Аугусто пиночет интересные факты. Глаза, полные лжи. Как Аугусто Пиночет вошёл в историю

Аугусто Пиночет родился в одном из крупнейших портовых городов Чили Вальпараисо 25 ноября 1915 года. Он был старшим из шести детей в семье служащего порта.


С 1933 по 1937 год он учится в военном училище. После его окончания пехотный лейтенант Пиночет направляется для несения службы в полк, расположенный в Чакабуко. Так начало пути будущего диктатора роковым образом совпало с местом, где в 1973 году расположился один из самых мрачных застенков диктатуры - концлагерь "Чакабуко".

В 1956 году Аугусто Пиночет получает исключительно лестное назначение - в военную миссию Чили в США. Исключительно лестное, если учесть, что среди чилийских офицеров, по признанию самих военных, царило "немыслимое раболепство" перед всем американским. В этой ситуации загадочным кажется быстрое "исчезновение" Пиночета из состава чилийской военной миссии и "передислокация" его в качестве преподавателя в Военную академию Кито в Эквадоре.

В 1959 году Пиночет возвращается в Чили, где впервые примеряет генеральские погоны. Он возглавляет на родине штаб 1-й дивизии. Последующие назначения: командир полка "Эсмеральда" (1961), вице-директор военной академии (1964).

С 1968 года он занимает различные командные должности в армии, пока не получает приказ возглавить командование гарнизоном "Сантьяго" (1971).

В начале ноября 1972 года Пиночет, будучи заместителем генерала Пратса, назначенного президентом Сальвадором Альенде министром внутренних дел, стал исполняющим обязанности главнокомандующего сухопутными войсками, что облегчило подготовку путча.

В марте 1973 года на выборах в конгресс количество голосов, поданных за Народное единство, увеличилось с 36 (в 1970 году) до 44 процентов. В то же время росли силы оппозиции правительству Альенде.

В августе 1973 года заговорщики организовали провокацию против главнокомандующего сухопутными силами Чили генерала Пратса, который не выдержав травли, подал в отставку со всех своих постов. Приняв отставку Пратса, Альенде назначил на его место генерала Пиночета.

Страна переживала тяжелый политичекий кризис. Альенде стоял перед выбором: либо последовательная, в рамках конституции, реализация программы правительства, которая в целом не была чужда и Христианско-демократической партии (ХДП), основной оппозиционной силе, либо полный отказ от нее, что сопровождалось бы нарушением законодательства, противостоянием с конгрессом, в котором сторонники президента имели явное меньшинство.

В результате Народное единство и президент Альенде отдали предпочтение второму варианту.

Вечером 10 сентября Альенде принимает решение объявить на митинге о проведении плебисцита. Но было поздно. 11 сентября 1973 года в Чили произошел военный переворот. Это был не обычный мятеж гарнизонного типа, а отлично спланированная военная операция, в центре которой была осуществлена комбинированная атака с применением авиации, артиллерии и пехоты.

К власти в Чили пришла военная хунта, возглавляемая генералом Аугусто Пиночетом Угарте.

Летом 1974 года был принят декрет-закон "О юридическом статусе правящей хунты", в котором генерал Пиночет провозглашался верховным носителем власти.

В начале 1974 года начинает создаваться единый национальный разведывательный орган. Мишенью секретной службы генерала Пиночета становятся находившиеся в эмиграции противники военного правительства. По некоторым сведениям, был разработан специальный план под кодовым названием "Проект Андреа", предусматривавший убийство политических противников режима, находившихся в эмиграции. Первой жертвой стал генерал Карлос Пратс, проживавший в Аргентине. 30 сентября 1974 года вместе с женой он был взорван в собственном автомобиле прямо в центре Буэнос-Айреса.

Затем началась охота за бывшим министром обороны в правительстве Альенде, социалистом Орландо Летельером, который открыто из-за рубежа критиковал политику военного режима.

11 сентября 1976 года он был объявлен "врагом нации" и лишен чилийского гражданства, а ровно через десять дней убит агентами ДИНА в Вашингтоне. "Подвиги" ДИНА, видимо, превратили ее в одиозную организацию, и генерал Пиночет в августе 1977 года издает указ о ее роспуске.

Вместо ДИНА создается Национальный информационный центр (СПИ). Первые три месяца председателем его являлся все тот же полковник Контрерас. Как и ДИНА, новый орган подчинялся непосредственно Аугусто Пиночету.

В 1978 году генерал Пиночет провел референдум и получил 75 процентов голосов в свою поддержку.

В 1985-м - начале 1986 годов после кратковременного подъема зкономическая ситуация в стране вновь ухудшилась. Тогда же генерал Пиночет отказался рассматривать "Национальное соглашение о переходе к демократии". Два эти обстоятельства породили новый всплеск оппозиционного движения. В начале июля 1986 года в Чили прошла всеобщая забастовка. А 7 сентября все мировые телеграфные агентства передали из Чили сообщение о покушении на диктатора. Пропустив эскорт мотоциклистов, боевики перекрыли дорогу лимузину президента грузовиком с прицепом и открыли огонь. Пиночета, похоже, спасло чудо - террористов подвело оружие. Вначале гранатомет дал осечку, затем после второго выстрела граната пробила стекло, но не взорвалась.

В ходе нападения погибли пятеро охранников генерала. Сам он назвал "перстом всевышнего" то, что ему удалось невредимым вырваться из рук террористов.

В марте 1987 года принимается закон о политических партиях, что еще более улучшило имидж военного режима за рубежом. После этого часть оппозиции перешла на сторону режима.

На 5 октября 1988 года был назначен промежуточный плебисцит, предусмотренный Конституцией 1980 года.

После объявления о предстоящем плебисците глава хунты заверил будущих избирателей, что все политические силы, включая оппозиционные, получат право контролировать ход голосования. 30 августа члены хунты после недолгих дебатов единогласно назвали кандидатом на пост президента страны Аугусто Пиночета.

Через две недели после плебисцита был смещен со своего поста близкий друг и соратник Пиночета - Фернандес. Теперь уже Серхио Фернандеса считают чуть ли не главным виновником потери победы. Вместе с Фернандесом глава хунты сместил еще восемь министров, проведя таким образом крупную "чистку" в правительственном кабинете.

В конце 1989 года в Чили состоялись президентские и парламентские выборы. В преддверии их была создана коалиция "Согласие во имя демократии", в которую вошли 17 оппозиционных партий от социалистов до консерваторов. Кандидатом в президенты от коалиции стал председатель ХДП Патрисио Эйлвин. От сил, поддерживающих генерала Пиночета, был выдвинут Эрнан Буччи, бывший министр финансов, именно ему в заслугу ставили быстрый экономический рост последних лет.

11 марта 1990 года к власти пришло демократическое правительство во главе с 72-летним Патрисио Эйлвином. Генерал Пиночет ушел с поста президента, однако остался командующим сухопутными войсками и сохранил свое влияние в политической жизни страны.

Правительство Эйлвина продолжало курс Пиночета на неолиберальную модернизацию страны. Новый президент не раз отмечал, что военная диктатура оставила его правительству не лучшее экономическое наследство.

Главной заслугой Патрисио Эйлвина можно назвать то, что он продолжил экономическую модернизацию Пиночета и утвердил курс на гражданское согласие.

В марте 1994 года в должность президента вступил христианский демократ Эдуардо Фрей, победивший на выборах.

Военные и сам Пиночет по-прежнему пользовались немалым влиянием.

В начале 1998 года генерал Пиночет ушел в отставку с поста командующего сухопутными силами, однако остался, в соответствии с конституцией, пожизненным сенатором в верхней палате парламента.

Осенью 1998 года Аугусто Пиночет, совершенно неожиданно для себя, вновь оказался в центре внимания мировой общественности. 17 октября он был арестован в Лондоне, куда прибыл на лечение. Было объявлено, что генерал должен быть допрошен по делу об исчезнувших в годы его правления в Чили гражданах Испании.

Позднее в Лондон поступило досье из 366 страниц, составленное испанским судьей Балтазаром Гарзоном, где содержались данные по 90 случаям убийств и пыток в Чили при Пиночете. Сам генерал заявил: "С помощью Всевышнего я вернусь домой в Чили, где надеюсь закончить свои дни в мире и спокойствии. Граждане моей страны пришли к согласию по поводу прошлого, и только они могут быть моими истинными судьями. Более четверти века я живу в согласии со своей памятью и совестью. Не надо открывать старые раны".

