Куда можно вешать иконы. Как правильно разместить иконы в квартире: правила размещения иконостаса

Некоторые почитаемые святые лики можно увидеть как в церквях, монастырях, так и в христианских жилищах. К ним относится и чудотворная Семистрельная икона: где лучше всего вешать в доме образ Пречистой Богородицы, читайте дальше.

Иконы с изображением Спасителя, Матери Божией, Христианских святых – это не предмет для украшения интерьера и не обычные обереги. Православные образы являются настоящими святынями, через которые верующие люди обращаются к Богу. Они занимают особое место в сердце человека, в его доме, бережно хранятся и передаются от дедов, отцов детям. Традиционно в христианских домах создавали иконостасы, которые составляли из наиболее почитаемых, сильных и важных для конкретной семьи образов. Иконы размещали на почетном видном месте.

Семистрельная икона Пресвятой Богоматери

Несведущий человек, посмотрев на лик Богоматери Семистрельного образа, может удивиться. Дева Мария предстает на образе одна, ее взгляд выражает сдержанную скорбь, голова немного склонена в сторону. Больше всего поражает изображение семи стрел, которые направлены прямо в сердце Богородицы. Три стрелы (или меча) написаны с левой стороны, а четыре – справа (хотя возможно и обратное расположение).

Также существует икона, на которой стрелы находятся по три справа и слева, седьмая – внизу. Последний вариант представляет собой другую икону, известную под несколькими именами «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Образы имеют практически идентичное значение и молитвенную силу.

Пророчество старца Симеона

Чтобы понять значение Семистрельного образа, следует обратиться к евангельскому повествованию. Святому старцу Симеону Богоприимцу, который занимался переводом священных текстов, было суждено умереть только после того, как он увидит Мессию. Почти 270 лет ждал старик этого часа. И вот явился к Симеону Дух Святой с сообщением, что заветный день пришел и ему следует отправиться в Храм города Иерусалима.

На сороковой день после появления на свет Младенца Христа Пречистая Дева Мария вместе со своим мужем праведным Иосифом Обручником принесли его в Иерусалимский храм для посвящения, как того требовали традиции Ветхого Завета. На пороге Святое Семейство с Мессией, ожидаемым всем народом Иудеи, встретил Симеон. Он взял Иисуса на руки, благословил его. Затем, обращаясь к Марии, пророче произнес слова о том, что благодаря сему Младенцу одни вознесутся, другие же падут, а самой же Богородице острое оружие пронзит душу.

Последние слова об оружии, как и многие другие моменты жизнеописания Иисуса Христа, имеют много значений. В первую очередь это иносказательное описание тяжелых лишений, страданий, скорби, которые предстояло пережить Пречистой Деве Марии, видя распятие Спасителя Христа. Само число семь в христианской традиции обозначает полноту, наполненность чего либо. Иконы, на которых изображен сюжет с пронзающими сердце Богородицы семью стрелами (мечами), являются иллюстрациями этого пророчества, но несут более широкое значение, применяемое к человеческому роду. Семь острых стрел – это аллегорический образ семи смертных человеческих грехов, которые причиняют страдания и боль милостивому сердцу Святой Заступницы.

Обретение чудотворного образа

Сегодня никто точно не может определить, когда появился образ Семистрельной Богородицы, а также кто именно был автором иконы. Первый раз образ явился людям в XV веке, данное событие не обошлось без Божественного провидения.

Недалеко от города Вологды (Кадниковский уезд) жил крестьянин, который уже долгое время страдал от неизлечимой хромоты и болезненной слабости. Неустанно он обращался к Богу с просьбой об исцелении, так как другие испробованные способы не помогли. Однажды во сне явилась ему Пречистая Богородица. Она наказала мужику найти в колокольне при храме святого Иоанна Богослова Ее чудотворный образ, с большой верой молиться перед ним, и будет даровано исцеление.

Не смея ослушаться и веря в силу Богородичного образа, дважды отправился крестьянин в указанный храм. Но его не захотели впускать, просто не поверив рассказу. И только на третий раз позволили пройти на колокольню. Икона с Богородицей, пронзенной семью стрелами, нашлась очень быстро, она располагалась ликом книзу на повороте лестницы. Монахи и звонари почувствовали смятение, ведь не ведая о том, много раз наступали на икону. Семистрельный образ очистили от загрязнений. Внесли в храм, отслужили молебен. Крестьянин с верой коленопреклоненно молил Богородицу об исцелении, заступничестве – и болезни ушли.

