Что такое аллергопробы для детей и как их делают? Методика «Корректурная проба

2. Корректурная проба

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения

Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

Процедура эксперимента

Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор дает испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?» Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования). После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.

Обработка результатов

Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя - скорость и точность.

Показателем скорости является количество букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки. На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Анализ результатов при таком подходе проводится по аналогии с методикой «Счет по Крепелину». Такой схемы анализа результатов в корректурной пробе придерживается С.Я. Рубинштейн

В работах других исследователей предпринимаются попытки с помощью разных формул объединить показатели скорости и точности в одну величину. В дальнейшем этот обобщенный показатель может быть переведен в шкальную оценку. Такая система обработки результатов позволяет сопоставить уровень развития различных свойств внимания каждого испытуемого.

Например, в исследовании С.Я. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко система обработки результатов строится так:

2. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.

В формуле М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

По таблице 2 показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.

3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С .

По таблице 3 переводим показатель А в шкальную оценку. Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

ШО

Характеристика уровня устойчивости внимания

Низкая устойчивость внимания

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

Средняя устойчивость внимания

12-15

Выше среднего устойчивость внимания

16-19

Высокая устойчивость внимания

Приводимые ниже таблицы содержат результаты, полученные С.А. Лукомской на контингенте младших школьников и взрослых испытуемых.

Таблицы могут быть использованы в практической работе как ориентировочные. (Длительность эксперимента - 10 минут).

Таблица 1

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность (В)

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

< 1010

2495 – 2660

3160 – 3320

1010 – 1175

2660 – 2825

3320 – 3480

<1560

2825 – 2990

3480 – 3640

1175 – 1340

1560 – 1720

2990 – 3155

3640 – 3800

1720 – 1880

3155 – 3320

3800 – 3960

1340 – 1505

1880 – 2042

3320 – 3485

3960 – 4120

2042 – 2200

3485 – 3650

4120 – 4280

1505 – 1670

2200 – 2360

3650 – 3815

4280 – 4440

1670 – 1835

2360 – 2520

3815 – 3980

4440 – 4600

1835 - 2000

2520 – 2680

3980 – 4145

4600 – 4760

2000 – 2165

2680 – 2840

4145 – 4310

> 4760

2165 – 2330

2840 – 3000

>4310

2330 – 2495

3000 – 3160

Таблица 2

Точность (С)

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

< 70

< 81.9

87 – 88

70 – 72

81,9 – 83,0

88 – 90

94,9 – 96,0

72 – 73

83,0 – 84,1

90 – 91

73 – 74

84,1 – 85,1

91 – 92

96,0 – 97,0

74 – 76

85,1 – 86,2

92 – 94

76 – 77

86,2 – 87,3

97,0 – 98,1

77 – 79

87,3 – 88,4

94 – 95

79 – 80

88,4 – 89,5

98,1 – 99,2

80 – 81

89,5 – 90,6

95 – 96

81 – 83

90,6 – 91,6

>99,2

83 – 84

91,6 – 92,7

96 – 98

84 – 85

92,7 – 93,8

85 – 87

93,8- 94,9

> 98

Таблица 3

Шкала для перевода показателей

свойств внимания в шкальные оценки

ШО

ШО

Устойчивость внимания младших школьников

Устойчивость внимания взрослых

> 50

42 – 43

25 – 27

25 – 26

23 – 24

23 – 24

48 – 49

20 – 22

46 – 47

39 – 40

16 – 19

20 – 21

44 – 45

37 – 38

14 – 15

18 – 19

39 – 43

35 – 36

12 – 13

36 – 38

33 – 34

9 – 11

34 – 35

31 – 33

30 – 32

28 – 30

27 – 29

> 9

12 – 15

По результатам проведенного эксперимента должен быть сделан вывод о том, в какой степени внимание испытуемого устойчиво (с учетом возрастной нормы). Если внимание неустойчиво, по возможности указать причины этого явления.

Варианты корректурной пробы

Корректурная проба с кольцами Ландольта

Оборудование

Бланк с кольцами Ландольта (см. Приложение N 3).