Окончательного решения ждать пришлось больше года. Диктатор оказался прав: учитывая его ухудшающееся здоровье, было вынесено решение отпустить престарелого диктатора на родину в Чили.

Бывший чилийский диктатор

Бывший чилийский диктатор. Пришел к власти во главе военной хунты в 1973 году при поддержке США. Президент Чилийской республики (1974–1990), главнокомандующий вооруженными силами Чили (1973–1998), сенатор (1998–2002). Неоднократно предпринимались попытки привлечь Пиночета к суду. В последние годы жизни состояние его здоровья неуклонно ухудшалось. Умер Пиночет 10 декабря 2006 года.

Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте (Augusto Jose Ramon Pinochet Ugarte) родился 25 ноября 1915 года в городе Вальпараисо (Чили) , . В 1933 году начал успешную карьеру в вооруженных силах страны , . Окончил Военную академию Чили (Academia de Guerra) . В 1943 году Пиночет женился на Марии Люции Хириарт Родригез (Maria Lucia Hiriart Rodriguez Pinochet), у них родились три дочери и два сына .

В 1950-х годах Пиночет включился в политическую борьбу, принимал участие в преследованиях активистов Чилийской коммунистической партии , . В начале 1970-х годов, во время правления левого правительства Народного единства во главе с Сальвадором Альенде (Salvador Allende) Пиночет получил звание генерала . В этот период власти США с помощью ЦРУ оказывали давление на правительство Альенде. Национальная экономика Чили оказалась в состоянии хаоса, а оппозиционные силы получали значительную зарубежную поддержку , , . В июне 1973 года Альенде, не подозревавший о политических амбициях Пиночета, назначил его главнокомандующим вооруженными силами Чили , . 11 сентября того же года Пиночет возглавил военный переворот, который спонсировали США. Правительство Альенде было свергнуто, а сам президент погиб: неизвестно, был ли он убит или покончил с собой , , , . Пиночет встал во главе военной хунты, в которую вошли руководители всех родов войск Чили . США были одной из первых стран, признавших режим Пиночета, и возобновили поставки экономической помощи Чили, прекратившиеся во время правления Альенде . В 1974 году Пиночет назначил себя президентом , .

Военный режим Пиночета проводил массовые чистки, в результате которых погибли более 3000 сторонников Альенде, а многие другие подверглись пыткам или отправились в изгнание , , , . Генерал распустил чилийский парламент, запретил любую политическую и профсоюзную деятельность, ввел цензуру прессы , . Экономический рост и установление в стране относительной стабильности принесли Пиночету популярность. Сам он всегда позиционировал себя как истинного патриота, спасшего страну от хаоса и коммунистической угрозы, и многие чилийцы склонны были с этим согласиться. В то же время оппозиция режиму Пиночета сохранялась. В 1986 году он даже пережил неудачное покушение на свою жизнь: тогда погибли пятеро охранников генерала, но сам он уцелел .

В 1980 году режим Пиночета ввел новую конституцию, которая давала генералу свободу действий для борьбы с оппозицией . С другой стороны, конституция предусматривала утверждение власти правительства посредством плебисцита. Референдум был проведен в 1988 году. Оппозиционерам удалось объединить силы, и неожиданно для себя Пиночет потерпел поражение. В 1990 году он покинул пост президента, сохранив за собой должность главнокомандующего , . На этом посту он блокировал попытки начать преследования представителей силовых структур, причастных к нарушениям прав человека, а также любые радикальные политические инициативы , .

В 1998 году Пиночет оставил руководство вооруженными силами и стал пожизненным сенатором. В сентябре того же года он прибыл в Великобританию на лечение. Власти Испании, расследующие исчезновение испанских граждан в Чили в годы правления Пиночета, по каналам Интерпола инициировали его арест. 17 октября бывший диктатор был арестован в Лондоне , , . После того, как министр внутренних дел Великобритании Джек Стро (Jack Straw) объявил, что генерал недостаточно здоров, чтобы предстать перед судом, в марте 2000 года Пиночету было позволено вернуться в Чили , , .

В том же месяце к власти в Чили пришел первый после Альенде президент-социалист, Рикардо Лагос (Ricardo Lagos) . В январе 2001 года чилийский суд постановил, что Пиночет должен быть привлечен к ответственности за нарушения прав человека. На полтора месяца он был помещен под домашний арест , . В июле 2002 года Верховный суд страны решил, что душевное состояние Пиночета не позволяет ему предстать перед судом, и все обвинения с генерала были сняты . Спустя несколько дней после этого Пиночет ушел с поста пожизненного сенатора .

В последующие годы последовали еще несколько попыток привлечь Пиночета к суду за финансовые преступления и нарушение прав человека, но каждый раз при помощи своих юристов, обычно ссылавшихся на слабое здоровье генерала, он избегал ответственности , . 30 октября 2006 года Пиночет был вновь помещен под домашний арест. Этот арест стал для генерала пятым с 1998 года . 25 ноября 2006 года Пиночету исполнился 91 год. По этому случаю генерал выпустил заявление, в котором говорилось о его любви к Чили и мотивах его действий: стремлении сделать страну сильнее и избежать ее развала , . На следующий день ему было предъявлено обвинение по делу о казни двух охранников Альенде в 1973 году. Суд велел генералу оставаться под домашним арестом , . В последние годы здоровье Пиночета неуклонно ухудшалось. 3 декабря 2006 года он пережил сердечный приступ и был госпитализирован. Бывшему диктатору сделали ангиопластическую операцию на сердечных сосудах [

После военного переворота 11 сентября 1973 г ., совершенного с помощью ЦРУ, военная хунта распустила Национальный конгресс (парламент) и местные органы власти (муниципалитеты), были отменены гражданско-демократические свободы, запрещены политические партии, входившие в блок Народное единство, приостановлена деятельность остальных партий, распущен Единый профцентр трудящихся (КУТ), введено осадное положение, развязан террор по политическим мотивам.

Для государственно-политического устройства Чили 1973-1989 гг. характерна сильная персонализация власти в лице ключевой центральной фигуры генерала Пиночета. В декабре 1974 г. он был назначен президентом Чили.

Пиночет устранил конкурентов, ввел несменяемость своего поста в качестве главнокомандующего армией. Ни одна из политических, военных и экономических группировок господствующего блока не обладала всей полнотой власти, поэтому Пиночет стал своего рода стоящим над ними арбитром. На референдуме 1978 г. 75 % голосовавших выразили свое согласие с властью военных, режим Пиночета стал казаться легитимным. Особенность формирования государственно-юридических форм Чили при режиме Пиночета состояла в том, что они создавались и эволюционировали не до, а после экономических перемен.

Другая особенность - это постепенная институционализация режима: в период 1974-1979 гг. были приняты законодательные акты, отразившие эволюцию от репрессивной диктатуры к стабильному авторитаризму, допускающему, хотя и ограниченно, существование представительных институтов.

Под названием «защищенная демократия» без плюрализма и политических партий это было закреплено в новой конституции 1980 г. Сблизившаяся с новыми правыми военная верхушка разработала экономическую стратегию, рассчитанную на длительную перспективу.

Ее цель - создать модель свободной рыночной экономики. Неолиберальная модель стабилизации и модернизации чилийской экономики предполагала свободную частную инициативу и частное предпринимательство в производственной и финансовой сферах как основу экономического процветания; повышение конкурентоспособности национальной чилийской экономики на мировом рынке; отказ от протекционизма; создание оптимально благоприятных условий для привлечения и деятельности иностранного капитала на основе прямого инвестирования и предоставление частному сектору права получения внешних кредитов; сокращение прямого государственного вмешательства в экономику; отчисление высшими слоями «излишков» в пользу малообеспеченных и снятие социальной напряженности.
Начало стабилизации происходило в условиях гиперинфляции, дефицита платежного баланса, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Но отступать никто не хотел, было решено добиться стабилизации любой ценой, конкретно с "помощью «шоковой терапии», рекомендованной Международным валютным фондом (МВФ). «Шоковая терапия» означала прекращение государственного финансирования нерентабельных предприятий, резкое снижение реальной заработной платы, сведение к минимуму общественного спроса, сокращение наполовину государственных инвестиций, развертывание приватизации.