Это было первое чудесное исцеление, слава о котором быстро распространилась на много километров от Вологды. Далее последовали другие случаи. 1830 года а селениях Вологодской области внезапно появились вспышки холеры. Эпидемия быстро распространялась, тогда люди стали усердно молиться Семистрельному образу Богоматери, крестным ходом обошли храм. После этого заболевание стало угасать, а народ – выздоравливать. С тех пор икона получила славу помощницы в борьбе с холерой и другими страшными болезнями.

Где разместить Семистрельную икону

Любимые иконы православные чаще всего вешают над входной дверью, у изголовья кровати или в специальном месте типа иконостаса. Семистрельный образ Пресвятой Богородицы является одним из самых сильных, поэтому его часто выбирают для своего жилья.

Не существует строгих правил по поводу места иконы, но к некоторым советам, которые дают священники, следует прислушаться:

  • Желательно располагать Семистрельный образ Богородицы на одной из восточных стен квартиры/дома. Если это невозможно, повесьте у изголовья кровати, над или лучше напротив входной двери.
  • Собираясь выделить угол, чтобы обустроить домашний иконостас, заранее позаботьтесь, чтобы место находилось в удобной досягаемости для уборки. Иконы следует содержать в чистоте.
  • На полке или на стене рядом с иконой или домашним иконостасом не должно быть бытовых предметов (косметики, украшений, игрушек, талисманов, аромаламп, сувениров).
  • Личным фотографиям, картинам также нет места возле икон. Произнося молитвы, обращайтесь к Богородице, Иисусу, святым, а не к архивным фото даже очень дорогих вам людей. Такие фото храните в других местах или повесьте на другую стену. Рядом со святынями неуместны даже картины на библейскую тематику.
  • Желая иметь дома большое количество икон, не ставьте их на одну небольшую полку. Реликвии не должны закрывать одна другую. Распланируйте на стене композицию, старайтесь располагать образы симметрично, чтобы каждый был хорошо виден, открыт к доступу.
  • Традиционно над обеденным столом не стоит вешать одну икону Семистрельную. Здесь будет более уместным образ Спасителя. В христианских семьях перед приемом пищи читают молитву «Отче наш». Иногда приготовленную еду также освящают Благодарностью Господу.
  • Семистрельная икона является близкой по содержанию образу «Умягчение злых сердец», поэтому ее можно повесить в детской рядом или вместо лика Ангела-хранителя или святого-покровителя ребёнка.

Перед Семистрельной Святыней следует молиться о прекращении неурядиц, ссор, она подарит мир и спокойствие каждому дому, сохранит, укрепит семейные узы, улучшит отношения, взаимопонимание супругов. Молитвенные обращения к этому образу Пречистой Девы Марии помогают смягчить сердца недобрых людей, завистников, недоброжелателей. Богородица защитит от тяжелых болезней, увечий, а если недуг появился, поможет быстрее преодолеть его. Главное, помнить, что недостаточно купить понравившуюся икону, повесить ее на стену. Необходима искренняя постоянная молитва с верой в милость и силу Небесной Царицы. И по вере каждому будет даровано благополучие, исцеление.

Прятали от стороннего глаза. Опасно было их выставлять напоказ. Время было коммунистическо-атеистическое. Потому утратили культуру веры, не знаем, где в квартире должны стоять иконы. Вроде нет в этом никакого секрета. Располагайте, где душе угодно. Но иконы разные, и к каждой - свой подход. Давайте разбираться, каково правильное расположение икон в квартире.

Старинные традиции

Христианству уже более тысячи лет. Иконы в старину считали большой ценностью. Кстати, не каждая семья владела такой реликвией, а если были в доме образа, то берегли их как зеницу ока. В далекие времена никто не задумывался, где в квартире должны стоять иконы. Видели их с самого детства, традиции впитывали с молоком матери. Образа располагали в Имеется в виду не цветовая гамма места, а его суть. "Красный" означало "парадный", "торжественный" и тому подобное. А угол, потому что планировка избы была простой. Окна имелись не на всех стенах. Освещение было скудным, только свечи и лучины. Красным углом делали тот, на который попадало больше солнца. Как правило, располагался он в восточной части здания. И окна заранее планировали так, чтобы с двух сторон свет попадал на этот праздничный, парадный угол. Место украшали как могли. Девицы рушники и салфетки зимними вечерами мастерили, вышивали, плели. Цветы в теплое время рядом ставили. И обязательно лампадку поджигали. Негоже было, чтобы святые образа в тени находились. Вам, милый читатель, наверняка интересно, почему так относились к иконам.