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости внимания. Этот вариант отличается от традиционного только используемым бланком. Процедура проведения эксперимента аналогична вышеописанной. Примерный вариант инструкции: «Перед вами бланк с кольцами. Ваша задача - вычеркивать в каждой строчке кольца с разрезом... (может быть назван любой из восьми вариантов: на 6, 12, 3, 9, 7, 11, 1, 5 часов; детям показать положение разреза. Как только вам скажут «Черта!», - поставьте вертикальную черту на том месте, где вас застала команда. Затем продолжайте работу. Работайте как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок. Вопросы есть? (Ответить на них). Теперь положите бланк так, чтобы слева была расположена цифра 1, справа - 4. Напоминаю: вычеркиваем кольца с разрезом... (повторить). Начали!»

Обработка результатов

Строятся графики скорости и точности работы, аналогично тем, которые использовались в методике «Счет по Крепелину» и «Буквенный вариант корректурной пробы». Анализ результатов и выводов проводится по той же схеме.

Корректурная проба с переключением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы (буквенный вари­ант или с кольцами Ландольта), карандаш, секундомер.

Процедура проведения

Эксперимент проводится в две серии. Продолжительность серий одинакова и составляет 5 -10 ми­нут. Отдых между сериями примерно такой же продолжительности. В первой серии испытуемый получает задание вычеркивать какие-ли­бо буквы, например, «к» и «р». Во второй серии поминутно чередуют­ся два способа выполнения задания. Например, может быть дана сле­дующая инструкция: «В течение первой минуты вы будете вычерки­вать буквы «в» и «е». Это первый способ работы. Через минуту я скажу: «Черта, второй способ!». Это значит, нужно провести верти­кальную черту на том месте, где вас застанет команда, и продол­жать работу вторым способом - вычеркивать буквы «л» и «с». Через минуту следует команда: «Черта, первый способ! Пос­тавьте черту и начните работать первым способом и т.д. Вопросы есть?». Эксперимент начинается по сигналу экспериментатора. Каж­дую минуту (при 10-минутном эксперименте) или каждые 30 секунд (при 5-минутном эксперименте) экспериментатор дает сигнал "Черта!". Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Если в эксперименте используются бланки с кольцами Ландольта, то во второй серии чередуются задания вычеркивать коль­ца с любыми двумя разными положениями разрыва.

Обработка результатов

Разными авторами предлагаются различные способы обработки результатов. Например, обработка ре­зультатов может быть построена на подсчете количества ошибок переключения (см.: Словарь-справочник по психодиагности­ке / Под ред. Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова. – Спб., 2001.) В предлагаемом ниже варианте суть обработки составляет сравнение эффективности деятельности испытуемого при двух способах работы с переключением и без переключения. Для расчетов могут быть использованы следующие формулы. В первой серии вычисляем показатель сосредоточенности внимания Е1 по формуле:

Е1= S 1 ----------- , где

N 1+ O 1

S l - число просмотренных в течение первой се­рии знаков,

N1 - число правильно зачеркнутых в течение первой серии знаков,

O 1 – число допущенных ошибок.

Аналогично вычисляем показатель Е2 для второй серии. На последнем этапе обработки вычисляем условный показатель перек­лючения внимания

P = ------

Анализ результатов

Показатель Р, примерно равный единице или превышающий еди­ницу, свидетельствует о высоком или очень высоком уровне перек­лючаемости внимания.

Чем ближе показатель Р к нулю, тем ниже уровень переключаемости внимания. Для более обоснованного заключения необходимо получить нормативные заключения показателей Р для испытуемых разных возрастов. Дополнительным показателем при анализе ре­зультатов является характер ошибок, допущенных испытуемым во второй серии. О трудностях переключения внимания свидетельству­ют так называемые ошибки переключения. Например, после сигнала "Черта!" испытуемый продолжает вычеркивать те же буквы, которые вычеркивал до сигнала.

Вывод

Экспериментатор должен сделать вывод об уровне развития переключаемости внимания (в сравнении со среднегрупповыми результатами).

Корректурная проба с распределением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей распределения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы, карандаш, секундомер.

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально. Включает в себя две серии, каждая продолжительностью 5-10 минут, с таким же интервалом между ними.