С помощью приватизации предполагалось повысить эффективность национального производства и модернизировать его, а также поддержать национальную валюту и осуществить регулярные выплаты в счет погашения внешнего долга. Приватизация, ставшая краеугольным камнем неолиберального курса, проходила в 70-е гг. в двух формах: реприватизации и распродажи государственной собственности частным лицам. Национализированные в свое время Народным единством знаменитые медные рудники формально продолжали оставаться государственными, однако за их национализацию была выплачена крупная компенсация, а управление рудниками и их эксплуатация передавались в руки ТНК, которые к тому же усилили контроль над сбытом меди, поставками оборудования и запчастей.

В результате к 1983 г. производство меди увеличилось на 70 %, а количество занятых уменьшилось на одну треть. Часть медных рудников была скуплена американским капиталом. Таким образом, роль госсектора превратилась из основной во вспомогательную. К началу 1977 г. приватизация государственной собственности была в основном завершена. И хотя Чили импортировало военную технику и снаряжение, местный ВПК сам занимался производством и экспортом оружия.

Эта инициатива при поддержке НАТО и США вывела Чили на третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины) по экспорту оружия и военной техники. Отказавшись признать легитимность аграрных преобразований правительств ХДП и Народного единства, режим Пиночета возвратил 2,8 млн га земли прежним владельцам, более одной трети крестьян, получивших земельные участки до военного переворота 1973 г., разорились. В основу развития сельского хозяйства был положен принцип «сравнительных преимуществ», который означал предпочтительное производство таких товаров, для которых в Чили были оптимальные природно-климатические условия по сравнению с другими странами.

Расширялось экспортное производство фруктов (яблок, клубники, винограда, киви - на 600 %), вин, рыбопродуктов, изделий деревообработки, что сделало Чили мировым экспортером этой продукции. рынка. Таможенные тарифы были снижены, Это сразу же привело к увеличению потока импортных товаров, значительную часть которых составили потребительские товары длительного пользования, электронная техника, модная одежда.

Доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась вдвое. Неолиберальная модель специально предусматривала внедрение в массовую психологию чилийцев идеалов и стандартов высокоразвитого западного потребительского общества.

Однако стиль жизни в лучших европейских и североамериканских традициях, доступный чилийской элите, был не по карману средним слоям и тем более низшим категориям общества.

Так что расширение потребительского рынка вовсе не означало расширения возможности воспользоваться его услугами для большинства населения страны. Важнейший принцип открытой экономики - это поощрение иностранного капитала. Закон «О режиме иностранных инвестиций» (1974) снимал все ограничения на вывоз прибылей из страны. Это резко повысило интерес к чилийской экономике со стороны иностранного государственного, частного и международного капитала.

Причем к чилийской обрабатывающей промышленности интерес иностранных вкладчиков был невелик (только 6,4 % общего объема инвестиций), зато прибыльной сферой приложения иностранного капитала стало кредитно-банковское дело: к 1980 г. Развитие свободной рыночной экономики Чили привело к изменениям в социальной структуре: уменьшилась численность наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Свертывание обрабатывающей промышленности госсектора вызвало маргинализацию наемных работников.

При этом демократические ценности рассматривались как вторичное по отношению к личному преуспеванию Из-за террора и репрессий начального периода диктатуры, имевших большой психологический эффект, возник феномен - «культура страха», означавшая недоверие людей друг к другу, боязнь общения, молчание, апатию, эмиграцию, одиночество.

Тем не менее реформы в Чили заставили заговорить о чилийском «экономическом чуде. Кризис 1981-1983 гг., охвативший все отрасли чилийской экономики, остановил первый этап экономических реформ Пиночета. Снизился национальный доход, безработица охватила до 35 % экономически активного населения, финансовая система страны была на грани краха. Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на «открытую» рыночную экономику нуждается в корректировке.

Начинается второй этап преобразований Пиночета (1982-1989).Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Э. Бихи. Для борьбы с кризисом чилийское правительство решило продолжить приватизацию, предоставить субсидии частному сектору и использовать методы прямого государственного вмешательства в экономику.

На втором этапе приватизации в частные руки были переданы государственные предприятия горнодобывающей отрасли, медной и сталелитейной промышленности, системы связи и была осуществлена технологическая модернизация приватизированных отраслей. В то же время произошла так называемая транснационализация новых чилийских элитно-экономических групп, т.е. установился совместный контроль чилийских и транснациональных собственников над приватизированными предприятиями.
Результаты антикризисных мер 80-х гг.

были впечатляющими: инфляция снизилась до среднемирового уровня - 9-15 %, безработица сократилась до 6 %, удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл. Чилийская экономика была признана самой «здоровой», «динамичной» и «образцовой» среди стран Латинской.Америки. Деятельность Пиночета подвергается всесторонней критике. На горизонте появляется угроза изоляции диктатора, и он берет курс на постепенную политическую либерализацию: разрешает деятельность лояльных диктатуре партий.
К середине 80-х гг.

в оппозиции складывается два полюса притяжения: один - вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (признавали любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, - вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения).

Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии». В нем содержались требования легализации политических партий, амнистии, возвращения эмигрантов, а главное - проведение свободных президентских и парламентских выборов.

В рамках общенациональных дней протеста левое крыло оппозиции использовало насильственные формы борьбы, а с 1986 г. полностью сделало ставку на вооруженное восстание. Обнаружение складов оружия и неудачное покушение на Пиночета снова вызвали введение чрезвычайного положения и дискредитировали идею о вооруженном восстании.

Заслуга правых и центристских деятелей оппозиции состояла в том, что они сумели изолировать марксистские партии и сформировать широкий политический консенсус. В декабре 1989 г. на президентских выборах победил лидер ХДП Патрисио Эйлвин , которому 11 марта 1990 г.

Пиночет передал власть.

Читайте также:

Диктатура Пиночета в Чили (1973-1989)

После военного переворота 11 сентября 1973 г., совершенного с помощью ЦРУ, военная хунта распустила Национальный конгресс (парламент) и местные органы власти (муниципалитеты), были отменены гражданско-демократические свободы, запрещены политические партии, входившие в блок Народное единство, приостановлена деятельность остальных партий, распущен Единый профцентр трудящихся (КУТ), введено осадное положение, развязан террор по политическим мотивам.

Для государственно-политического устройства Чили 1973-1989 гг. характерна сильная персонализация власти в лице ключевой центральной фигуры генерала Пиночета. В декабре 1974 г. он был назначен президентом Чили. Пиночет устранил конкурентов, ввел несменяемость своего поста в качестве главнокомандующего армией, установил свой прямой контроль над политической охранкой ДИНА.

Ни одна из политических, военных и экономических группировок господствующего блока не обладала всей полнотой власти, поэтому Пиночет стал своего рода стоящим над ними арбитром. На референдуме 1978 г. 75 % голосовавших выразили свое согласие с властью военных, режим Пиночета стал казаться легитимным.

Особенность формирования государственно-юридических форм Чили при режиме Пиночета состояла в том, что они создавались и эволюционировали не до, а после экономических перемен. Другая особенность - это постепенная институционализация режима: в период 1974-1979 гг. были приняты законодательные акты, отразившие эволюцию от репрессивной диктатуры к стабильному авторитаризму, допускающему, хотя и ограниченно, существование представительных институтов.

Под названием «защищенная демократия» без плюрализма и политических партий это было закреплено в новой конституции 1980 г. В основе такого политического успеха лежали экономические успехи «чикагской неолиберальной модели», разгром оппозиционного движения, конформизм общества.
Сблизившаяся с новыми правыми военная верхушка разработала экономическую стратегию, рассчитанную на длительную перспективу.

режим пиночета в чили

Ее цель - создать модель свободной рыночной экономики. Молодые доктора экономических наук, обучавшиеся в Чикагском университете, последователи М. Фридмена, стали экономическими советниками в государственных учреждениях, министерствах и банках. Военные же гарантировали политическую стабильность и социальный мир для неолиберального экономического эксперимента.

Неолиберальная модель стабилизации и модернизации чилийской экономики предполагала свободную частную инициативу и частное предпринимательство в производственной и финансовой сферах как основу экономического процветания; повышение конкурентоспособности национальной чилийской экономики на мировом рынке; отказ от протекционизма; создание оптимально благоприятных условий для привлечения и деятельности иностранного капитала на основе прямого инвестирования и предоставление частному сектору права получения внешних кредитов; сокращение прямого государственного вмешательства в экономику; отчисление высшими слоями «излишков» в пользу малообеспеченных и снятие социальной напряженности.