Что для человека образа?

Необходимо сделать небольшое отступление. Подумайте над тем, а что для вас лично образа? Те, кого интересует, где в квартире должны стоять иконы, по-видимому, являются людьми верующими. Образа - это не просто красивые картинки. С них на верующего смотрят жившие когда-то люди, сумевшие сохранить верность Господу, стать частью доказательства его правоты и любви к человечеству. Но они все в корне отличаются от всевозможных гуру, которым принято поклоняться. Вспомните: Христос говорил, что пришел к людям дать свет, показать дорогу к праведности. Он звал идти той дорогой, которую указывает, сердцем ее ощущать и понимать. И те люди, чьи лики мы вешаем на стену, это осознали и как умели воплощали при жизни.

Иконы - это портреты близких, на которых верующий желает походить, с кого берет пример. То есть это духовные друзья и покровители. А вы станете уважаемого и дорогого человека прятать в пыльном чулане? Нет, конечно. Придет в гости - посадите на лучшее место, угостите и развлечете интересной беседой. Образа - это даже не визитеры, а члены семьи, почитаемые и любимые всеми. Такое отношение раньше передавалось как обычные правила поведения. Потому люди и не задавались вопросом, где в квартире должны стоять иконы. Им отводился красный угол, самый нарядный, светлый и чистый.

Как ныне устраивают иконостас

Церковные правила, предписывающие держать образа в восточной части здания, теперь практически утратили силу. Батюшка, увидев, что иконы стоят в другом месте, не станет делать замечание. То есть ставить можно там, где удобно. Однако ряд требований к месту все же имеется. Когда раздумываете, где в квартире должны стоять иконы, не забывайте об их религиозном содержании. Неуместно рядом держать светские картины, книги сомнительного толка. Еще рекомендуется делать красный угол подальше от телевизоров и компьютеров. Считается, что эти устройства несовместимы с духовными размышлениями и молитвой. Обычно иконы используют для обращения к Господу. Следовательно, располагать их нужно так, чтобы места рядом хватило всем членам семьи. Молитва произносится в уединении, толкаться в этот момент не принято. Поэтому хозяину дома виднее, где должны стоять иконы в квартире. Фото выше иллюстрирует один из вариантов.

Как правильно расставлять образа

Иконостас можно соорудить из обычной полки или небольшого столика на высоких ножках. На нем расставьте образа и разложите книги религиозного содержания, если они имеются. Позволительно и желательно украсить иконостас салфетками, рушниками собственного изготовления. Нынче рукоделие не в чести, люди покупают в магазине красивые изделия. А ведь во время работы над специальной салфеткой для иконостаса вы станете размышлять о Боге, что пойдет на пользу душе. Раньше, во всяком случае, именно так и поступали. Посмотрите на свой красный угол: не мало ли там света? Хорошо бы расположить рядом специальные лампы. Не забывайте протирать пыль регулярно, иногда зажигать свечи или лампадку. В доме рекомендуется держать и Богородицы. Еще часто рядом ставят лик ангела-хранителя. Им является святой, чье имя вы носите от рождения или крещения (иногда они разные).

Где должна стоять икона Семистрельная в квартире

Поговорим о специальных случаях расположения святых ликов. К некоторым иконам у верующих особенное отношение. Считается, что они уберегают от напастей, вражеского влияния, дурных страстей. Например, часто вешают в своем кабинете руководящие работники. Эти люди уверены, что Богородица защитит их от интриганов и конкурентов. А дома такую икону рекомендуется повесить над входной дверью. Церковнослужители говорят, что лик Богородицы отведет от дома незваного гостя с дурными намерениями. Кроме того, говорят, что Семистрельная защищает хозяев от негативных помыслов, ссор, взаимных обвинения и скандалов. А напротив входной двери советуют повесить икону «Троица». Она очищает визитеров от дурных намерений.