Первая серия эксперимента проводится по традиционной схе­ме. Испытуемый вычеркивает любые две буквы, например, «к» и «р». Во второй серии он получает задание вычеркивать две бук­вы, например, «с» и «б» и одновременно называть вслух только четные (или нечетные) числа. Экспериментатор фиксирует все ошиб­ки в счете, а также характер совмещения двух видов деятельнос­ти.

Обработка и анализ результатов

Они проводятся по той же схеме, что и в методике «Коррек­турная проба с переключением». Дополнительным показателем, сви­детельствующим о трудностях в распределении внимания, являются ошибки в счете, замедленный или неравномерный темп счета.

Вывод

Экспериментатор делает вывод об уровне развития распределения внимания испытуемого.

ГАОУ СПО Тольяттинский социально – педагогический колледж

Диагностика изучения внимания

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Выполнила студентка гр. НК – 35

Брускова Дарья

Проверила: Сухенко А. А.

____________________

(оценка)

____________________

(подпись)

Тольятти, 2013г.

Цель: оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение.

В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить - подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.

Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.

Диапазон применения корректурной пробы очень широк – с дошкольного возраста и до пенсионного. Т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора.

Для проведения исследования необходим секундомер, ручка или карандаш и бланк. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки.

Бланк.

ФИО _______________________ Возраст _____ Дата __________

Инструкция:

1. «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы

должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и

вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и, ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?

Обработка результатов:

Точность К = (М/Н) x 100 %, где:

М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Время работы 1 мин.

1 строчка – М2, Н4 К= (2/4)*100%

К= 0,5%

2 строчка – М4, Н5 К= (4/5)*100%

К= 0,8%

3 строчка – М5, Н7 К= (5/7)*100%

К= 0,7%

4 строчка – М2, Н2 К= (2/2)*100%

К=1%

5 строчка – М3 Н4 К= (3/4)*100%

К=0,75%

6 строчка – М10 Н10 К= (10/10)*100%

К= 1%

7 строчка – М4 Н4 К=(4/4)*100%

К = 1%

8 строчка – М2 Н2 К= (2*2)*100%

К= 4%

9 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

К= 1%

10 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

К= 1%

11 строчка – М7 Н7 К= (7/7)*100%

К = 1%

12 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

К = 1%

13 строчка – М6 Н6 К= (6/6)*100%

К = 1%

14 строчка – М4 Н4 К = (4/4)*100%

К = 1%

15 строчка – М5 Н5 К=(5/5)*100%

К=1%

16 строчка – М4 Н4 К = (4/4)*100%

К = 1%

17 строчка – М2 Н2 К=(2/2)*100%

К= 1%

Общий процент 19,75% это 3 балла низкая устойчивость внимания

Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

Баллы

Проценты

Характеристика уровня устойчивости внимания

10-20%

Низкая устойчивость внимания

21-35%

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

36-50%

Средняя устойчивость внимания

12-15

51-65%

Выше среднего устойчивость внимания

16-20

65-100%

Высокая устойчивость внимания

Заключение:

По результатам исследования видно, что внимание ребёнка развито не достаточно. Это означает, что продуктивность, устойчивость и концентрация внимания находятся на низком уровне, что видно в анализе. Помимо внимания можно сказать, что также плохо развита техника чтения и орфографическая зоркость. В ходе исследования испытуемая была эмоционально уравновешена, начинала работать по команде взрослого, старалась показать себя с лучшей стороны. Из – за волнения ребёнок совершил ошибки. Она допустила менее 35 ошибок. Ребенок вовремя ставил вертикальную черту по команде взрослого.

Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах

С помощью данной методики можно определить уровень внимания ученика при самостоятельной работе.

Ход выполнения задания:

Преподаватель предлагает испытуемым следующее задание: «Материал который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их».

Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка - это ошибка внимания.

Текст

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок).

Обработка результатов

Тест «Таблицы Шульте»

Исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблице Шульте).

Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации.

a. Определить время (в с) выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в 5 квадратах.

b. Определить среднее время поиска цифр в квадрате.

c. Начертить график, на котором по оси абсцисс отложить номера квадратов (1, 2, 3, 4, 5), а по оси ординат - время поиска всех цифр в соответствующем квадрате.

Ход работы. Испытуемому исследователь дает инструкцию - работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Исследователь отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (таблица Шульте)

Покажите по порядку числа от 1 до 25, называя их вслух (с максимальной скоростью)



Методика «Числа и буквы»

Инструкция: Перед вами таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.

