнее плыть на мне. На том они и порешили.
Крысе так хотелось прийти первой. Она была очень умной и поэтому все быстро придумала, главное — не забыть взять с собой высокий и упругий шест…

Пришло утро. Бык смастерил маленькое креслице для Крысы. Кот же устроился между рогов и указывал направление, куда плыть. И вот, когда они уже почти достигли противоположного берега Реки, Крыса взяла свой шест, ткнула его в шею Быка, оттолкнулась и приземлилась, перемахнув через Быка и прибрежную воду. Но прыгая, она задела Кота, и тот свалился в Реку. И чуть было не утонул. Бык, почувствовав землю, встал из воды. Его очки сползли, и он не заметил всего случившегося.
Впереди него мелькнула Крыса и Бык последовал за ней. А она, так жаждала победы, что, бросив друга в беде, понеслась к Небесному дворцу.
Они предстали перед владыкой Юй-ди: сначала прибежала шустрая Крыса, за ней появился уставший Бык.
- Я вижу первых зверей-правителей. Крыса , ты разочаровала меня! Как и обещал, я отдаю тебе первый год правления… Но расплата за твою победу будет горькой! Последствия отразятся на тебе и твоих потомках до конца веков! Ты же, Бык, получаешь следующий год в награду за твою доброту и выносливость!
Тут на подходе появился Тигр, самый благородный из всех животных. Он видел, как тяжело Быку плыть с громоздким плотом на спине, и не стал обгонять его. Тигр был рад и третьему месту, вручённому ему за великодушие. Четвёртый год правления Юй-ди отдал прыткому Кролику . Он жизнерадостно прискакал по камешкам.

Всем известно, что главная задача Драконов — охранять земли, сокровища, семейные ценности и традиции. Дракон быстрое создание, и ему не составило бы труда первым достичь Небесного дворца. Но сначала ему надо было проследить за порядком в своих владениях и собрать доверенные ему богатства. Только выполнив свой долг, он отправился к Небесному дворцу и прибыл лишь пятым.

Лошадь преодолела Реку вплавь, но на берегу она заметила Муравейник. Вокруг него сновали муравьи, и не было никакой возможности пройти, не придавив кого-нибудь из славных трудяг. Внезапно из Реки выползла Змея ! Ловкая и проворная, она скользнула мимо и получила шестой год правления за свою житейскую мудрость.

Когда же Лошадь выбралась из травы, бережно обойдя жителей Муравейника, и пришла к чертогам Небесного дворца, то получила седьмой год правления — за сострадание и заботу!

Что же сделали Коза , Обезьяна и Петух ? Они втроём построили плот! Сообразительная и Обезьяна увидела, как его делает Бык, и придумала поступить так же. Петух управлял строительством, а Коза помогала им во всём. Самыми последними они пустились в плавание и, в конце концов, добрались! Юй-ди вручил им восьмой, девятый и десятый годы Круга Времени. Выбрать очерёдность было сложно, и император распределил дары по росту: сначала Козе — за умение сплотить команду, потом Обезьяне — за смекалку, и Петуху — за талант всё контролировать.

Среди животных была ещё одна хорошая пловчиха — Свинья. Она быстро преодолела Реку и могла бы оказаться в числе первых, если бы не её любовь к грязи. Не найдя в себе сил покинуть тёплую тину, так и осталась лежать на берегу.

Следующим из воды вылез мокрый и уставший Пёс. Он был очень ответственным и разрывался, бегая, между домом и рекой. Выйдя на сушу, он напомнил Свинье, зачем та вообще залезла в Реку, и поплёлся к Небесному дворцу. Ответственному Псу достался одиннадцатый год.

За ним к престолу Юй-ди прибыла Свинья. С неохотой выкарабкавшись из прибрежной грязи, она потрусила за двенадцатым годом! И Нефритовый владыка вручил ей последний год правления Временем за умение наслаждаться жизнью.

Что же стало с Котом? Он выбрался из Реки тогда, когда все двенадцать подарков Нефритового императора Юй-ди были розданы. Кролик смотрел на Кота, и его сердце было полно сострадания, и он решил, что они с Котом будут править вместе!

Поэтому до сих пор в разных календарях путаница: кому принадлежит четвёртый год, Коту или Кролику? Кот глядел на столкнувшую его предательницу: никогда больше Крысе не жить спокойно! Как и было предсказано, за коварство Крысы страдает весь крысиный род. Нет ни одной крысы, которая бы не боялась кошки.
В период испытаний характер каждого виден как на ладони, поэтому Небесный владыка и устроил соревнование для будущих правителей Времени.

Он увидел, что доброта Быка делает его победителем, но его легко обвести вокруг пальца.

Крыса для победы использовала всё: хитрость, проворность и… своего друга. Она добилась своей цели, но прослыла в веках предательницей. Не расстраивайтесь, если вы родились в этот год. Древняя легенда показывает, насколько целеустремлёнными бывают рождённые в год Крысы , и учит ценить друзей. Кот тоже схитрил, договариваясь с Быком, но он был верен Крысе — своему единственному другу. Может, именно после этой истории все кошки гуляют сами по себе, боясь к кому-нибудь привязаться.

Тигр оказался благородным победителем. Давайте будем надеяться, что его великодушие не зависит от его настроения. У всех Кроликов славный и мягкий характер. На Драконов только можно положиться, они никогда их не выдадут. Лошадь позаботилась о тех, кто меньше и беззащитнее, а Змея показала свою ловкость и мудрость. Петух проявил себя как истинный руководитель: он собрал команду и управлял строительством плота. Обезьяна оказалась очень сообразительным и творческим созданием. Но, ни у Петуха, ни у Обезьяны ничего бы не вышло, если бы рядом не было Козы, которая сумела всех подружить. Пес так ответственно заботится о своём доме и защищает близких, что у него не остаётся времени на себя. Те, кто родился в год Собаки , должны побольше отдыхать и тщательно планировать свою жизнь. Не то их здоровья на все не хватит.

Свинья умеет радоваться жизни, но ей не хватает организованности. Люди, родившиеся в ее год, не забывайте о том, что в жизни надо двигаться к намеченным целям, а не валяться на диване.