Детская: где в комнате должны стоять иконы

Часто мамы и папы думают о том, как защитить чадо от дурного глаза, болезней и иных проявлений дьявольщины. Иконы для этого подходят больше всего. Их можно повесить в комнате малыша. Желательно расположить образ Богородицы в восточном углу помещения. Соблюдайте правила, приведенные выше. То есть икону вешайте подальше от транслирующих электронных устройств. Находящийся в комнате святой лик обязательно вызовет у ребенка интерес к вере. Научите его молиться, расскажите о том, чем являются иконы для людей. Наверное, так мы постепенно сможем вернуть себе старинные традиции духовного воспитания. А вы как считаете?

Иногда в качестве этих икон используют свои венчальные иконы , если они соответствуют общему стилю икон в доме. Также важно, чтобы такие венчальные иконы были достаточно большого размера, а не в два - три раза меньше других икон в домашнем иконостасе.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Наряду с иконами Спасителя и Божией Матери центральное место в доме православного христианина всегда занимал образ Николая Чудотворца, которого почитают как великого праведника и особого молитвенника пред Господом, как святого, наделенного особой благодатью. В домашних иконостасах издавна размещали иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского — самых чтимых святых, просиявших на русской земле.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого великомученика Георгия Победоносца.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...», также на кухне размещают икону «Тайная Вечеря».

При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей


***


Выбор икон для дома всегда индивидуален и здесь стоит прислушиваться к голосу вашего сердца. Бывает, что подвиг того или иного святого очень глубоко западает в душу, побуждает подражать ему в своей жизни. Икону такого святого можно заказать в нашей мастерской, чтобы иметь возможность возносить ему молитвы, просить помощи в труде духовного возрастания и житейских неурядицах. Если же вы затрудняетесь с выбором иконы - не переживайте! Наш сайт обладает самой полной в рунете информацией о выборе иконы , кроме этого вы всегда можете посоветоваться с нами, позвонив или задав интересующий вас вопрос по электронной почте.

Как правильно разместить иконы в доме или квартире

Дом является продолжением храма, в прошлом в каждой православной семье - и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. При этом количество и богатство украшения икон указывало на достаток и положение в обществе самого хозяина. Место, где размещались иконы, называли по-разному: передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Икона в квартире является окном в Царствие Божие. Красный угол с иконами - это место, где начинается и заканчивается день православного христианина: здесь читаются утренние и вечерние молитвы и поэтому все должно быть подчинено одной цели - сосредоточенной молитве Богу.

На молитву принято становиться лицом на восток, алтарем на восток строятся православные храмы. Поэтому и иконы желательно расположить на восточной стене комнаты. Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно расположить иконы в любом другом доступном месте, как поется в 112 псалме «от восток до запад хвально имя Господне». Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве.

Некоторые устраивают красный угол над кроватью - так более эффективно используется тесное пространство, не мешают шкафы и окна, да и спишь под сенью святынь.

Можно разместить иконы на специальной полочке, а если их много, развесить на стене соблюдая несколько несложных правил. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Иконы можно и нужно разместить и в других комнатах. Икона должна быть и на кухне. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате (например, икона Ангела-хранителя или икона Небесного Покровителя ребенка).

Над входом в дом или квартиру по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.


***


При этом иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками. Не стоит помещать вблизи от икон плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,- это не каноническая икона.

Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, так как фотография - это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Размещение икон относительно друг друга в домашнем иконостасе

При размещении икон в красном угле соблюдаются те же принципы, что и в иконостасе церковном. Главное место занимает икона Спасителя. Часто является и самой большой по размеру. Обычно это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель. Рядом с образом Христа размещают икону Богородицы с Младенцем. Если встать лицом к домашнему иконостасу, то икона Спасителя должна находиться справа от вас, а икона Богородицы - слева. Это основные иконы, они должны быть в красном углу обязательно. Выше этих икон можно поместить только икону Святой Троицы или икону Тайная вечеря.

Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы , т.е. иконы святых, чьи имена носят члены семьи, а также другие иконы - покровителей профессий , особо чтимых вами святых и проч.

В любом случае следует помнить и о принципе иерархии. К примеру, икону святого нельзя поместить выше иконы Троицы, Спасителя, Богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.