На первом этапе развития чилийской экономики неолиберальная модель применялась практически в «чистом» виде.

О Чили стали говорить как об испытательном полигоне для экономистов «Чикагской школы». Начало стабилизации происходило в условиях гиперинфляции, дефицита платежного баланса, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Но отступать никто не хотел, было решено добиться стабилизации любой ценой, конкретно с "помощью «шоковой терапии», рекомендованной Международным валютным фондом (МВФ). «Шоковая терапия» означала прекращение государственного финансирования нерентабельных предприятий, резкое снижение реальной заработной платы, сведение к минимуму общественного спроса, сокращение наполовину государственных инвестиций, развертывание приватизации.

С помощью приватизации предполагалось повысить эффективность национального производства и модернизировать его, а также поддержать национальную валюту и осуществить регулярные выплаты в счет погашения внешнего долга.

Приватизация, ставшая краеугольным камнем неолиберального курса, проходила в 70-е гг.

в двух формах: реприватизации и распродажи государственной собственности частным лицам. В 1974-1978 гг. бывшим владельцам было возвращено 294 ранее национализированных промышленных предприятия.

200 предприятий было продано с торгов по заниженным ценам. Под контролем государства оставалось только 20 компаний, из них 5 промышленных. Национализированные в свое время Народным единством знаменитые медные рудники формально продолжали оставаться государственными, однако за их национализацию была выплачена крупная компенсация, а управление рудниками и их эксплуатация передавались в руки ТНК, которые к тому же усилили контроль над сбытом меди, поставками оборудования и запчастей.

В результате к 1983 г. производство меди увеличилось на 70 %, а количество занятых уменьшилось на одну треть. Часть медных рудников была скуплена американским капиталом. Таким образом, роль госсектора превратилась из основной во вспомогательную. К началу 1977 г. приватизация государственной собственности была в основном завершена.

В результате приватизации крупные чилийские финансово-олигархические группы - «семейные кланы» Александри, Эдвардсов, Матте, Ярура - получили солидную выгоду.

Появились новые кланы - Крусат-Ларрэна, Виаля, Анхелини, Луксича, контролировавшие 250 крупнейших частных предприятий, а также местный рынок ссудного капитала. Укреплялись позиции крупнейших национальных групп в военно-промышленном комплексе. И хотя Чили импортировало военную технику и снаряжение, местный ВПК сам занимался производством и экспортом оружия. Эта инициатива при поддержке НАТО и США вывела Чили на третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины) по экспорту оружия и военной техники (что принесло стране в 1985-1986 гг.

валютный доход на сумму 100 млн долл.). ПравиТельство защищало интересы этих финансово-промышленных групп. Например, фирма К. Кардоэна, крупнейший частный экспортер оружия, в кризисном 1981 г. получила кредит от государства на сумму 4,6 млн долл. В то же время подрывался национальный производственный механизм: сокращалось производство и доля в ВВП предприятий обрабатывающей промышленности - машиностроительной, химической, текстильной, кожевенно-обувной, оказавшихся неконкурентоспособными в условиях свободного рынка.

Отказавшись признать легитимность аграрных преобразований правительств ХДП и Народного единства, режим Пиночета возвратил 2,8 млн га земли прежним владельцам, более одной трети крестьян, получивших земельные участки до военного переворота 1973 г., разорились.

В течение 1976-1980 гг. посевные площади под 14 основными продовольственными культурами ежегодно сокращались, что привело к увеличению импорта, например пшеницы на 300 млн долл. В основу развития сельского хозяйства был положен принцип «сравнительных преимуществ», который означал предпочтительное производство таких товаров, для которых в Чили были оптимальные природно-климатические условия по сравнению с другими странами.

Расширялось экспортное производство фруктов (яблок, клубники, винограда, киви - на 600 %), вин, рыбопродуктов, изделий деревообработки, что сделало Чили мировым экспортером этой продукции.

Главное состояло в том, что чилийский экспорт, где наибольший удельный вес занимали медь и селитра, удалось диверсифицировать и, следовательно, сделать менее уязвимым к колебаниям конъюнктуры мирового рынка.

Разрушению национальной промышленности способствовало проведенное в соответствии с курсом на открытую экономику снижение таможенных тарифов и отказ от протекционизма.

Таможенные тарифы были снижены с 94 % в 1973 г. до 10 % в 1979 г. Это сразу же привело к увеличению потока импортных товаров, значительную часть которых составили потребительские товары длительного пользования, электронная техника, модная одежда. Доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась вдвое, а стоимость импорта только в одном 1981 г. составила 1,8 млрд долл., что эквивалентно 25 % стоимости всей продукции национальной обрабатывающей промышленности.

Неолиберальная модель специально предусматривала внедрение в массовую психологию чилийцев идеалов и стандартов высокоразвитого западного потребительского общества. Однако стиль жизни в лучших европейских и североамериканских традициях, доступный чилийской элите, был не по карману средним слоям и тем более низшим категориям общества. Так что расширение потребительского рынка вовсе не означало расширения возможности воспользоваться его услугами для большинства населения страны.
Важнейший принцип открытой экономики - это поощрение иностранного капитала.

Закон «О режиме иностранных инвестиций» (1974) снимал все ограничения на вывоз прибылей из страны. Это резко повысило интерес к чилийской экономике со стороны иностранного государственного, частного и международного капитала.

Причем к чилийской обрабатывающей промышленности интерес иностранных вкладчиков был невелик (только 6,4 % общего объема инвестиций), зато прибыльной сферой приложения иностранного капитала стало кредитно-банковское дело: к 1980 г. в стране функционировало 19 иностранных банков (против одного в 1974 г.). Только Межамериканский банк развития (МАБР) и Мировой банк в 1976-1982 гг. предоставили Чили 46 кредитов на сумму 3,1 млрд долл.
Затраты на переход к неолиберальной экономике способствовали увеличению внешнего долга страны до 20 млрд 690 млн долл.

(1986) против 3,3 млрд долл. (1973). В середине 90-х гг. внешний долг стабилизировался на уровне 17,5-18,5 млрд долл. Правительство Пиночета тратило на обслуживание внешнего долга 62 % доходов от экспорта (правительство Альенде - 12 %). Подсчеты экономистов делают иллюзорной идею о возможности выплаты внешнего долга в существующих условиях. Несомненно одно: в течение десятилетий Чили должно будет работать на своих кредиторов.

Развитие свободной рыночной экономики Чили привело к изменениям в социальной структуре: уменьшилась численность наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Свертывание обрабатывающей промышленности госсектора вызвало маргинализацию наемных работников. С учетом сокращения числа государственных служащих и разорения мелких предпринимателей доля маргиналов составила свыше одной трети рабочей силы.

Уровень безработицы с 3,8 % в 1972 г. поднялся до 18 % ЭАН.
Социальная политика Пиночета базировалась на отказе от принципа социальной справедливости, утверждался принцип свободы выбора и «равных возможностей».

Социально-психологическим следствием экономических реформ и социальной политики Пиночета можно считать формирование новой ментальности общества на принципах индивидуализма, прагматизма и личного интереса.

При этом демократические ценности рассматривались как вторичное по отношению к личному преуспеванию. Общество аполитичных конформистов - субъектов новой ментальности стало основой политической модели режима Пиночета. Хорошие работники должны интересоваться исключительно профессиональной сферой. Допускался лишь такой вид политической активности, как деятельность молодежных, женских объединений, соседских советов и т.п.

Патерналистский характер режима Пиночета сочетался с откровенной обособленностью элиты от других слоев общества.

Духовная жизнь чилийцев была жестко регламентирована, строго подконтрольна и подцензурна, что позволяет говорить о возникновении феномена так называемого «культурного затмения», смысл которого - отсутствие альтернативной официальному курсу культурной жизни.

В то же время из-за террора и репрессий начального периода диктатуры, имевших большой психологический эффект, возник феномен - «культура страха», означавшая недоверие людей друг к другу, боязнь общения, молчание, апатию, эмиграцию, одиночество.

«Культура страха», так же как и другие формы массовой психологии, способствовала политической стабильности общества и внедрению неолиберальной экономической модели.