Время выполнения задания - 5 мин.

Контрольный бланк:

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.



Первый ряд:

§ кукла – играть

§ курица – яйцо

§ ножницы – резать

§ лошадь – сани

§ книга – учитель

§ бабочка – муха

§ снег – зима

§ лампа – вечер

§ щетка – зубы

§ корова – молоко

Второй ряд:

§ жук – кресло

§ компас – клей

§ колокольчик – стрела

§ синица – сестра

§ лейка – трамвай

§ ботинки – самовар

§ спичка – графин

§ шляпа – пчела

§ рыба – пожар

§ пила – яичница

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.

Пиктограмма

Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов.

Пиктограмма (от лат. pictus - нарисованный, греч. grapho - пишу).

Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).

Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.

Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда - широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности).

В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).

В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.

Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию; сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые» реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемых и т.д.

Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер.

Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммы анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых.

Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Анализ

Особенности проведения.

Набор слов

1. Веселый праздник

2. Развитие

3. Тяжелая работа

4. Зимний день

5. Разлука

6. Легкая работа

7. Болезнь

8. Счастье

10. Бедность

Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.

Имена обитателей НЛО.

Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО.

Их зовут:

От слова к рассказу

Вариант 1:

Задание 1. Постарайся объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ.

поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг.

Задание 2. Расскажи, что получилось.

Задание 3. Вспомни те слова, которые были даны для сочинения рассказа.

Вариант 2:

дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песни, деньги, горе, болезнь, январь.

Задания те же.

Вариант 3:

пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант.

Задания те же.

Калейдоскоп явлений

Задание 1. Играющий самостоятельно читает нижеприведенный набор слов. Необходимо запомнить все, без исключения, слова.

Соревнование, весна, голубика, дружба, лужи, черника, переживания, судья, спринт, март, свисток, страдания, чувства, награды, земляника, вишня, листья, победа, травма, поздравления, страсть, тренировка, праздник, результаты, измена, малина, проигрыш .

Для того, чтобы запомнить эти слова полностью, необходимо применить способы запоминания, связанные с ассоциациями.

Сначала ищем ключевые слова: например, весна, ягоды, спорт, дружба.

Затем ищем связи ключевых слов с остальными словами.

§ весна - лужи, март, листья, поздравления, праздник;

§ ягоды - голубика, черника, земляника, вишня, малина;

§ спорт - соревнования, судья, спринт, свисток, награды, победа, травма, тренировка, результаты, проигрыш;

§ дружба - переживания, страдания, чувства, страсть, измена.

Задание 2. Постарайся припомнить все слова, используя для этого ключевые слова.

Примечание . Оказывается, что упорядочить можно любую информацию. Главное условие заключается в том, чтобы найти способ, который будет составлять основу данной конструкции. Известны два пути поиска опорного пункта при запоминании. В одном случае, опираемся на то, что дано, ищем опорный пункт в уже данном материале. В другом случае, придумываем его, привносим от себя, отталкиваемся от своих знаний, ощущений, пристрастий, интересов. Оба способа имеют право на существование.

Развитие памяти. Барабан

Задание 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

Задание 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

Задание 3. Расскажи, каким способом запоминал.

Примечание. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Счет с наращиванием

Эту игру придумал известный психолог, академик В. Д. Шадриков. Задача заключается в том, чтобы складывать два числа, а результат прибавлять к третьему. Полученную сумму надо запомнить и к ней прибавить результат сложения следующих двух однозначных чисел и т.д.

Например, игроку называется исходное число (667), далее называются два однозначных числа (2; 7), которые играющий должен сложить, а сумму -запомнить:
667; 2; 7 - 2 + 7 = 9 + 667 = 676

Операции играющего:
3; 5 - 3 + 5 = 8 + 676 = 684 и т. д.

Если задание понятно, можно начинать игру.

Играющий должен это число назвать и запомнить. Это задание можно усложнить или упростить в зависимости от возраста, опыта, способностей ребенка. Для того, чтобы играющему было легче считать и запоминать, надо предложить ему называть (проговаривать) все операции.