Не стоит гнаться за количеством икон в домашнем иконостасе. Здесь важнее "качество" - лучше иметь всего две иконы - Спасителя и Богородицы , но написанные так, что перед ними действительно хотелось бы молиться. Это принесет гораздо больше пользы вашей душе, чем если вы покроете целую стену небольшими печатными иконочками к тому же разными по стилю написания.

Можно ли вешать иконы в спальне?

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или на кухне для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного.

Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов.

Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Вообще, обереги - это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма.

Как хранить и ухаживать за иконами

Правила обращения с иконами, приведенные ниже, подготовлены кафедрой реставрации Свято-Тихоновского богословского института специально для всех, от кого зависит судьба икон. В этих правилах содержится информация не о том, как самим реставрировать, а о том, как жить с иконами, как их беречь, как за ними ухаживать.

Красочный слой и грунт на иконах растрескивается и осыпается от резких перемен температуры и влажности. Нормальные условия хранения икон: температура +17°- +20°, влажность 45%-55%.

1. Икону лучше всего держать в *киоте*(ссылка на словарь), так как постоянные изменения температуры и влажности (например, жирная копоть на кухне) вскоре могут привести к растрескиванию, шелушению и осыпям грунта и краски. Если нет возможности разместить все иконы в киоты, старайтесь ставить лампаду или подсвечник с горящей свечой так, чтобы никакие брызги масла и воска не попали на икону. Образовавшийся налет на иконе не возможно удалить самостоятельно.

2. Ни в коем случае нельзя протирать икону никакими веществами, нельзя также использовать святую воду, святое масло и проч. в качестве чистящего средства, - они проникают в грунт и краску. После этого укрепить икону будет невозможно. Не мойте ничем икону!

3. Не пытайтесь "обновить" икону лаками, красками, маслами и прочим. Все эти действия вызывают разрушения иконы, часто необратимые.

4. Нельзя протирать икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Снимать пыль можно (не часто) только в том случае, если красочный слой не осыпается; делать это лучше сухой беличьей кистью, очень мягкой.

5. Нельзя ставить икону на окно или вешать под форточкой. Сквозняки и холод крайне опасны для здоровья икон. При проветривании помещения старайтесь не допускать резкой перемены температуры и влажности.

6. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, это вызывает коробление досок и их растрескивание.

7. Не допускайте долговременного попадания прямых солнечных лучей на икону.

8. Нельзя хранить икону в помещении, где в стенах или мебели имеются летные отверстия жука-точильщика. Жучок может превратить доску иконы в труху за 1-2 года.

9. Пожалуйста, не пытайтесь лечить икону самостоятельно, ***постарайтесь найти профессионального реставратора***.


***


Иногда встречается мнение, что раз икона святыня, то она будет сама обновляться (восстанавливаться). Такое бывает, но это всегда - чудо. Нельзя считать себя достойным чуда и требовать его от Бога, при этом просто пренебрегая святыней. Есть церковное предание, связанное с иконой "Скоропослушница". Афонский инок был наказан за то, что коптил Ее лик чадящей лучиной. По Своему милосердию, Святая Дева сначала гласом от иконы предупредила его не делать так, а когда тот продолжал ходить мимо нее с коптящей лучиной, Она его обличила: "Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!" И при этих словах инок потерял зрение, которое было возвращено ему после раскаяния. Об этом узнала вся братия монастыря, икону почтили должным образом, а впоследствии в ее честь устроили храм.

Обращение с иконой, нуждающейся в реставрации, должно быть такое же, как с заболевшим ребенком: родители не доверят лечение первому встречному, а будут искать хорошего врача, профессионала. И никто из любителей самолечения не будет самостоятельно вырезать себе грыжу или вставлять хрусталик. Неумелое действие, вмешательство, протирание какими-либо веществами или тряпками может довести икону до состояния хронического больного, когда вылечить ее будет невозможно. В работе реставратора очень многое сходно с врачебным искусством. Главный принцип в медицине и в реставрации совпадает: noli nocere (не навреди).