Тем не менее реформы в Чили заставили заговорить о чилийском «экономическом чуде».

Под «экономическим чудом» следует понимать устойчивые темпы роста ВВП (примерно 6 % в год), снижение втрое дефицита платежного баланса, ликвидацию дефицита госбюджета, задержку инфляции до 30 % в год, модернизацию государственного аппарата по пути эффективности его управления и сокращения числа занятых в нем чиновников. В целом успехи касались макроэкономических факторов.
Вместе с тем цена «чуда» означала рост внешнего долга почти в 5 раз, сокращение государственных инвестиций ниже уровня 60-х гг., сохранение достаточно высокого потолка инфляции, подрыв национальной промышленности и особенно ее обрабатывающих отраслей ниже уровня 1973 г., ущемление традиционных предпринимательских кругов, высокий уровень безработицы (до 18 %), падение средней заработной платы ниже уровня 1970 г., маргинализацию и обнищание населения (свыше 40 % чилийцев жили за чертой бедности, доход 80 % чилийцев не достигал средненационального уровня 1510 долл.

в год). Заплатить такую высокую «социальную цену» общество могло только в рамках диктаторского режима.

Кризис 1981-1983 гг., охвативший все отрасли чилийской экономики, остановил первый этап экономических реформ Пиночета.

Снизился национальный доход, безработица охватила до 35 % экономически активного населения, финансовая система страны была на грани краха.

Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на «открытую» рыночную экономику нуждается в корректировке. Начинается второй этап преобразований Пиночета (1982-1989).

Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Э. Бихи, деятельность которого, в отличие от предшественников, характеризовалась большей взвешенностью, реалистичностью, гибкостью.

Для борьбы с кризисом чилийское правительство решило продолжить приватизацию, предоставить субсидии частному сектору и использовать методы прямого государственного вмешательства ^в экономику. Спасая, например, банковскую систему, государство вмешалось в управление 13 банков и установило прямой контроль еще над двумя банками, к тому же государство взяло на себя выплату внешнего долга частных банков. На втором этапе приватизации в частные руки были переданы государственные предприятия горнодобывающей отрасли, медной и сталелитейной промышленности, системы связи и была осуществлена технологическая модернизация приватизированных отраслей.

В то же время произошла так называемая транснационализация новых чилийских элитно-экономических групп, т.е. установился совместный контроль чилийских и транснациональных собственников над приватизированными предприятиями.
Результаты антикризисных мер 80-х гг. были впечатляющими: инфляция снизилась до среднемирового уровня - 9-15 %, безработица сократилась до 6 %, удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл.

Чилийская экономика была признана самой «здоровой», «динамичной» и «образцовой» среди стран Латинской.Америки.

Кризис 1981 - 1983 гг.

положил начало «остыванию» диктатуры Пиночета. Экономические трудности стимулировали активность различных оппозиционных течений - от новых правых до крайних левых.

Оппозиция начинает сопротивление диктатору. 11 мая 1983 г. впервые проходит так называемый День национального протеста. На повестку дня ставится вопрос о свержении диктатуры и восстановлении демократии. Деятельность Пиночета подвергается всесторонней критике.

На горизонте появляется угроза изоляции диктатора, и он берет курс на постепенную политическую либерализацию: разрешает деятельность лояльных диктатуре партий.
К середине 80-х гг. в оппозиции складывается два полюса притяжения: один - вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (признавали любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, - вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения).

Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии».

В рамках общенациональных дней протеста левое крыло оппозиции использовало насильственные формы борьбы, а с 1986 г.

полностью сделало ставку на вооруженное восстание. Обнаружение складов оружия и неудачное покушение на Пиночета снова вызвали введение чрезвычайного положения и дискредитировали идею о вооруженном восстании.

Заслуга правых и центристских деятелей оппозиции состояла в том, что они сумели изолировать марксистские партии и сформировать широкий политический консенсус.
Итогом эволюции режима Пиночета стал референдум в октябре 1988 г., на который был вынесен вопрос о предоставлении Пиночету президентских полномочий на очередной 8-летний срок. 53 % чилийцев проголосовали против диктатора.

В декабре 1989 г. на президентских выборах победил лидер ХДП Патрисио Эйлвин, которому 11 марта 1990 г. Пиночет передал власть.

Коалиционное левоцентристское правительство Эйлвина вступило в переходный период от диктатуры к демократии. Были отменены военные трибуналы, начаты расследования финансовых нарушений и коррупции должностных лиц времен диктатуры, амнистированы политзаключенные.

Национальная комиссия правды и примирения расследовала нарушения прав человека, подтвердив факт гибели в годы диктатуры свыше 2 тыс. человек (их родственники получили компенсацию). Прежний неолиберальный экономический курс Пиночета был скорректирован в сторону отказа от «шоковой терапии» ипривлечения методов госрегулирования. Правительство удвоило расходы на социальные программы.

Удалось сократить безработицу и вдвое уменьшить инфляцию. Чили восстановило дипломатические отношения с СССР, Кубой, Вьетнамом и Северной Кореей, активнее стало участвовать в межамериканском сотрудничестве, расширило отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В декабре 1993 г. на всеобщих президентских выборах победу одержал кандидат от объединения политических партий «За демократию» Эдуардо Фрей (сын бывшего президента Э. Фрея). Его прави-. тельство продолжило курс Эйлвина, сохранив социальную направленность и расширяя поддержку национальных предпринимательских кругов.

Через 26 лет после гибели С. Альенде пост президента занял социалист Рикардо Лагос, Это означало настоящую политическую смерть Пиночета и окончание переходного периода от диктатуры к демократии в Чили.

Перед новым президентом стоят серьезные экономические проблемы: необходимость выплаты внешнего долга, размер которого составил в 1999 г. 45 % от ВВП Чили, и преодоление спада темпов экономического роста, наметившегося в 1999 г. Р. Лагос считает, что нельзя строить рыночное общество в чистом виде, что рынок не может решить всех проблем.

Предстоит разработать стратегию развития с учетом позитивного исторического опыта госрегулирования.