«Счет с наращиванием» можно использовать как развивающую индивидуальную игру, как коллективную игру-соревнование на длительность безошибочной игры и как тест, позволяющий определить силу оперативной памяти человека. Оперативная память - память, обслуживающая какие то действия человека, которая необходима ему в процессе конкретной деятельности. Человек с хорошей оперативной памятью отличается тем, что помнит все, касающееся его текущего занятия, но после окончания работы он может забыть большую часть имевшей место информации.

Как правило, это второстепенная информация, т.е. нюансы, штрихи, детали.

После окончания игры участников можно спросить, помнят ли они те числа, которые складывали.

Ассоциации

Задание 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову.

Внимание!

3. Геометрия

4. Фальсификация

8. Контроль

9. Ножницы

10. Любовь

12. Свидание

13. Сказка

14. Необычность

15. Костер

16. Записка

18. Проблема

19. Родители

20. Кризис

Задание 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

Примечание. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы

Цель : исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование : стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

Порядок исследования . Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно».

Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов . Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой – ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K = m / n * 100% , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Ход выполнения задания. Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта ребенок выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.

В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы ребенка в каждой

Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

с х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с
н в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с
н а н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х
е к в к х а к н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к
в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в
и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а к с в е е в е
а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с
н к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в
н к в х а в е и к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к
с с в е и к с н а в н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к
н и е с а в и е х е в х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к
с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к
е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а
и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в
и х к х е х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е
в а е н х в х в и с н а е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е
и с н а е а и с н к в е х и к х н к е е а к а е к х е в с к х е к х
н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с н е и с н в и е х к в х
е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с н а и а и е
н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к
е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х
к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с
н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е к х е к н а и
в к в к в х е х и с н а и х к х е н а и е н и к в к в е е х в к в
и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к и с н а
и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к е в
х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в
е к а х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х
а в е н а х и а х х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в
х в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в
с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в с н х к с в е х к а с н
а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е
в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х
н х к в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с
н а в х с в к к и с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к
х е к а и в н а а е н к а и с х а и с н х и с в к в с е к х в е к и
с н а и с н а и с и с к и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и
х а в к н в е х в а е в х е в н а и с х а и а н а к х к в к е в е к
в н х и с к а и с н в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н а
и с в е х в е и с н

Методика Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

Усидчивость и внимательность - важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование. Задача учителей и родителей - помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации. Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона).

Суть методики диагностики

Внимательность - основа успешной учёбы в начальных классах

Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».

Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком - 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.

По итогам теста также можно сделать вывод о:

  • способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
  • устойчивости внимания испытуемого;
  • умении переключаться с одной задачи на другую.

Проведение корректурной пробы среди младших школьников

В процессе проведения теста нужно следить за тем, чтобы дети не отвлекались от работы с бланком

Инструкция:

  1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
  2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
  3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными.

Если стимульный материал состоит из букв, то для усложнения задания можно вычёркивать целые сочетания (например, «ко», «ла» и так далее).

Фотогалерея: Образцы стимульного материала (бланки с буквами, геометрическими фигурами и так далее)

Изначально тест имел только буквенное оформление Для совсем маленьких разработан бланк с простейшими фигурами Листики и домики - самый понятный стимульный материал для младших школьников Дети с удовольствием работают с бланком, на котором изображены девочки

Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

К = 2С/О (К - концентрация, С - просмотренные строки, О - ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

При определении устойчивости внимания используется формула:

А = S/t х 10 (S - общее число просмотренных элементов, t - период времени (60 секунд)).

Расшифровка показателей:

Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:

С = (So/S) х 100 (Sо - число строк с ошибками, S - общее количество отработанных строчек).

Обратите внимание, что для исследования переключаемости задания даются в немного усложнённом виде: детям нужно зачёркивать заданные элементы в разных строчках - чётных или нечётных.

Существуют специальные программы для компьютера или мобильного устройства, позволяющие провести тест. Разработчики предлагают стимульные таблицы, элементы на которых нужно вычёркивать кликом мышки или движением пальца. После завершения работы приложение подсчитывает баллы, показывает ошибки и рекомендует подходящий уровень для тренировки.