Реставрировать должен только специалист, ни в коем случае нельзя поддаваться желанию самому что-то "протереть, подкрасить". В реставрационные мастерские часто попадают иконы, испорченные подобным неумелым и неумным обращением. Такие иконы - с вытертыми добела ликами - ничем не отличаются от икон, пострадавших после революции от богоборцев. И даже страшно подумать, что оскверненный образ - результат действий христианина

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

Моя бабушка всегда говорила: иконы нужно держать в красном углу, возле самой восточной стены дома, да так, чтобы на них падал свет от окон. Так делала она, так делала мама… Но когда я переехала жить в отдельную квартиру, оказалось, что с востока в моем новом жилище находятся только ванная и туалет. Где же повесить полочку для икон? Подсказал батюшка

Да, традиционно в русских избах красный угол (то есть место, куда вешались иконы и ладанки) располагался в восточном углу. Более того: с расчета на этот угол каждый дом и строился.

Сегодняшние многоквартирные (да и частные тоже) дома создают инженеры, и религия - последнее, чем они руководствуются при планировании будущего помещения. К счастью для современных православных, четкого церковного предписания о размещении икон на той или иной стене нет.

  • выбрать угол или стену, куда у любого члена семьи будет доступ, чтобы и вы, и ваши родители или дети могли легко помолиться;
  • это должно быть свободное место - иконы нельзя «прятать» между картин, фотографий, цветов в кашпо и других украшений интерьера;

  • создавая иконостас, не стоит слишком увлекаться, превращая святыню в культ золотого тельца (имею в виду слишком богатые оклады) или картинную галерею (на фото), это должно быть именно место для молитвы.

Можно ли вешать образа в спальне, кухне

  • Спальня. Некоторые люди боятся вешать лики святых неподалеку от кровати, ведь здесь не только спят. Но если вы венчаны, супружеские объятия - не грех, а наоборот, вполне законная обоюдная радость. Если стесняетесь делать тут красный угол, повесьте просто «Петра и Февронию», будете иметь покровителей своей пары. Если же вы находитесь только в гражданском браке (или расписаны, но не венчаны), то вешайте или не вешайте иконы, а то, что вы делаете в постели - все равно грех.
  • Кухня. Это тоже неплохое место. Даже если основной иконостас размещен в другом месте, в одном из кухонных углов (разумнее размещать его подальше от плиты, чтобы на святыню не брызгал жир и не попадал водяной пар) стоит разместить образ Спасителя или «Тайную вечерю». Его ваша семья будет благодарить за хлеб насущный. Идеальное место для размещения: над обеденным столом. Или как вариант: выберите застекленную полочку в кухонном шкафчике.
  • Гостиная. Наверное, это самая лучшая комната для создания красного угла, и неважно, в какую сторону света выходят стены этой комнаты.
  • Коридор. Здесь делать красный угол не очень принято - как-никак, слишком уж проходное место. Однако над входом в квартиру многие вешают одну икону. Часто это «Покрова Богородицы», которая должна защитить вход в дом от «стучащегося» сюда зла. Также сильными защитниками дома считаются Победоносец, святой , Богоматерь «Нерушимая стена». Церковь не очень одобряет это (ведь такое размещение попахивает «оцерковленным», но все же талисманом), но все же это лучше, чем подкова - откровенный языческий талисман.
  • Детская. Делать красный угол в этой комнате не принято. Впрочем, разместить икону ангела-хранителя вашего малыша - правильно и разумно. Она будет охранять крошку, и ей он сможет молиться как в случае трудностей, так и благодаря за радости. Идеальное место для размещения: над изголовьем кровати малыша.
  • Рабочий кабинет. Здесь тоже икона будет к месту. Более того: многие люди держат лик своего святого покровителя даже на рабочем месте (скажем, в офисе), и церковь относится к этому благосклонно, ведь здесь мы проводим около 8 часов в день, а дома - только несколько (не считая сна).
  • Ванная, туалет, кладовка. Тут красный угол размещать запрещено - это глупо и кощунственно.

Какие именно иконы должны быть в домашнем красном углу

  • Православный крест. Им должен быть увенчан иконостас (это не строгое требование, но все же наличие креста желательно).
  • Иисуса Христа и Его Матери. Первую икону положено ставить справа, вторую - слева. Эти священные лики - основа красного угла, остальные выбирайте (или не выбирайте) под свою семью.
  • Образа своих святых покровителей.
  • Иконы, к которым вы обращаетесь по особой нужде (например, «Неупиваемая чаша» или «Усмирение злых сердец»).

Не нужно собирать огромную коллекцию. Главное, чтобы каждая из размещенных в вашем красном углу икон была почитаема в вашей семье и каждый ребенок знал, кто на ней изображен, как и в каком случае ему молиться.