Биография
Президент Чили (1974-1989), генерал. В 1973-1974 годах председатель военной хунты, захватившей власть в 1973 году в результате военного переворота; установил диктаторский режим. Главнокомандующий сухопутными силами.
Аугусто Пиночет родился в одном из крупнейших портовых городов Чили Вальпараисо 25 ноября 1915 года. Он был старшим из шести детей в семье служащего порта.
Прадед Аугусто Пиночета, бретонец по происхождению, перебрался в Латинскую Америку из Франции. В наследство последующим поколениям семьи он оставил немалые сбережения. Для юноши из среднебуржуазной семьи, каковым являлся Аугусто, наиболее успешной могла быть военная карьера.
С 1933 по 1937 год он учится в военном училище. После его окончания пехотный лейтенант Пиночет направляется для несения службы в полк, расположенный в Чакабуко. Так начало пути будущего диктатора роковым образом совпало с местом, где в 1973 году расположился один из самых мрачных застенков диктатуры - концлагерь «Чакабуко».
Служба в полку сменяется в том же году службой во втором пехотном полку в Майпо. Пиночет проходит переподготовку в военных училищах. Затем два года Пиночет служит в провинциальных гарнизонах. Вырваться оттуда ему помогает поступление в Военную академию (1949). В 1954 году он становится преподавателем той же академии, по окончании которой получил воинские специальности: «офицер генерального штаба» и «преподаватель военной географии и логики».
В 1956 году Аугусто Пиночет получает исключительно лестное назначение - в военную миссию Чили в США. Исключительно лестное, если учесть, что среди чилийских офицеров, по признанию самих военных, царило «немыслимое раболепство» перед всем американским. В этой ситуации загадочным кажется быстрое «исчезновение» Пиночета из состава чилийской военной миссии и «передислокация» его в качестве преподавателя в Военную академию Кито в Эквадоре.
В 1959 году Пиночет возвращается в Чили, где впервые примеряет генеральские погоны. Он возглавляет на родине штаб 1-й дивизии. Последующие назначения: командир полка «Эсмеральда» (1961), вице-директор военной академии (1964).
С 1968 года он занимает различные командные должности в армии, пока не получает приказ возглавить командование гарнизоном «Сантьяго» (1971). Это было его первое назначение в период правления президента Альенде. Генерал Пиночет вызывал доверие у правительства Народного единства как дисциплинированный офицер, верный своему воинскому долгу, квалифицированный специалист, казалось бы, весьма далекий от политических интриг.
В начале ноября 1972 года Пиночет, будучи заместителем генерала Пратса, назначенного президентом Сальвадором Альенде министром внутренних дел, стал исполняющим обязанности главнокомандующего сухопутными войсками, что облегчило подготовку путча. В марте 1973 года на выборах в конгресс количество голосов, поданных за Народное единство, увеличилось с 36 (в 1970 году) до 44 процентов. В то же время росли силы оппозиции правительству Альенде.
В августе 1973 года заговорщики организовали провокацию против главнокомандующего сухопутными силами Чили генерала Пратса, который, сохраняя верность правительству Народного единства, не выдержав травли, подал в отставку со всех своих постов. Приняв отставку Пратса, Альенде назначил на его место генерала Пиночета. Карлос Пратс писал в своем дневнике 23 августа 1973 года: «Моя карьера окончилась. Не преувеличивая свою роль, я считаю, что мой уход в отставку - прелюдия государственного переворота и величайшего предательства... Теперь осталось лишь назначить день переворота».
В стране все труднее становилось с продуктами питания. Рост инфляции свел на нет результаты перераспределения доходов. В мае 1973 года в президентском послании конгрессу Альенде писал: «Мы должны признать, что оказались неспособными создать соответствующие новым условиям руководство экономикой, что нас захватил бюрократический смерч, что у нас нет необходимых инструментов для изъятия прибылей буржуазии и что политика перераспределения доходов проводилась в отрыве от реальных возможностей экономики».
Страна переживала тяжелый политический кризис. Альенде стоял перед выбором: либо последовательная, в рамках конституции, реализация программы правительства, которая в целом не была чужда и Христианско-демократической партии (ХДП), основной оппозиционной силе, либо полный отказ от нее, что сопровождалось бы нарушением законодательства, противостоянием с конгрессом, в котором сторонники президента имели явное меньшинство.
В результате Народное единство и президент Альенде отдали предпочтение второму варианту и таким образом обрели себе серьезных противников, прежде всего, в лице Национального конгресса и Конституционного трибунала. Первый принял «Соглашение палаты», резолюцию, объявившую правительство вне закона, и обвиняло Альенде в нарушении конституции. Самым опасным было то, что «Соглашение» практически призывало вооруженные силы к неподчинению властям, пока они «не встанут на путь законности».
Вечером 10 сентября Альенде принимает решение объявить на митинге о проведении плебисцита. Но было поздно. 11 сентября 1973 года в Чили произошел военный переворот. Это был не обычный мятеж гарнизонного типа, а отлично спланированная военная операция, в центре которой была осуществлена комбинированная атака с применением авиации, артиллерии и пехоты. Истребители-бомбардировщики выпустили по президентскому дворцу ракеты. За этими действиями чувствовалась рука квалифицированного военного специалиста, хладнокровно и методично осуществившего подготовительные шаги. Военными формированиями сразу же были заняты все государственные и правительственные учреждения. Были приняты меры к тому, чтобы воспрепятствовать выступлению любых регулярных воинских частей в защиту законного правительства. Все офицеры, отказавшиеся поддержать путч, были расстреляны.
В ходе боевых действий был убит конституционный президент Чили Сальвадор Альенде, который не принял предложение о капитуляции. К власти в Чили пришла военная хунта, возглавляемая генералом Аугусто Пиночетом Угарте.
Чуть ли не на следующий после переворота день Аугусто Пиночет заявил, что вооруженные силы остаются верными своему профессиональному долгу, что только чувство патриотизма, а также «марксисты и обстановка в стране» вынудили их взять власть в свои руки, что, «как только спокойствие будет восстановлено, а экономика выведена из состояния коллапса, армия вернется в казармы». Генерал даже установил срок для реализации этих целей: около 20 лет, после чего Чили вернется к демократии, но не к той, что была при Альенде, а подлинной. При этом он руководствовался в основном тем, что за этот период вырастет поколение, которое либо не будет знать периода Народного единства, либо будет иметь о нем смутные воспоминания.
Со временем генерал Пиночет сумел сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Он превращается в национального вождя, «отца нации». Генерал Пиночет устранил всех реальных конкурентов. Генерал Густаво Ли получил отставку. Адмирал Мерино со временем был лишен всякой реальной власти. Министр внутренних дел генерал Оскар Бонилья погиб в авиакатастрофе при невыясненных обстоятельствах.
Летом 1974 года был принят декрет-закон «О юридическом статусе правящей хунты», в котором генерал Пиночет провозглашался верховным носителем власти. Он был наделен широкими полномочиями, в том числе правом единолично объявлять осадное положение, одобрять или отменять любые законы, назначать или смещать судей. В Чили устанавливается военно-авторитарный режим с внешней атрибутикой президентской республики, где власть главы государства не ограничивалась ни парламентом, ни политическими партиями.
Идеологи режима утверждали, что демократия - это роскошь, которую страна с таким уровнем развития, как Чили, не может себе позволить. Необходимо сначала подготовить экономические, социальные и культурные предпосылки для демократии. Отныне во главу угла ставился отказ от принципа социальной справедливости и утверждение принципов свободы выбора и равенства возможностей. Была ликвидирована система представительной демократии. 21 сентября 1973 года согласно декрету-закону распускается национальный конгресс, как было заявлено, вследствие невозможности «соблюдать в настоящее время законодательные требования, предъявляемые к установленной процедуре принятия законов». По выражению Пиночета, в стране формируется новая демократия - «без плюрализма и политических партий».
Военный режим сразу же объявил состояние «внутренней войны». Генерал Пиночет заявил: «Из всех наших врагов главным и наиболее опасным является коммунистическая партия. Мы должны разрушить ее сейчас, пока она реорганизуется по всей стране. Если нам это не удастся, она рано или поздно уничтожит нас». Ведущую роль в репрессиях играла армия. Были учреждены военные трибуналы, заменившие гражданские суды. Создается несколько концентрационных лагерей для политзаключенных, в том числе в Нисагуа и Чакабуко в пустыне Атакама на севере страны. Значительную роль в первые месяцы репрессий играли военные разведслужбы: армейская разведка, военно-морская разведка, разведка военно-воздушных сил и разведка корпуса карабинеров. Позднее специальная рабочая группа Комиссии ООН по правам человека установила, что сотрудники этих органов активно применяли физические пытки и психологическое давление к политзаключенным: лишали их еды, сна, имитировали расстрелы и пр. Однако вскоре для вождей режима становится ясно, что органы военной разведки не справляются с поставленными перед ними задачами.
В начале 1974 года начинает создаваться единый национальный разведывательный орган. Вначале был образован Национальный исполнительный секретариат по делам заключенных, а летом того же года - Управление национальной разведки (ДИНА). В число ее задач входил сбор и анализ информации, необходимой для обеспечения национальной безопасности, но вместе с тем ДИНА получила право осуществлять репрессивные акции. Руководителем ДИНА стал полковник Мануэль Контрерас Сепульведа, заместителем - Хорхе Эспиноса. К середине 70-х годов ДИНА насчитывала до пятнадцати тысяч сотрудников, многие из которых прошли подготовку в «Школе Америк» в Форт-Гулике.
Мишенью секретной службы генерала Пиночета становятся находившиеся в эмиграции противники военного правительства. По некоторым сведениям, был разработан специальный план под кодовым названием «Проект Андреа», предусматривавший убийство политических противников режима, находившихся в эмиграции. Первой жертвой стал генерал Карлос Пратс, проживавший в Аргентине. 30 сентября 1974 года вместе с женой он был взорван в собственном автомобиле прямо в центре Буэнос-Айреса.
Затем началась охота за бывшим министром обороны в правительстве Альенде, социалистом Орландо Летельером, который открыто из-за рубежа критиковал политику военного режима. 11 сентября 1976 года он был объявлен «врагом нации» и лишен чилийского гражданства, а ровно через десять дней убит агентами ДИНА в Вашингтоне. «Подвиги» ДИНА, видимо, превратили ее в одиозную организацию, и генерал Пиночет в августе 1977 года издает указ о ее роспуске. Вместо ДИНА создается Национальный информационный центр (СПИ). Первые три месяца председателем его являлся все тот же полковник Контрерас, затем его сменил генерал Одланьер Мена. Как и ДИНА, новый орган подчинялся непосредственно Аугусто Пиночету.
В 1978 году генерал Пиночет провел референдум и получил 75 процентов голосов в свою поддержку. Объективные обозреватели назвали это крупной политической победой Пиночета, чья пропаганда умело использовала антиамериканизм чилийцев, их приверженность таким ценностям, как достоинство нации и суверенитет. Впрочем, не исключалась и возможность фальсификации со стороны режима.
В августе 1980 года состоялся плебисцит по проекту конституции. «За» было подано 67 процентов голосов, «против» - 30 процентов. С марта 1981 года Конституция вступила в силу. Однако осуществление ее основных статей - о выборах, конгрессе и партиях - откладывалось на восемь лет. До тех пор полномочия конгресса осуществляла военная хунта. Аугусто Пиночет без выборов был объявлен «конституционным президентом на 8 лет с правом переизбрания на последующие 8 лет».
В 1985-м - начале 1986 годов после кратковременного подъема зкономическая ситуация в стране вновь ухудшилась. Тогда же генерал Пиночет отказался рассматривать «Национальное соглашение о переходе к демократии». Два эти обстоятельства породили новый всплеск оппозиционного движения. В начале июля 1986 года в Чили прошла всеобщая забастовка. А 7 сентября все мировые телеграфные агентства передали из Чили сообщение о покушении на диктатора. Пропустив эскорт мотоциклистов, боевики перекрыли дорогу лимузину президента грузовиком с прицепом и открыли огонь. Пиночета, похоже, спасло чудо - террористов подвело оружие. Вначале гранатомет дал осечку, затем после второго выстрела граната пробила стекло, но не взорвалась.
В ходе нападения погибли пятеро охранников генерала. Сам он назвал «перстом всевышнего» то, что ему удалось невредимым вырваться из рук террористов. «Бог спас меня, - заявил Пиночет, - чтобы я мог и дальше бороться во имя отечества». По его приказу разбитые и обгоревшие автомашины президентского кортежа были выставлены на всеобщее обозрение. Генерал подтвердил: «Твердая рука - вот единственное средство, годное в нынешней ситуации. Те, кто рассуждает о правах человека, будут выдворены из страны или отправлены за решетку».
В области экономики Пиночет выбрал наиболее жесткий и радикальный путь «чистой» транснационализации. «Чили - страна собственников, а не пролетариев», - повторял диктатор. Вокруг генерала Аугусто Пиночета сложилась группа чилийских экономистов, многие из которых учились в Чикагском университете под руководством Нобелевского лауреата профессора Милтона Фридмэна и профессора А. Харбергера. «Чикаго бойз» («Чикагские мальчики») разработали применительно к Чили программу перехода к свободной рыночной экономике. Сам Фридмэн придавал большое значение чилийскому эксперименту и несколько раз посещал страну.
Модель свободной экономики, разработанная на основе неомонетаристских идей «чикагцев», базировалась на отказе от всех форм государственного регулирования, предоставлении свободы действий частному национальному и иностранному капиталу, либерализации импорта и активном привлечении внешнего финансирования. Реализовывать рекомендации «Чикаго бойз» начал министр экономики Ф. Ленис, бывший до этого генеральным директором газеты «Меркурио».
В марте 1987 года принимается закон о политических партиях, что еще более улучшило имидж военного режима за рубежом. После этого часть оппозиции перешла на сторону режима.
На 5 октября 1988 года был назначен промежуточный плебисцит, предусмотренный Конституцией 1980 года.
После объявления о предстоящем плебисците глава хунты заверил будущих избирателей, что все политические силы, включая оппозиционные, получат право контролировать ход голосования. Власти отменили чрезвычайное положение, разрешили возвратиться в страну бывшим депутатам и сенаторам, руководителям некоторых левых партий, вожакам профсоюзов, объявленным ранее «государственными преступниками». Было разрешено возвратиться на родину и Ортенсии Бусси - вдове последнего законного президента Чили Сальвадора Альенде.
30 августа члены хунты после недолгих дебатов единогласно назвали кандидатом на пост президента страны Аугусто Пиночета. Самому Пиночету осталось лишь согласиться. «Править этой страной - удел, уготованный мне свыше» - эту точку зрения диктатора чилийцы не раз слышали в предвыборных выступлениях Пиночета в радио и телепрограммах.
Назначение главаря хунты единственным кандидатом, хотя и ожидавшееся, вызвало взрыв возмущения в самых широких кругах Чили. По всей стране прокатились стихийные манифестации и митинги. В столкновениях с карабинерами три человека погибли, 25 - получили ранения, 1150 демонстрантов подверглись аресту. Выдвижение кандидатуры диктатора отметили и его сторонники, которые собрались на площади у дворца «Ла Монеда».
Оппозиционные силы страны к моменту проведения плебисцита консолидировались, действовали более решительно и организованно. На заключительный митинг на Панамериканском шоссе собралось более миллиона человек - это была самая массовая манифестация за всю историю Чили. 16 оппозиционных партий призвали сказать «нет» Пиночету.
Предвыборная кампания ни в чем не изменила характер генерала: поездки по стране, встречи с толпами поддерживающих его кандидатуру. «Чили не есть и никогда не будет страной пролетариев!» Поддерживающие Пиночета владельцы поместий и предприятий ставили в известность своих рабочих о том, что, если Пиночет не пройдет на выборах, трудящиеся окажутся на улице.
Когда же опросы общественного мнения стали предсказывать победу оппозиции с преимуществом в 30 процентов, Пиночет стал проявлять явные признаки беспокойства. В ход пошли подачки и громкие обещания. Он объявил о повышении зарплаты служащим и пенсий по старости, снизил цены на хлеб и сахар. Выступая в Тальке, на юге страны, пообещал раздать крестьянам те земли, которые пока еще принадлежат государству.
5 октября 1988 года, как показали подсчеты, около 55 процентов избирателей подали свои голоса против диктатора. За предоставление возможности Пиночету находиться во главе Чили еще восемь лет высказалось тоже немалое количество избирателей - свыше 43%. Однако этот в другой ситуации отрадный факт (поддержка со стороны более чем 3 миллионов чилийцев!) на этот раз не удовлетворил диктатора. Уже ночью с 5 на 6 октября во дворце «Ла Монеда», приостановив тревожную информацию о ходе плебисцита, члены хунты провели двухчасовое совещание по обсуждению случившегося. Но не признать перевеса голосов в пользу оппозиции уже было нельзя.
Через две недели после плебисцита был смещен со своего поста близкий друг и соратник Пиночета - Фернандес. Теперь уже Серхио Фернандеса считают чуть ли не главным виновником потери победы. Вместе с Фернандесом глава хунты сместил еще восемь министров, проведя, таким образом, крупную «чистку» в правительственном кабинете. По мнению диктатора, эти люди были во многом «виноваты» в неблагоприятном исходе голосования. Выступая по радио и телевидению, Пиночет оценил итоги голосования как «ошибку чилийцев», однако заявил, что признает вердикт избирателей и будет уважать результаты голосования. Важно подчеркнуть, что, формируя новый кабинет министров, Пиночет не ввел в него ни одного представителя военно-воздушных сил и карабинеров.
В конце 1989 года в Чили состоялись президентские и парламентские выборы. В преддверии их была создана коалиция «Согласие во имя демократии», в которую вошли 17 оппозиционных партий от социалистов до консерваторов. Кандидатом в президенты от коалиции стал председатель ХДП Патрисио Эйлвин. От сил, поддерживающих генерала Пиночета, был выдвинут Эрнан Буччи, бывший министр финансов, именно ему в заслугу ставили быстрый экономический рост последних лет. Буччи набрал на президентских выборах 29,4 процента голосов, что говорило о достаточно серьезной поддержке. Возможно, он смог бы и победить, однако часть голосов отошла к независимому кандидату Франсиско Хавьеру Эррасурису (15,4 процента). Президентом стал Патрисио Эйлвин, который набрал 55,2 процента голосов.
11 марта 1990 года к власти пришло демократическое правительство во главе с 72-летним Патрисио Эйлвином. Генерал Пиночет ушел с поста президента, однако остался командующим сухопутными войсками и сохранил свое влияние в политической жизни страны.
Под давлением общественности президент создал Комиссию правды и примирения, получившую название по имени ее председателя «комиссии Реттига», которая приступила к расследованию нарушений прав человека в период военной диктатуры. Данные о жертвах были крайне противоречивы. Во многих публикациях говорилось, что число погибших за 16 лет правления хунты достигало 40 000, без вести пропало - 3000. Но данным «Эмнисти интернэшнл», погибло 30 000 человек. В марте 1991 года Комиссия Рауля Реттига обнародовала доклад, содержащий официальную оценку и описание всех выявленных случаев нарушений прав человека в 1973-1989 годах. По данным комиссии, за период правления военной хунты в Чили погибло 2279 человек, в том числе 164 человека стали жертвами насилия во время разгона манифестаций и при облавах, а 2115 человек погибли при различных обстоятельствах от рук агентов спецслужб и военных. Комиссия также сообщила, что президент Сальвадор Альенде покончил с собой.
Авторитет Пиночета продолжал падать. Опрос общественного мнения, проведенный в 1992 году, показал, что ему отдали свои голоса только 20 процентов опрошенных, Эйлвин же получил 70 процентов голосов. Были у генерала Пиночета проблемы и за рубежом. В 1991 году сорвалось его европейское турне, поскольку уже в самом начале, когда Пиночет находился в Великобритании, ни один из официальных представителей его не принял.
Между тем правительство Эйлвина продолжало курс Пиночета на неолиберальную модернизацию страны. Новый президент не раз отмечал, что военная диктатура оставила его правительству не лучшее экономическое наследство: высокий бюджетный дефицит, инфляция, безработица, низкий уровень жизни широких слоев населения. Он говорил о необходимости смены приоритетов в экономической политике, которая должна сделать акцент на решении социальных проблем. Вместе с тем отдавалось должное экономическим сдвигам к лучшему, которых сумел добиться режим Пиночета. Экономический рост только в одном 1989 году составил 10 процентов. Были заложены реальные предпосылки для прорыва Чили в группу среднеразвитых стран.
Правда, у самого правительства были более жесткие оценки. «Пиночет оставил векселя, оплачивать которые приходится нам, - говорил министр финансов Алехандро Фоксли. - Нынешнее процветание фактически обеспечено валютными кредитами, которые не сегодня-завтра ударят бумерангом финансового кризиса и экономического спада. Ведь у Чили очень большой внешний долг по отношению к валовому национальному продукту - 75 процентов! И разорительнейшие обязательства по ежегодным процентным отчислениям - 8 процентов ВНП, в то время как у Аргентины - 5,6, а у Мексики - 5 процентов.
Главной заслугой Патрисио Эйлвина можно назвать то, что он продолжил экономическую модернизацию Пиночета и утвердил курс на гражданское согласие.
В марте 1994 года в должность президента вступил христианский демократ Эдуардо Фрей, победивший на выборах.
Военные и сам Пиночет по-прежнему пользовались немалым влиянием. Один из министров правительства Эдуардо Фрея говорил корреспонденту «Чикаго трибюн»: «К Пиночету и военным прислушиваются. Они очень могущественны и играют важную роль».
В начале 1998 года генерал Пиночет ушел в отставку с поста командующего сухопутными силами, однако остался, в соответствии с конституцией, пожизненным сенатором в верхней палате парламента.
Он много времени проводил в кругу семьи. Жена Аугусто Пиночета Угарте - Лусия Ириарт Родригес так же, как и муж, происходит из семьи выходцев из Франции. Дед Лусии - баск.
Супруги имеют пятерых детей: двух сыновей и трех дочерей. Старший сын, любимец отца, названный по имени отца и деда Аугуст III Освальдо, выбрал для себя военную карьеру, Инес Лусия - преподаватель, Мария Вероника проявила склонности к биологии, младшие - Марко Антонио и Жаклин Мари пошли по медицинской линии. Уже к моменту прихода диктатора к власти Пиночет имел шестеро внуков.
Осенью 1998 года Аугусто Пиночет, совершенно неожиданно для себя, вновь оказался в центре внимания мировой общественности. 17 октября он был арестован в Лондоне, куда прибыл на лечение. Было объявлено, что генерал должен быть допрошен по делу об исчезнувших в годы его правления в Чили гражданах Испании. Позднее в Лондон поступило досье из 366 страниц, составленное испанским судьей Балтазаром Гарзоном, где содержались данные по 90 случаям убийств и пыток в Чили при Пиночете. Сам генерал заявил: «С помощью Всевышнего я вернусь домой в Чили, где надеюсь закончить свои дни в мире и спокойствии. Граждане моей страны пришли к согласию по поводу прошлого, и только они могут быть моими истинными судьями. Более четверти века я живу в согласии со своей памятью и совестью. Не надо открывать старые раны».
Окончательного решения ждать пришлось больше года. Диктатор оказался прав: учитывая его ухудшающееся здоровье, было вынесено решение отпустить престарелого диктатора на родину в Чили.

Деятельность Пиночета в качестве лидера государства до сих пор оценивается по-разному. С одной стороны, его имя связано с жестокими политическими репрессиями, с другой - с попытками произвести серьезные экономические реформы.

Сначала он обучался в школе при семинарии. Его отец, Аугусто Пиночет Вера, хотел, чтобы его сын стал врачом, но юноша видел себя только на военной службе. Из-за слабого здоровья Аугусто смог лишь с третьей попытки поступить в пехотное училище в Сан-Бернардо. В 1937 году, после 4 лет обучения, он окончил учебное заведение в звании старшего офицера.

В 1943 году Пиночет женился на Люсии Ириарт, у супругов родились два сына и три дочери.

С 1948 по 1951 годы он учился в Высшей Военной академии Чили, после которой начал преподавать. В то же время он прослушивал лекции в Академии сухопутных войск, и по слухам, обучался в школе разведки.

В 1972 году Пиночет уже был на посту тогдашнего заместителя министра внутренних дел Карлоса Пратса. Спустя год он путем всяческих провокаций и психологического давления вынудил Пратса уйти в отставку, после чего сам занял кресло министра.

К власти Пиночет пришел в результате государственного переворота 11 сентября 1973 года. Под его руководством была проведена крупномасштабная военная операция, охватившая все важнейшие государственные учреждения. Благодаря согласованности действий удалось без особых трудностей захватить Президентский дворец.

Установившееся военное положение в стране Аугусто Пиночет объяснял тем, что неспокойная обстановка в стране не позволяет сейчас создавать демократическое государство. Под неспокойной обстановкой военный лидер подразумевал социалистические настроения.

Во время пребывания Пиночета у власти была создана сильная разведка и начались политические репрессии, главной целью военного правительства стало истребление приверженцев коммунизма. Позже по инициативе созданного диктатором Управления национальной разведки была проведена знаменитая операция «Кондор», в ходе которой были убиты многие проживавшие к тому времени в эмиграции оппозиционеры, в их числе был и Карлос Пратс.

На референдуме 1980 года была принята новая конституция государства, а Пиночета без выборов объявили президентом.

В 1986 году на кортеж чилийского лидера было совершено покушение. В результате операции, проведенной Патриотическим Фронтом им. М. Родригеса, погибли пятеро охранников президента.
Проведенный в 1988 году плебисцит показал, что больше половины граждан Чили поддерживают оппозицию. Пиночет ушел с поста президента страны, но остался в политике: до 1998 года он был главнокомандующим сухопутными войсками, а после оставался на посту сенатора.

С 1998 года началось уголовное преследование Пиночета. Он обвинялся в убийствах граждан Испании, генерала К. Пратса, двух членов чилийского Левого революционного движения (Рамиреса и Эспехо), а также коррупции, торговле оружием и наркотиками. Решением суда в 2000 году бывший лидер был признан тяжело больным, и благодаря этому обстоятельству не был привлечен к уголовной ответственности.

За неделю до смерти Пиночет перенес тяжелейший инфаркт. Скончался экс-глава государства 10 декабря 2006 года. Прах его хранится в доме семьи Пиночетов.

Как к любому диктатору, отношение к Пиночету в Чили, да и во всем мире, до сих пор неоднозначное. В то время как европейские суды признали его виновным в уничтожении оппозиционеров, в современных чилийских учебниках истории определение «диктатура» было вычеркнуто и заменено на «военный режим». Более того, до сих пор в стране остается немало сторонников его деятельности.