28.07.2017

системное заболевание. Аутоиммунные нарушения поражают не определенные органы, а целые системы. Симптомы болезни очень многообразны. Высвобождение медиаторов аллергии приводит к развитию местных и системных реакций со стороны кожи, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы.

Поэтому диагноз аллергической болезни устанавливается в том числе и по результатам тестирования с предполагаемым раздражителем. Специфическое обследование включает:

  • сбор анамнеза;
  • аллергические пробы на коже;
  • провокационные тесты;
  • лабораторные методы.

Диагностику назначает врач-аллерголог, учитывая показания и противопоказания для каждого конкретного ребенка.

Кожные пробы

Аллергологические пробы на коже – метод диагностики специфической чувствительности организма. Проводится на первом этапе оценки патологии. Показанием для проведения кожных аллергических проб является информация из анамнеза (анкетирования, беседы с родителями), указывающие на роль причинно-значимого фактора определенного аллергена или группы.

Особенности метода

Кожные пробы на аллергены у ребенка


Принцип диагностики основан на взаимодействии причинного аллергена с клетками кожи. Если есть сенсибилизация, развивается местная реакция. Врач-аллерголог отмечает ее интенсивность. При выборе аллергенов, вводимых детям , учитываются сведения, полученные в результате опроса родителей.

Этот вид диагностики экономичен, достаточно чувствителен. Однако для исключения ошибочных результатов важно правильно выполнять технику постановки. Результат пробы при аллергической болезни виден практически немедленно. Метод безопасен и не имеет ограничений по возрасту.

Как делают аллергопробы?

Аллергопробы делают только в медицинском учреждении


Диагностика проводятся с помощью готовых водно-солевых экстрактов различных аллергенов: эпидермальных, пыльцевых, пищевых, пылевых.

При тестах способом скарификации на тыльную сторону предплечья на небольшие царапины ребенку наносятся капли аллергенов. Капли находятся на коже 10 минут. Затем их вытирают, ждут 10 минут и смотрят, не появилось ли покраснение и волдырь. Вывод о положительном результате делается на основе совпадения рассказов, полученных от родителей, с реакциями на коже + + для детей до 3 лет и +++ для детей после 3 лет.

Расшифровка проб способом скарификации следующая:

Виды проб на коже

Внутрикожная проба проводится для выявления отдельных аллергенов


При сомнительных результатах скарификационных проб делают внутрикожные пробы. При их проведении существует риск развития системной реакции. Поэтому раствор аллергена разводят в 100 раз и более.

При технике prick-тестов аллергены поступают в кожу с помощью специальных одноразовых ланцетов уколом. Чаще всего тестирование выполняют на ладонной поверхности предплечья или на спине.

Для диагностики контактного аллергического дерматита и фотоаллергических реакций выполняют аппликационные кожные тесты (path-tests). В качестве аллергенов берут лекарства и химические вещества. Раствор используется в концентрациях, не провоцирующих раздражение кожи у здоровых людей.

Чтобы сделать аппликационные тесты, нужно будет посетить врача 3-4 раза. В первый визит аллерген наносят на кожу. Через двое суток лоскуты снимают и через 15-20 минут врач смотрит местную реакцию. Заключение теста делают при осмотре через 72 часа.

Правила проведения кожных проб

Диагностику аллергии у детей проводят при соблюдении правил


Кожные аллергопробы проводятся только в лечебном учреждении, где есть медицинское оборудование, квалифицированный персонал и лекарства на случай возможности развития анафилактического шока. Однако такой исход диагностики бывает очень редко.

Детям до 3 лет обследование проводится в неполном объеме: за один раз можно ставить не более 5 проб с неинфекционными аллергенами. Не более 10 проб выполняется у детей старшего возраста.

Подготовка к аллергопробам исключает прием антигистаминных лекарственных средств за 2-3 суток до тестирования, стабилизаторов тучных клеток (кетотифен) за 14 дней. Нежелательно проводить тест на фоне приема антибиотиков.

При выявлении грибковой сенсибилизации необходимо за 2 дня до теста исключить из питания продукты, содержащие микроскопические грибы: плесневые сорта сыров, кефир, творог. Нельзя употреблять эти продукты в день диагностики и на следующий день, так как возможна активация местных реакций через сутки.

Для диагностики аллергии на лекарства у детей кожное тестирование проводят редко, поскольку обычно сенсибилизацию вызывает не сам препарат, а продукты его расщепления. Их сложно определить.

Кожные пробы на аллергены у детей имеют противопоказания. Диагностику не проводят в период обострения болезни и сразу после острой аллергической реакции, при присоединении вторичной инфекции, если ребенок пережил анафилактический шок, страдает нервными расстройствами.

Аллергопробы у детей имеют высокую достоверность (95%) в случае отрицательного результата. Введение аллергена кожно при отсутствии местной реакции исключает наличие сенсибилизации к нему. При положительной реакции в ряде случаев тест дает ложный результат. Причиной их может быть пониженная реактивность кожи у детей раннего возраста (до 5 лет), неправильное хранение аллергенов или нарушение техника выполнения аллергопроб для детей .

Провокационные тесты

Принцип провокационных тестов заключается в оценке реакций со стороны пациента при введении постепенно нарастающего количества причинных аллергенов. Это наиболее точный метод диагностики, но и опасный. Проводится при строгих показаниях в период исчезновения симптомов заболевания.

По способу введения аллергена провокационные пробы бывают назальные, конъюнктивальные, ингаляционные. Детям с аллергией на пищу предполагаемый продукт дается через рот.

Недостатки провокационных проб заключаются в следующем:

  • за один раз можно провести пробу только с одним аллергеном;
  • результаты исследования тяжело поддаются количественной оценке, особенно при аллергическом рините или конъюнктивите;
  • метод сопряжен с высоким риском развития тяжелых аллергических реакций.

Пробы противопоказаны, если в анамнезе есть указания на немедленное развитие крапивницы, отека Квинке, приступов удушья или анафилактического шока при контакте с данным аллергеном.

Лабораторная диагностика аллергии безопасна для детей


В обследование включаются только те исследования, которые помогают определить спектр чувствительности и изменения со стороны органов и систем, задействованных в патологическом процессе.

Методы лабораторной диагностики применяются довольно широко, так как обладают рядом преимуществ:

  • проводятся в раннем детском возрасте;
  • можно назначать в период обострения болезни и при приеме противоаллергических препаратов;
  • безопасны;
  • могут проводиться в случае, когда больной находится от аллерголога на большом расстоянии и доставлена может быть лишь сыворотка больного.

Общий анализ крови

Для выявления аллергической болезни ребенку нужно сдать кровь


Сдавать кровь ребенку нужно будет для определения числа эозинофилов. В норме расшифровка числа эозинофилов такая:
  • у новорожденных – 20-50 мкл –1 ,
  • у детей от 1 года до 3 лет – 50-700 мкл –1 ,
  • у взрослых – 0-450 мкл –1 .

Незначительное увеличение числа эозинофилов до 5-15% не является патологией для атопических заболеваний, но предполагает этот диагноз.

Повышение эозинофилов в крови на 15-40% от общего числа лейкоцитов может быть признаком аллергической болезни.

Исследование сыворотки крови для выявления специфических антител и антигенов


Основными методами являются определение повышенного общего уровня IgE в сыворотке крови – реакция Шелли и иммуноферментный анализ (ИФА).

Механизм теста Шелли определяется в способности базофильных лейкоцитов к их высвобождению (дегрануляции) под влиянием фиксированного раздражителя. Аллерген наносится на взвесь лейкоцитов обследуемого человека. Проба считается положительной, если процент дегранулированных форм превышает 10%.

Иммуноферментный анализ (ИФА) – метод качественного или количественного определения низкомолекулярных соединений. В его основе лежит специфическая реакция «антиген-антитело». В ответ на чужеродного агента образуется белковое соединение плазмы крови . Анализ дает возможность определять даже низкие концентрации иммуноглобулина IgE.

Расшифровка анализа следующая:

Кожные пробы выявляют только наличие чувствительности и говорят о том, что человек контактировал с этим аллергеном. Перечисленные тесты не являются очевидным доказательством того, что на проверяемый аллерген разовьется реакция. Для ее возникновения недостаточно лишь наличия сенсибилизации и присутствие аллергена. Необходим еще ряд внешних и внутренних факторов.

Методы лабораторной диагностики – это дополнительные меры, помогающие уточнить сомнительные результаты тестирования.