Некоторые люди вешают образа, которые сделали своими руками (или подарки близких). Вышитые или нарисованные иконы - это не грех. Но перед тем, как начать молиться ей, икону нужно освятить. А в идеале перед началом работы надо посетить церковь и получить благословение на вышивание/рисование такой иконы.

А вот календари и постеры (даже со святыми) - не икона, хранить их стоит отдельно от красного угла. Но помните: когда такой календарь отслужит, не выбрасывайте его. Или сожгите, или отнесите в церковь. Как-никак, на нем изображен лик святого - ему нельзя валяться на свалке.

Как располагать иконы

Образа Спасителя и Девы Марии вешают выше других икон. Если у вас есть старинный образ, который, скажем, достался вам от бабушки, поместите его в центре. Если икона старая и краска на ней почти стерлась, ее можно поставить чуть дальше остальных икон, на время запереть в киоте, а то и отдать в церковь.

Все образа стоят на одной полке? В таком случае самая почитаемая (Иисуса) ставится в центре, Святая Троица и Богоматерь - справа и слева, остальные - по краям.

Также можно вместо полки использовать тумбочку, столик или консоль. Не обязательно размещать иконы под потолком. Но раз уж используете тумбочку, она должна быть только для икон - размещать тут еще и фото родных, походя ставить чашку с чаем нельзя.

Ставить, укладывать иконы одна на другую нельзя.

Некоторые иконы имеют петельку для навешивания, другие нет (их ставят на полку). Если петельки нет, икону нельзя прибивать гвоздем, пробивая ее насквозь (особенно кощунственно вгонять гвоздь в изображение святого или его одежды).

Есть мнение, что все иконы должны быть написаны в одной манере. Хотя, конечно, это более стилевое замечание (ведь образа люди часто собирают всю жизнь - получают в наследство, подарок, привозят из паломнических поездок).

И последнее. Считается, что образа лучше не вешать на стену, а ставить на полку. Хотя это - более старинная традиция чем церковное правило. Иначе в церковных лавках не продавались бы иконы со специальными петельками для гвоздя.

Что еще можно расположить по соседству с ликами святых

  • Освященные веточки вербы, березы, цветы.
  • Вышитое полотенце (в Украине или на Кубани, например, без такого полотенца иконостаса вообще не бывает).
  • Освященные свечи (например, громницкая).
  • Можно вешать лампадку. Ее зажигают не просто так, а во время молитвы или на православный праздник (в такой день она может гореть сутки напролет).

В старину бабушки прятали за иконами деньги, надеясь, что тем самым уберегут их от воров. Но мирские бумажки и святые лики - не лучшее соседство. Если хотите наверняка сохранить свои средства, деньги лучше хранить на депозите.

Правила ухода за семейным иконостасом

Всегда тщательно протирайте пыль, собирайте паутину. В красном углу всегда должно быть «красно», то есть красиво - а это также значит «чисто».

Не вешайте иконы в помещениях с высокой влажностью, очень жарких. Здесь краска на образах может быстро потрескаться, выцвести. Батарея, форточка - не лучшие соседи красного угла. Также не давайте прямым солнечным лучам целый день освещать иконы.

Даже если по традиции их нужно вешать в самом освещенном месте избы, занавесок на окнах еще никто не отменял (да и вышитые полотенца на иконы не просто так вешают).

Многие люди любят украшать иконы салфетками, живыми (сушеными, искусственными) цветами. Но если вы зажигаете возле образов лампадку, все легко воспламеняющиеся предметы стоит убрать.

Что такое киот

Это особая полочка или застекленный ящик, созданный для хранения икон. Их продают в храмах, а также можно заказать через интернет.

Такое хранилище также может называться божницей.

Но что мы все о квартире, доме да офисе… Ведь некоторые люди много часов в день проводят за рулем своего железного коня. Можно ли вешать икону в машине? Об этом расскажет вот такое видео:

А вот ношение иконок в кошельке церковь не одобряет. Да, их, маленькие и ламинированные, продают даже в церковных лавках. Но - для того, чтобы такой образ мог взять с собой военный или путник, дабы в свободную минуту помолиться. Что касается кошелька, его лучше оставить для денег и кредиток.

Более подробно об этом расскажет святой отец: